Одним из важных событий года по праву можно считать участие МФТИ в десятом, юбилейном, авиасалоне МАКС, собравшем за время своего проведения более полумиллиона посетителей и побившем ранее установленные рекорды как по количеству участников, так и по объему заключенных сделок.

Стоит отметить, что авиасалоны предыдущих лет были превзойдены не только в холодных цифрах, но и с точки зрения обычных посетителей. Так, даже несмотря на ужасные погодные условия в дни открытого показа, полетная программа была крайне интересна и насыщена. Характерно, что внимание публики было приковано не столько полетами военной техники (хотя, безусловно, многим не терпелось наконец-то воочию увидеть жемчужину российских ВВС – истребитель пятого поколения Т-50 в воздухе), сколько летной программой гражданской и разведывательной авиации.

Захватывал воображение полет Ту-204МС: пилот неспешно зашел на посадку с глиссадой градусов под пятнадцать, чем сорвал аплодисменты публики – никто и не ожидал, что грузный тяжелый разведчик, созданный на базе Ту-204 по программе «Открытое небо», способен на что-то подобное. В свою очередь поднявшийся в воздух Ми-2 на первый взгляд не предвещал ничего интересного: казалось бы, что можно выжать из столь маленького и далеко уже не нового вертолета. Но, признаюсь, именно это выступление и запомнилось больше всего, ведь (немного представляя себе, что такое управление вертолетом) нельзя было не поразиться сложностью исполнявшихся фигур пилотажа, не говоря уже о безумно трогательном завершении программы: вертолет раскланялся перед толпой. Это сложно описать словами – маленький вертолет последовательно опускавший и поднимавший нос, скользящий вдоль четкой горизонтальной линии, уходящей вдаль… У некоторых на глаза наворачивались слезы. Уже один только этот полет был достаточным поводом для того, чтобы прийти на МАКС в день открытого показа, в дождь, среди огромной толпы людей. Нам, к огромному сожалению, так и не удалось найти запись этого полета. Быть может, вы будете удачливее в поисках. Но вернемся к другим запомнившимся эпизодам летной программы.

Приятно удивил МАИ-890 – небольшой маломощный биплан, который, несмотря на низкую тягу поршневых двигателей, все же смог продемонстрировать широкий спектр различных фигур высшего пилотажа, как то: мертвая петля, колокол, вход и выход из штопора и многие другие. Публика с улыбкой провожала взглядом этот маленький самолетик.

Бе-200 – уникальнейший самолет производства авиакомплекса имени Бериева, спасший множество жизней, произвел показательный сброс воды; Балтийские Пчелы; Стрижи; Русские Витязи, таким образом приятно развеявшие миф о своем расформировании, – всего и не перечислишь, как и не опишешь словами летную программу, продемонстрированную Стрижами и Витязями, – это просто надо было видеть!

Не отставала по уровню и статическая экспозиция, включившая в этом году два новейших пассажирских лайнера – Boeing 787 Dreamliner и Airbus A380. Причем если летная программа была значительно более зрелищной и насыщенной в выходные дни, то будни были в полной мере отданы бизнес-аудитории и специалистам. Действительно, если поразвлекать людей раскаленными соплами во время форсажа с особенно отчетливо видимым на фоне пасмурного неба пламенем, вырывающимся из двигателей, можно и на выходных, то придумать лучшего, чем будний день, момента для того, чтобы рассмотреть вблизи технику и лично пообщаться с летчиками и специалистами, просто невозможно.

Так, например, нам удалось лично поговорить с американцами и даже убедить пилота F-16, летавшего (по его словам) и на F-35, что система так называемого thrust-vectoring’а, как и вся компоновка крайнего американского истребителя пятого поколения, полностью «слизана» с еще советского Як-141.

Впрочем, если честно, легче от этого не стало – печально, что наши разработки еще 80-х годов успешно похоронены и забыты, в то время как на Западе плод творения КБ Александра Сергеевича активно эксплуатируется и строят на его базе современные истребители. Обидно. Не менее обидно было видеть и сравнивать просто стоящие рядом американские и российские самолеты. Общаясь с девушкой-летчиком ВВС США (наверное, тут стоило бы выразить огромную благодарность кафедре иностранных языков ФАЛТ МФТИ и лично Бирюковой Елене Викторовне: спасибо, мучения не прошли даром), были поражены, узнав, что лощеный бомбардировщик B-52 (выглядевший абсолютно новым) на самом деле выпущен еще в 1960-х годах. Особенно шокировало это на фоне образцов отечественной авиации сравнимых и даже более поздних годов производства. Но не будем о грустном...

МФТИ принял участие в авиасалоне МАКС 2011 в составе двух факльтетов ФАЛТ и ФФКЭ. Ответсственным за стенд МФТИ был ФАЛТ. Хочется отметить большую слаженность в действиях коллективов ФАЛТ, сотрудников военной кафедры и малого инновационного предприятия «ФАЛТ-Динамика». Благодаря слаженной, четко проведенной подготовке к МАКСу (особенно хочется отметить неоценимое в ней участие директора НОЦ МФТИ «Авиационные технологии, системы управления и навигации»  А.А. Хохлова), в этом году стенд МФТИ серьезно преобразился, а физтехи выставили довольно много собственной продукции, в основном созданной на ФАЛТе. В первую очередь необходимо отметить участвовавший в экспозиции недавно закупленный пилотажный стенд вертолета Ка-50 «Черная Акула». Этот тренажер с подвижностью станет достойным элементом комплекса тренировочных пилотажных стендов ФАЛТ МФТИ. Данному приобретению мы во многом обязаны руководству ФАЛТ-Динамики и, конечно, инвестору этого малого инновационного предприятия – ЗАО ЦНТУ «Динамика», а также декану ФАЛТ В.В. Вышинскому.

Кроме того, была презентована демонстрационная версия проекта «Виртуальный авиасалон МАКС-2011 в 3D», доступного по адресам 3d.aviasalon.com и rositstyle.ru; показан БПЛА студенческой разработки (самостоятельный проект студентов факультета АЛТ Шилова и Агеева, не только построивших и испытавших сам ЛА, но и самостоятельно создавших его систему управления и представивших весь проект без каких-либо внешних инвестиций), наши трехмерные презентационные видеоролики и многое другое. Также на стенде МФТИ принимали активное участие представители ФФКЭ, компаний ЛАЗЕКС и ТЕСИС.

Особенно примечательно то, что в этот раз презентации студенческих разработок не ограничились площадями МФТИ. Так, например, на стенде ЛИИ им. Громова был продемонстрирован проект совместной с коллективом ФАЛТ МФТИ разработки: пилотажно-моделирующий стенд вертолета Ми-8.

В рамках данного проекта коллективом физтехов была разработана система визуализации на базе Flight Gear, включающая в себя систему сшивки облаков на разных каналах и моделирование зоны полетов площадью более 3 тысяч квадратных километров (от юго-восточных границ Москвы до Коломны).

Более того, свое маленькое представительство было у Физтеха и на площадке администрации Жуковского – выставлялся полноценный стенд беспилотного летательного аппарата, полностью реализующий рабочее место оператора БПЛА, прямую и обратную связь и позволяющий оценить простоту и удобство управления подобным летательным аппаратом при поддержке корректирующего автопилота.

Вообще говоря, дни авиасалона были для физтехов достаточно насыщенными. Даже несмотря на территориальную удаленность стенда МФТИ от входа на авиасалон, посетителей было хоть отбавляй. Заглянул на наш стенд и нынешний министр образования А.А. Фурсенко, задавал много вопросов, интересовался текущим состоянием студенческих проектов и перспективами их дальнейшего развития.

Таким образом, Авиасалон-2011 в очередной раз показал, что студенты и преподавтели МФТИ способны генерировать огромное количество перспективных идей и претворять их в жизнь, а самостоятельная разработка и воплощение проектов не пугают героев.

По результатам встреч на «МАКС – 2011» проявили заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с ФАЛТ МФТИ: ЗАО ЦНТУ «Динамика», ООО «Константа-Дизайн», РСК «МиГ», ЗАО «Транзас – авиация» и другие организации.

Константин Зудов,

Дмитрий Бабайлов

Выпуск №1(1893)-05.01.12.