Кризис совести

Современный мировой кризис – это следствие нарушения нравственных законов. Суть нарушений в том, что были объявлены приоритетными некие экономические законы, а их нравственные ограничения были сильно ослаблены или попросту убраны. Цель – нарастить прибыль любой ценой, в том числе с нарушением справедливости и нравственности, – привела к глобальному экономическому кризису.  С таких выводов начался наш очередной разговор с Андреем Иващенко.

 

- Меня сильно беспокоит то, что происходит в мире на фоне этого кризиса, – рассуждает Андрей. – Развитые страны начинают смещаться в правый радикализм, появляются фашистские конструкции. Казалось бы, люди стали жить лучше, но они все чаще жизнью недовольны.  Прислушайтесь к тому, что они высказывают: хотим справедливости! Французы хотят, чтобы в Париже было больше французов, а не арабов. Россияне хотят честных выборов и честной приватизации. Требование справедливости – это реакция общества на безумную, ничем не ограниченную экономическую «целесообразность». 

 

- Андрей, главенствующую роль справедливости и нравственности доказывают в основном философы и педагоги. Ну или очень взрослые люди. Почему Вас, успешного и молодого, беспокоят такие вопросы?

- Потому что я – папа, и потому что я занимаюсь высокотехнологичным бизнесом. И для меня главное – дать лучшее образование своим детям и обеспечить себя высококлассными кадрами. Вот тут-то и возникает вопрос: а чему обучать и тех, и других? Признаюсь: не просто делать проект бизнес-инкубатора, но гораздо труднее решать вопросы нравственного воспитания и отвечать на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо в современном мире?».

Мы с друзьями (выпускниками Физтеха) 2-3 года назад создали Фонд развития «Физтех-лицея», где учатся наши дети. Нам захотелось сделать лицей самым лучшим.  И когда мы создали этот фонд, чтобы помочь лицею привлекать хороших преподавателей, встал вопрос а какие нужны преподаватели? Чему хотим учить детей, кроме «подготовки к ЕГЭ»?  Начали обсуждать концепцию и тут же выяснили, что часть родителей относится к школе как к организации, оказывающей образовательные услуги, ну как к парикмахерской или супермаркету: пришел и «купил услугу» – сдал детей на время. Но это ведь сильное упрощение отношений родителей, школы и детей.

Надо со школы воспитывать на определенных ценностях, благодаря которым дети будут не только победителями олимпиад и поступят в хороший вуз, но и станут достойными гражданами своей страны, понимающими ее место и роль в глобальном мире. Это же очень важно! Возьмем физтехов.

Изначально их готовили для оборонки. Они должны были быть сильными не только в физике и математике, они воспитывались патриотами, чтобы полученные знания использовали на благо своей страны, а не наоборот. 

- Россия остается мировой державой с мощным ВПК, в том числе и благодаря выпускникам МФТИ. Но сейчас перед нашей страной иной вызов – кадровый дефицит. Как с ним бороться?

- Действительно, по планам нашего правительства, к 2020 году в нашей стране должно возникнуть более 20 миллионов рабочих мест, но самая талантливая молодежь уезжает, и даже если благодаря возрождению производства и науки эти рабочие места будут созданы, работать у нас действительно станет некому. Кроме достойных условий для жизни у подрастающего поколения должна быть гордость за свою страну, стремление жить и работать здесь, при прочих равных и даже неравных условиях.  

Как говорится, «где родился, там и пригодился». Тем более что у нас есть чем гордиться, надо только перестать быть «Иванами, не помнящими родства». И мы вышли на Стратегию развития школы «Традиции, Таланты, Технологии», которая расшифровывается так: восстанавливаем Традиции, раскрываем Таланты и осваиваем Технологии. У нас настолько богатые традиции в стране, что заменять их чем то извне  не нужно. Все, что нам нужно извне – это технологии. Наши традиции – достаточная база для воспитания. 

Наши предки все для нас сделали и оставили бесценное культурное и духовное наследие. Именно опираясь на эти ценности и на эту культуру, возникла Россия как самая большая страна в мире, и это лучшее доказательство того, что имеющиеся ценностный фундамент – то, что нам надо и то, что нам лучше всего подходит.   Второй принцип школьной стратегии – это раскрытие талантов каждого ребенка. При этом очень важно, чтобы талант раскрывался на благо окружающих, именно при такой постановке вопроса человек может достигнуть максимальной успешности в нормальном обществе. Любая эффективная команда устроена так, что сильные стороны одного компенсируют слабости другого, а не наоборот. Это и дает синергический эффект. 

А третий элемент стратегии развития – освоение технологий. Мир сейчас глобальный, и этим надо пользоваться. Необходимо быть открытым и осваивать самые передовые технологии, которые придумали в мире.  Первые два «Т» (традиции и таланты) задают направление нашего движения и развития, а вот третье «Т» (технологии) помогают двигаться быстрее и с комфортом.  Это как если вы движетесь из «пункта А в пункт В», но вы можете идти пешком, а можете ехать на машине или лететь на самолете... Есть разница? Интересно, что стратегия трех «ТТТ», придуманная для школы, оказалась приемлема и к институту. Недавно утвержденная Наблюдательным советом АСИ под председательством В.В.Путина Стратегическая инициатива  «Физтех ХХI века» тоже использует эту конструкцию.  

Проект «Физтех XXI: Школа – Университет – Лидер» (www.phystech21.ru)  призван обеспечить создание целостной системы подготовки эффективных лидеров российских научно-технических инноваций, считающих Россию своим домом, принимающих на себя ответственность за ее судьбу, способных построить страну, в которой хочется жить, работать и растить детей.  

- Физтех создавался, прежде всего, чтобы готовить ученых. А наука, как известно, интернациональна. Может быть, в науке вопросы патриотизма, долга и морали второстепенны?

- Категорически нет. Какой бы пример научного поиска мы не взяли, тут же упираемся в вопрос этики. Вот одна проблема навскидку. Человек начал недобросовестно использовать стволовые клетки: узнал, что стволовые клетки способствуют омоложению, и стал их использовать в этом направлении, в погоне за признанием и обогащением. А стволовые клетки вместо того, чтобы  дифференцироваться в нужную ткань и восстанавливать ее, превращаются в раковую опухоль и порождают онкологические заболевания. Это как любая новая технология, она должна быть тщательно изучена.

Ну как паровые котлы и самолеты, которые взрывались и падали в первое время. Однако сегодня без них мы не можем обойтись.

Но одно дело – железные машины, и другое дело – «живые технологии», в которых малейшая ошибка может привести к смерти.  Можно и вирус сделать резистентный, который уничтожит целое поколение людей. Пока не разобрались окончательно, не решили этические вопросы, не стоит новыми технологиями увлекаться. Технологии они сами по себе не «плохие» и не «хорошие»– это те же инструменты. Например, топор. Он плохой или хороший? Топором можно дрова рубить, а можно и людей... Важно, в чьих руках он находится. 

- Хотелось бы, чтобы они находились в хороших руках… 

- Поэтому очень важно, чтобы специалист был не только высококлассным, но и ответственным и порядочным человеком.  Но пока у нас в обществе дискуссии на эту тему только появляются, до этого же двадцать лет была сплошная «сырмяга». Прежде всего само общество должно предъявить спрос на справедливость, мораль и нравственность, просто из чувства самосохранения, чтобы  не исчезнуть как общество с лица земли...  И мне кажется, что события последнего времени показывают: внимание общества и власти все больше смещается с экономических тем на темы справедливости и ценностных ориентиров. А это не может не внушать оптимизм.

Вопросы задавала 

Наталья Беликова

Выпуск №29(1921)-25.12.12