24 февраля Ученый совет МФТИ утвердил список кандидатов на должность ректора МФТИ.

Претенденты на эту должность – действующий ректор Н.Н. Кудрявцев и заведующий кафедрой общей физики А.В. Максимычев. Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся по выборам ректора МФТИ запланирована на середину марта.

Представляемая программа развития МФТИ на перспективу 3–5 лет является логическим развитием стратегии, которая была выработана и реализуется действующей администрацией на основе программ развития Физтеха, как инновационного вуза (2006–2007 гг.) и национального исследовательского университета (2009–2017 гг.), которые были поддержаны при проведении соответствующих конкурсов Минобрнауки.

В представляемой программе нашли отражение основополагающие моменты государственной политики последнего времени в области науки, образования и инновационного развития:  сформулированные, прежде всего, в утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года».

Программа основывается на развитии основных конкурентных преимуществ Физтеха – его теснейшей связи с ведущими в стране и в мире научными и научно-производственными организациями, в том числе научно-технологическими предприятиями  современного бизнес сообщества, а также качества и уровня физтеховского образования. Ключевым моментом являются гибкость и мобильность физтеховских образовательных технологий,  что позволяет оперативно отслеживать потребности в специалистах самого высокого уровня для современной науки, отечественного рынка наукоемких технологий и запросы научно-технологического сектора промышленности.

Цель данной программы –  сделать МФТИ через пять лет ведущим университетом мирового уровня с мощной исследовательской базой, специализирующимся в области естественнонаучных исследований, высокотехнологических разработок и технологического предпринимательства и имеющего теснейшие и основанные на совместной подготовке кадров связи с научными, исследовательскими и инновационными предприятиями всех форм собственности.

 

Подготовка специалистов

Национальные исследовательские университеты призваны готовить высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда и проводить научные исследования и разработки мирового уровня. Программа предусматривает дальнейшее развитие и адаптацию к современным условиям «Системы Физтеха» подготовки высококвалифицированных кадров для современных высокотехнологических и инновационных секторов экономики, сочетающих в себе глубокую фундаментальную подготовку, современные знания по технологическому предпринимательству, практический опыт работы и высокую мотивированность. С этой целью необходимо  развивать все три компоненты «Системы Физтеха»: работу с  одаренными школьниками, обучение фундаментальным дисциплинам, систему специальной подготовки на базовых кафедрах и саму сеть этих кафедр.

Организационно вся работа с одаренными школьниками, учителями школ с углубленным изучением физики, математики и информатики, преподавателями Физтеха, организующими проведение этапов Всероссийской и физтеховских олимпиад, будет сведена в единый блок. Планируется присоединение Заочной физико-технической шко-лы (16 тыс. учащихся) к МФТИ. Будет расширяться методическое шефство и кадровая поддержка региональных учебных заведений для одаренных школьников (до 20-ти  в течение трех лет). Для эффективного руководства данным блоком вводится должность проректора по довузовскому образованию. Физтех продолжит активное участие в проведении заключительных этапов Всероссийской олимпиады и тренировку трех национальных сборных команд школьников по математике, физике и юниоров, а также активное участие в подготовке команды по информатике. Планируется сохранять уровень приема на достигнутом – около 90 баллов ЕГЭ по предмету.

Эффективность фундаментальной подготовки следует поднимать за счет повышения мотивированности студентов в изучении предметов посредством широкого введения модульной системы, системы кредитов и индивидуальных учебных планов для каждого студента. Планируется, что каждый учебный  курс должен иметь, как минимум, два уровня, отличающихся трудоемкостью. Для большей дифференциации знаний студентов вводится внутренняя 10-балльная система оценок. Для эффективного управления данной индивидуализированной системой обучения студентов завершается создание административной системы управления учебным процессом. За 1-2 года планируется достигнуть её полномасштабного функционирования, обучить персонал. Будет продолжена практика активного привлечения к учебному процессу молодых преподавателей. Планируется снижать средний возраст преподавателей основных кафедр на год в течение года. Для мотивации разработок новых учебных курсов будет  создан специальный фонд оплаты преподавателей, разрабатывающих новые курсы по приоритетным направлениям.

Важной компонентой является техническое оснащение учебного процесса, использование современных технологий удаленного доступа к учебным материалам, наличие банка лекций и курсов ведущих преподавателей. За три года следует завершить техническое перевооружение всех институтских и факультетских кафедр, провести необходимое наполнение банка учебных материалов.

Каждый поступивший в МФТИ должен стать высококлассным специалистом. Для компенсации разницы в знаниях студентов первого-второго курса, повышения их творческого начала в освоении предметов, снижения процента отчислений  ввести свободные дополнительные занятия по фундаментальному циклу, проводимые лучшими преподавателями Физтеха.

Система подготовки на базовых кафедрах будет оперативно  изменяться в зависимости от приоритетов научного и технологического развития, равно как и направления подготовки на существующих кафедрах. Будет продолжена практика  открытия выпускающих кафедр в высокотехнологических компаниях реального сектора экономики (Яндекс, 1С, АBBYY, Химрар, ИБС, Хоневелл, Интел и т.д.), организациях нового типа с госуправлением (РОСНАНО, Российская венчурная компания и т.д.) и РАН. Будет разработана система индивидуальной подготовки кадров для мелких и средних высокотехнологических и инновационных компаний, в том числе подготовка специалистов-инноваторов, способных самим создавать компании. Соответствующий образовательный процесс предполагается осуществлять с использованием потенциала новых интегрирующих элементов, например, таких как технопарки.

Особое внимание планируется уделить подготовке предпринимателей в области высоких технологий. В текущем году создана кафедра технологического предпринимательства в РОСНАНО, где проходит апробацию принципиально новая методика подготовки инноваторов, когда студенты Физтеха индивидуально направляются в организации, выигрывающие инновационные проекты РОСНАНО для их выполнения, где на деле приобретают опыт от уже зарекомендовавших себя  сотрудников, занимающихся перспективной предпринимательской деятельностью. Будет проводиться оперативное изучение этого нового опыта и его распространение в области высоко-технологического предпринимательства.

Получит развитие программа подготовки специалистов для регионов по системе 4+2, согласно которой после обучения в бакалавриате Физтеха студенты возвращаются для продолжения обучения в магистратуре  в свой регион, где на базе ведущих научных и технологических центров Физтех открывает свою региональную базовую кафедру. Планируется довести численность таких студентов до 10%.

В итоге физтеховской подготовки выпускник института должен иметь углубленные знания по фундаментальному циклу, практической  опыт научной и инновационной работы, навыки постоянного повышения квалификации и самообразования в течение всей жизни и высокую мотивированность в достижении результатов. Такие выпускники всегда будут остро востребованы на рынке труда высокотехнологического сектора экономики.

Физтех выступил учредителем Сколковского института технологий и таким образом взял на себя ответственность за успех этого проекта. В Сколтехе  предполагается обучение магистров и аспирантов. Задача Физтеха состоит в подготовке для них выпускников бакалавриата, ориентированных на направления, которые планируется развивать в Сколково. Но прежде студенты должны получить знания и начальный опыт научно-исследовательской работы в МФТИ. По сути, это развитие уже апробированной нами системы 4+2, где последние два года – это сколковская магистратура. Подготовку бакалавров для Сколково планируется проводить в учебно-научных центрах МФТИ–Сколково, которые должны создаваться совместными усилиями на Физтехе, где вместе с физтеховскими сотрудниками будут работать и потенциальные сотрудники Сколтеха.

Планируется активное развитие подготовки иностранных студентов с ориентацией на высокоразвитые и интенсивно развивающиеся страны (в полтора раза), дополнительная подготовка исследователей и технологических предпринимателей (на 20–30%). В основных и дополнительных программах, а также при подготовке в институт  через ЗФТШ будут широко применяться  дистанционные методы обучения.

Развитие научной и инновационной инфраструктуры и ее кадровое обеспечение

Стратегическая линия государства состоит в развитии научной и инновационной инфраструктуры в ведущих университетах. Существует ряд программ, направленных на это сейчас, и предполагается, что новые программы появятся  в ближайшем будущем. В рамках программы развития института принципиальным моментом является увязка в единый блок всех указанных инструментов научного и инновационного развития.

В настоящее время институт четвертый год реализует Программу развития как Национального исследовательского университета. Госсубсидия тратится в основном на закупку уникального оборудования, которым оснащаются создаваемые центры мирового класса. Кроме этого, Физтех с тремя организациями реализует проекты по 218 Постановлению Правительства и проект по 219 Постановлению Правительства, направленные на создание в МФТИ элементов научно-технологических структур, в том числе и развитие инновационной инфраструктуры. С участием МФТИ было выиграно 6 грантов приглашенными учеными по 220 Постановлению Правительства, еще один приглашенный ученый получил финансирование от группы «ОНЭКСИМ» и один через научно-технологические кластеры Сколково.

Во всех этих мегапроектах помимо привлечения ведущих ученых и создания научных коллективов также предусматривается направлять значимую часть ресурсов на закупку уникального оборудования. В настоящее время планируется получить большие гранты и хоздоговора, значимые ресурсы которых направляются на создание современной материально-технической базы для занятия научной, опытно-конструкторской  и инновационной деятельностью. Реализация этих крупномасштабных проектов позволит создать мощный интеллектуальный и материально-технический задел  для значительного расширения в ближайшие 5 лет в МФТИ качественного уровня и объема НИОКР, в том числе в кооперации с ведущими базовыми предприятиями института.

С использованием новых инструментов (таких как Сколково) будет расширяться практика приглашения ведущих ученых, так же как и стажировки физтеховских сотрудников в ведущих зарубежных центрах. В результате проводимой работы  через три года на Физтехе сформируется мощная научная и опытно-конструкторская база, работающая в тесной кооперации с научно-исследовательскими организациями и наукоемкой промышленностью России, Сколково и ведущими зарубежными центрами, такими как «Юлих» (Германия).

В этой системе будут трудиться как отечественные, так и приглашенные ученые и специалисты. Особое внимание планируется уделять привлечению к этим программам и академическому обмену молодых сотрудников, студентов старших курсов и аспирантов МФТИ и скорейшему получению ими научного и предпринимательского опыта мирового класса.

В институте создаются  благоприятные условия для размещения на территории МФТИ научно-исследовательских и технологических центров. Выпускники Физтеха, аспиранты и студенты являются их кадровой базой. С другой стороны, укрепляется связь Физтех – отрасль. Как первый опыт – открытие в 2011 году центра РОСНАНО, Лаборатории испытаний продукции наноиндустрии. В будущем планируется открывать один подобный центр каждые 2–3 года.

Постановлением Правительства Физтех утвержден координатором технологической платформы «Технологии механотроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и робототехники». МФТИ активно участвует еще в 7 технологических платформах. Институт должен и в будущем активно участвовать в этих новых инструментах технологического развития и с использованием этих механизмов увеличивать объемы НИОКР и прикладных разработок.

Особое место занимает научное взаимодействие МФТИ со Сколково. Схема финансирования крупных проектов через Сколково предполагает открытие фирм при участии  Физтеха, которые выполняют эти проекты. Предполагается довести количество единовременно выполняемых таким образом проектов до 3–4 к 2013 году.

В соответствии с новыми возможностями для продвижения инновационных разработок на рынок институт создает инновационные компании со своим участием. К настоящему моменту создано 11 таких предприятий. Подобная практика будет активно продолжаться, чтобы в течение трех лет их количество достигло 25, а суммарные обороты около 250 млн руб. в год.

В предыдущие четыре года Физтех нарастил объемы НИР и НИОКР в шесть раз. Планируется в последующие три года дальнейшее наращивание объемов НИР и НИОКР еще в два раза до 2.0–2.5 млрд руб. при увеличении доли опытно-конструкторских работ. Будет создано 3–4 новых центра мирового уровня, в том числе и с приглашенными учеными. При этом доля студентов и аспирантов, выполняющих свою научную работу в МФТИ, увеличится с нынешних 5% до 15%. Это будет иметь позитивную роль в кадровой подпитке преподавательского корпуса.

Создаваемые и расширяемые исследовательские и инновационные центры получат в 2012 году дополнительно около 6000 кв. м специализированных лабораторных площадей после завершения реконструкции Лабораторного корпуса и за счет перемещения административных подразделений института в реконструированный Аудиторный корпус.  При этом прецизионное уникальное оборудование будет размещено в специально оборудованных помещениях подвалов  этих корпусов. Также в этом году будет введено около 1000 кв.м специализированных площадей для временного размещения научного оборудования и лабораторий Биофармкластера «Северный» в корпусе Прикладной математики.

Биофармкластер «Северный»

Крупным инфраструктурным проектом является создание на территории МФТИ Биофармкластера «Северный». Это строительство здания 10 000 кв. м., оснащение его современным научным оборудованием и организация на этой территории совместно с лидерами российского биофармакологического сектора исследований и разработок, подготовки кадров, инновационной деятельности и создания малых инновационных компаний. В такой комплексной постановке это уникальный проект в нашей стране. Сроки его реализации 2010–2014 годы. Таким образом, следующий мощный скачок в развитии Физтеха – увеличение лабораторных площадей в два раза – произойдет в 2014 году, что требует проведения большого комплекса работ по подготовке уже сейчас. В настоящее время практическая работа идет по двум направлениям: подготовка к началу строительства и запуск уже закупленного научного оборудования на временной площадке в 1000 кв. м, что обеспечивает скорейший старт содержательной части проекта. Стратегию развития биофармкластера будет определять Научно-технический совет, в который дали согласие войти и работать ведущие российские и иностранные ученые. Возглавит совет нобелевский лауреат по химии 2001 года  Барри Шарплесс.

Кадры

В последние годы в институте проводится большая работа по привлечению наших выпускников и выпускников других ведущих вузов на преподавательские, научные и административные должности, в том числе и высшего уровня, и повышению их квалификации. Первая волна сейчас выходит на 33–35 летний рубеж и это хорошее пополнение для института. В связи с тем, что в настоящее время среднее поколение (30–55) лет представлено в институте достаточно слабо, планируется, что ускоренная подготовка молодых сотрудников к научной, инновационной, преподавательской и административной работе сохранится в качестве одного из основных приоритетов деятельности администрации. Профессиональный рост и отбор должны осуществляться путем поручения конкретных дел в институте и анализа результатов их выполнения. При этом необходима специальная подготовка, включающая дополнительное образование, внутрироссийские и зарубежные стажировки, наставничество.

Развитие кампуса МФТИ

Программой предусматривается формирование комплексного плана развития всего студенческого кампуса Физтеха, с учетом создания всех необходимых условий для проживания и отдыха студентов, в том числе планируется реконструкция существующих и строительство новых общежитий квартирного типа, модернизация существующих и строительство новых спортивных  объектов.

Подавляющее большинство перспективных сотрудников института являются представителями  не московского региона, поэтому всегда остро стоял вопрос о строительстве ведомственного жилья. Проблему удалось решить в прошедшем году, и в рамках федеральной адресной инвестиционной программы институту выделены средства для строительства ведомственного жилого дома площадью около 10 000 кв.м для молодых сотрудников и аспирантов. Сроки крайне жесткие – 2012–2013 гг., предполагающие мобилизацию всех наших ресурсов. Этот новый жилой дом позволит обеспечить талантливым молодым сотрудникам новые рабочие места в масштабных проектах, представленных выше, в учебных и административных подразделениях института, и таким образом замыкает цепочку качественного развития МФТИ в ближайшей перспективе по динамике, не имеющей аналогов в истории Физтеха. В предыдущие годы выполнена масштабная программа капитального ремонта общежитий. В завершение планируется провести капитальный ремонт общежитий в Долгопрудном: общежития № 2 весной текущего года и в ближайшие 2–3 года трех последних общежитий старой постройки, а также общежитий в  г. Жуковском и в Москве.

Воспитательная работа

С учетом того, что практически все студенты МФТИ проживают в общежитиях, воспитательная работа с ними имеет важнейшее значение. Планируется объединить весь комплекс работы со студентами: воспитание, спорт, художественную самодеятельность, культуру, проживание в общежитии, электронные коммуникации в единый блок и ввести должность проректора, отвечающего в целом за развитие этого направления. Планируется существенно расширить участие молодежного комитета, студсовета и других общественных организаций студентов в управлении институтом, восстановить кураторство и наставничество в студенческих группах, привлекая для этого молодых преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов. Необходимо создать систему социально-психологической поддержки студентов и сотрудников  современного уровня.

Управление институтом

С учетом масштабных инфраструктурных, образовательных и научных проектов, перехода в 2011 году МФТИ в автономное учреждение, развития сети факультетов и площадок, где проводится учебный процесс, система управления институтом должна значительным образом измениться. Диверсификация деятельности, существенное расширение системы внешних контактов с системными партнерами – Министерствами, госкорпорациями, крупными компаниями – требует от нас оперативной внутренней реорганизации. Её генеральная линия – ещё большее делегирование полномочий в подразделения института и повышение ответственности сотрудников за результаты работы. В связи с резким возрастанием объемов научной работы в институте требуется более четкая нормативная система для структуры научных центров, лабораторий и расширение полномочий их руководителей. Возникающие научные центры являются междисциплинарными, их научные направления обычно соответствуют тематикам нескольких факультетов, и наша задача сделать так, чтобы сильное конкурентное преимущество университетов – междисциплинарность, быстро нарастало благодаря деятельности научных центров.

Наше движение вперед во многом определяется эффективностью обеспечивающей деятельности административных и финансовых подразделений института. Необходимо добиться на системном уровне обеспечения, с одной стороны, эффективного взаимодействия между этими обеспечивающими, учебными и научными подразделениями, а с другой, сохранения и укрепления при таком взаимодействии дружественного интерфейса,    чтобы административные структуры брали на себя решение ряда задач, которые возможно выполнять более эффективно централизованным порядком.

Существенные изменения должны произойти в составе ректората. Во-первых, приоритетные для института направления, такие как довузовская подготовка, воспитательная работа и т.д., должны возглавляться проректорами. Во-вторых, функционал проректоров должен быть скорректирован в соответствии с новыми задачами. И, в-третьих, должно произойти изменение кадрового состава и омоложение корпуса проректоров. Предполагается в тесном контакте с руководителями факультетов и кафедр выдвигать на руководящие должности молодых сотрудников, на деле доказавших свою эффективность в решении управленческих задач, и способствовать их быстрейшему квалификационному росту.                   

Кандидат на должность ректора Н. Н. Кудрявцев

 

Выпуск №6(1898)-28.02.12