24 февраля Ученый совет МФТИ утвердил список кандидатов на должность ректора МФТИ.

Претенденты на эту должность – действующий ректор Н.Н. Кудрявцев и заведующий кафедрой общей физики А.В. Максимычев. Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся по выборам ректора МФТИ запланирована на середину марта.

Учебная и научная работа

Учебная работа строится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, которое включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон об образовании, принимаемые в соответствии с ним другие законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также в соответствии с Уставом МФТИ. Основой для организации учебного процесса являются образовательные программы и расписание занятий.

Главная задача в образовательной деятельности – сохранение уникальной фундаментальности образовательной модели МФТИ. Данная задача решается путем сохранения традиций высокого качества обучения, повышения кадрового потенциала МФТИ, реализации преемственности в методической работе, вовлечения молодых преподавателей в процесс совершенствования учебного процесса. Высокое качество обучения невозможно без поддержания высокой мотивации и интереса к учебе со стороны студентов. Развитие форм и методов учебно-методической работы должно быть направлено, в частности, на повышение уровня образования студентов. Для этого необходимо шире использовать возможности по самостоятельному установлению программ обучения, предоставляемые МФТИ Федеральным законом об образовании как вузу, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет».

Важным условием подготовки специалистов высокого уровня является организация приема абитуриентов в МФТИ. Планируется провести работу по исследованию оптимальной структуры приема абитуриентов. На основании мирового опыта в качестве первоначальной цели разумным представляется прием 1/3 абитуриентов по результатам ЕГЭ, 1/3 по результатам олимпиады «ФИЗТЕХ», 1/3 – по результатам других олимпиад высокого уровня (международных, Всероссийской). Следует проанализировать целесообразность постановки вопроса о предоставлении МФТИ (наряду с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом) права проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата. Основанием для постановки такого вопроса может служить реализуемый в МФТИ высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, подтвержденный присуждением Нобелевской премии по физике в 2010 г. К. Новоселову и А. Гейму – выпускникам МФТИ.

Целесообразным представляется проводить контроль психосоматического состояния абитуриентов при поступлении. Соответствующее учреждение медико-социальной экспертизы должно давать заключение о том, что данному абитуриенту не противопоказано обучение в МФТИ, в противном случае могут быть даны рекомендации по смене образовательного учреждения.

Высокая компетентность, т.е. умение получать конечный результат, традиционно была важнейшим конкурентным преимуществом выпускников МФТИ. Заметным в последнее время недостатком обучения физике стала абстрактность приобретаемых знаний: даже владея формулами, студенты затрудняются в получении численных оценок того или иного явления. Опыт последних лет показал, что эта проблема не решается путем увеличения времени, отводимого на изучение предмета. Внимание следует сосредоточить на качественном содержании учебных материалов и повышении мотивации студентов к обучению. Необходимо показывать, как общие закономерности, изучаемые на общеинститутских кафедрах в курсах физики, математики, механики, химии и др., используются в современной технике и технологиях. Восстановить практику чтения лекций для младшекурсников ведущими учеными, например, в форме обзорных лекций по предмету. При решении задач использовать примеры, близкие к современной или исторической научно-технической практике. При изучении математических дисциплин уместны были бы краткие пояснения о том, в решении каких физических задач используется тот или иной математический аппарат. Следует также активизировать работу методической комиссии института в направлении координации и повышения взаимосвязи учебного материала в курсах, читаемых различными общеинститутскими кафедрами. Методическая комиссия могла бы принять участие в решении вопроса о целесообразности создания системы внутреннего мониторинга качества образования в МФТИ. Вся многоплановая работа в этом направлении должна строиться и оцениваться с позиции повышения компетентности студентов.

Развитие вариативности процесса обучения в направлении индивидуализации образовательных траекторий делает ставку на процесс самоорганизации и спонтанного развития личности. Эксперты по коррекции «Стратегии 2020», анализируя опыт Китая и Японии, а также исторический опыт России, высказывают мнение о том, что ускоренная модернизация должна опираться на «формирующую» педагогику, основанную на авторитете и дисциплине. При разработке образовательных программ с учетом требований ФГОС ВПО вариативность должна быть реализована при условии сохранения единства ядра получаемого в МФТИ образования как национального достояния.

Традиционную форму организации учебного процесса в МФТИ с широким  привлечением преподавателей-совместителей следует использовать для минимизации последствий неблагоприятных тенденций, проявляющихся в последние годы. Преподаватели отмечают снижение среднего уровня подготовки абитуриентов, вследствие чего привычные формы работы со студентами оказываются неэффективными. В этой ситуации представляется целесообразным привлечение к преподаванию на общеинститутских кафедрах и изучение методического опыта совместителей, имеющих опыт работы с контингентом студентов, отличным от физтеховского.

Целям минимизации ущерба для учебного процесса от снижения уровня подготовки абитуриентов может служить развитие форм дистанционного образования. Учитывая высокий уровень конкуренции в этом сегменте образования, в качестве целевой аудитории следует назвать, в первую очередь, учителей региональных средних школ. Такого рода занятия могут выступать как альтернатива традиционным курсам повышения квалификации учителей, проводиться на основе грантов или при поддержке заинтересованных регионов. Работа по повышению квалификации учителей должна осуществляться на долгосрочной основе. Эта форма работы естественно вписывается в деятельность ЦДПО и является развитием опыта ЗФТШ по подготовке и привлечению в МФТИ талантливой молодежи.

Следует более системно вести мониторинг новых тенденций в развитии науки и бизнеса, через систему базовых кафедр готовить специалистов, наиболее востребованных отечественной экономикой. Одной из форм мониторинга может стать изучение образовательных и трудовых траекторий выпускников МФТИ. Эксперты по обновлению «Стратегии-2020» отмечают, что поддержание и развитие элитного технического образования абсолютно необходимо для инновационного развития страны, но указывают, что наряду с этим необходима подготовка управленцев в сфере исследований и разработок. Стадия внедрения разработок требует подготовки нового поколения технологических менеджеров. Имеются веские основания полагать, что МФТИ является наиболее подходящим вузом для выполнения данной задачи. Следует продолжать и углублять сотрудничество с инновационным центром Сколково в области образования и научно-технологических разработок. Сотрудничество с партнерами в рамках Биофармацевтического кластера «Северный» и ввод в строй нового биофармацевтического корпуса должны вывести МФТИ на лидирующие позиции в научной и образовательной деятельности по разработке инновационных лекарственных средств и технологий в области живых систем, а также в области бизнес-сопровождения малых фармацевтических предприятий. На этом направлении развития следует использовать конкурентные преимущества выпускников МФТИ, в качестве которых эксперты отмечают умение непроблематично адаптироваться к международной культуре инновационного производства, легкое усвоение рациональных западных стандартов, при сохранении способности к решению прежде всего нестандартных задач.

 

Важнейшей задачей является развитие самостоятельной научной деятельности внутри МФТИ по приоритетным направлениям развития НИУ:

1. Физика и технологии наноструктур, наносистем, наноматериалов и нанобиофизики.

2. Информационные, телекоммуникационные технологии, суперкомпьютеры, прикладное математическое моделирование.

3. Физика и технологии приборов, систем и устройств на новых физических принципах.

Первоочередной задачей является успешное завершение начатых проектов с приглашением ведущих зарубежных ученых и создание основы для успешной научной и образовательной деятельности института после завершения текущего этапа проекта НИУ. Повышению уровня обучения студентов должно служить привлечение штатных преподавателей к выполнению научных исследований.

Следует поддерживать работу кафедры физической культуры и поставить в качестве важнейшей задачи распространение здорового образа жизни в противовес неблагоприятным тенденциям в молодежной среде.

 

Кадровая политика

Кадровая политика должна строиться в соответствии с Законом об образовании и быть направленной на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Следует поддерживать традицию конструктивного сотрудничества администрации с профсоюзной организацией МФТИ по защите интересов сотрудников института. Имея целью укрепление «содружества физтехов», отдавать предпочтение выпускникам МФТИ при выборе кандидатур на вакантные должности.

В настоящее время ощущается нехватка руководителей, способных ответственно принимать решения и организовывать работу на различных уровнях. В этой ситуации необходимо активизировать работу по подбору и подготовке кадрового резерва МФТИ. Следует считать работу в этом направлении одной из важнейших в деятельности кафедр, факультетов и других структур института.

Необходимо предоставить возможность молодым преподавателям и сотрудникам проявлять свои деловые качества, поддерживать разумную инициативу. Считать своевременный карьерный рост подчиненных важной задачей руководителей всех уровней.

Исторический опыт показывает, что молодежные организации могут быть важным источником кадров. Следует привлекать молодежный комитет МФТИ к решению актуальных для института проблем, касающихся прежде всего учебы и быта студентов. Ректорат должен активно взаимодействовать с молодежным комитетом МФТИ, рассматривая последний как потенциальный источник кадрового резерва.

 

Материально-техническое обеспечение развития

В настоящее время осуществляется работа по улучшению инфраструктуры института и приведению ее к современному виду, отвечающему масштабу решаемых задач. Значительно повысит оперативность работы внедрение административной системы управления. Наряду с этим необходимо последовательно проводить политику привлечения к работе инициативных и ответственных профессионалов. В организационно-управленческой работе весьма высока роль «человеческого фактора», поэтому повышение исполнительской дисциплины на всех уровнях является актуальной задачей.

Для повышения эффективности управления выполняемыми научными проектами представляется целесообразным создание комитета с участием ответственных исполнителей.

Оплата труда является одним из важнейших факторов мотивации труда. В постоянном режиме необходимо вести мониторинг уровня оплаты труда всех категорий сотрудников и оперативно вносить соответствующие поправки. Предполагается подготовить необходимые материалы для перехода на новые схемы выплат согласно «Стратегии 2020» с учетом того, что бюджет вуза сопоставляется с учетом количества студентов. Применительно к МФТИ следует добиться максимального использования положения о том, что вузы, в которые поступают абитуриенты с высоким баллом ЕГЭ и участники олимпиад, будут получать бюджетное финансирование в 1,5–2 раза больше. Следует проанализировать фактическое распределение оплаты труда в институте и его подразделениях на предмет соответствия принципу Парето (эмпирическому правилу 80/20) по каждой группе персонала.

Бытовые условия проживания студентов постоянно должны быть в фокусе администрации института и соответствовать современным нормам. К работе в данном направлении целесообразно привлечь молодежный комитет МФТИ. Необходимо завершить начатые работы по ремонту общежитий и наметить планы по продолжению этой работы. Контролировать качество ремонтных работ, привлекая общественные объединения студентов (молодежный комитет, студсовет).

Проблема жилья для преподавателей и персонала стоит весьма остро. С одной стороны, пополнение кафедр и подразделений МФТИ молодыми преподавателями и специалистами происходит в значительной степени за счет иногородних граждан. С другой стороны, нынешний уровень оплаты труда этих категорий сотрудников не позволяет им приобретать или даже использовать съемное жилье. Исторический опыт МФТИ показывает, что многие сотрудники, являющие собой гордость и славу Физтеха, закрепились в институте благодаря созданным для них жилищным условиям. Огромный вклад в решение жилищной проблемы должно дать строительство корпуса служебного жилья для преподавателей согласно решению, принятому Правительством РФ. Все вопросы, связанные со строительством жилого корпуса, должны иметь приоритетное значение для администрации института.

Биофармацевтика является важным направлением развития МФТИ как инновационного вуза. Развитие научной и инновационной деятельности получит мощный импульс с вводом в строй нового биофармацевтического корпуса, поэтому планы по его строительству должны быть безусловно выполнены.

В последнее время в связи с расширением МФТИ и увеличением приема стал ощущаться недостаток площадей для проведения учебной работы. В значительной мере продвинуться в решении этой проблемы поможет завершение ремонта Лабораторного корпуса и реконструкция Аудиторного корпуса. Указанные работы должны быть завершены в срок и постоянно находиться в поле зрения руководства. Внимание при этом следует уделять не только на сроки выполнения работ, но и на их качество.

Уровень медицинского обслуживания студентов и персонала МФТИ должен соответствовать современному уровню и уровню научно-инновационной деятельности института. Необходимо дооснастить поликлинику МФТИ недостающим оборудованием (в частности, рентгеновской установкой) и провести ревизию имеющегося диагностического и медицинского оборудования на предмет соответствия его современному уровню. В связи с развитием в институте учебно-научной деятельности медицинской направленности следовало бы обсудить возможные направления сотрудничества факультета молекулярной и биологической физики и поликлиники МФТИ.

Студенты МФТИ, в особенности младших курсов, проживают преимущественно на территории студгородка в отрыве от родительской семьи, заняты они в основном учебной работой и в связи с этим представляют собой специфическую, выделенную из окружения группу молодежи. С учетом этого важным является повышение качества и доступности психологических консультаций студентам. Существенным фактором является размещение пункта психологических консультаций вне поликлиники (например, в учебном корпусе), поскольку обращение за помощью в медицинское учреждение требует преодоления психологического барьера – признания себя нездоровым.

Планируется на системной основе проводить работу по оснащению потоковых лекционных аудиторий современным мультимедийным оборудованием. Кроме того, необходимо технически обеспечить возможность использования лекторами аудиооборудования (микрофон с усилителем и динамиком) для улучшения восприятия лекций студентами.

Необходимо активизировать работу кафедр и библиотеки по созданию электронных образовательных ресурсов. Такими ресурсами могли бы стать конспекты лекций каждого лектора, презентации к лекциям и др. Для библиотеки важным представляется иметь книги в электронном виде, в особенности редкие и давно не переиздаваемые. Тем самым круг рекомендуемой и доступной студентам литературы может быть существенно расширен.

Следует совершенствовать методики образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных систем. Работа в этом направлении должна проводиться совместно с ЗФТШ, интегрированной в структуру института. Развитие дистанционных форм образования сопряжено с выработкой политики по нормативно-правовому регулированию этой сферы.

Необходимо в постоянном режиме заниматься вопросами технического оснащения общеинститутских кафедр: общей физики, химии, теоретической механики, теоретической физики, биофизики и экологии, иностранного языка и других. Особого внимания требует оснащение кафедр, имеющих учебный практикум и демонстрационные лаборатории. Следует использовать виртуальные эксперименты и демонстрации только в том случае, если «живые» опыты невозможны, в остальных случаях предпочтение должно отдаваться реальному эксперименту.

Одной из проблем, мешающих планомерному протеканию учебного процесса, является отвлечение части малообеспеченных студентов от учебы в связи с необходимостью дополнительного заработка. Упорядочение и организация работы по временному трудоустройству студентов могли бы стать важным направлением деятельности молодежного комитета МФТИ. Задачей администрации является помощь молодежному комитету в системной интеграции в работу института и поиске важных для института постоянных направлений деятельности.

 

Внешние связи

В настоящее время МФТИ имеет очень высокий положительный имиджевый потенциал. Формирование и поддержание положительного образа требует постоянных усилий с привлечением средств массовой информации. Поддержание положительного образа должно проводиться как активная политика при проведении мероприятий с участием студентов и преподавателей из других вузов, при взаимодействии с руководящими органами.

Следует прилагать целенаправленные усилия по расширению участия представителей МФТИ в официальных органах и общественных организациях, деятельность которых связана с вопросами образования.

Структура ЦДПО должна активно использоваться для распространения «системы Физтеха» и для реализации организационного и методического опыта МФТИ на региональном уровне.

Планируется развивать взаимополезное сотрудничество с администрацией Москвы, МО и Долгопрудного в интересах расширения ресурсной базы МФТИ.

Развитие международного сотрудничества в сфере образования необходимо поставить на более системную основу. Важным шагом является определение целевой группы стран, сотрудничество с которыми необходимо развивать в первую очередь. Представляется разумным на первом этапе сделать акцент на активно развивающихся странах БРИК. Наряду с этим кафедрам следует вести методическую подготовку для обеспечения международного сотрудничества: вырабатывать формат стажировок и образовательные программы, которые могут быть предложены иностранным студентам и аспирантам, а также заниматься подготовкой англоязычных методических материалов. В налаживании международного обмена должен применяться комплексный подход, используя как горизонтальные связи «от профессора к профессору», так и возможности администрации института.

Важной задачей является повышение репутации журнала «Труды МФТИ» и достижение международного признания этого издания. Цель может достигаться путем убеждения ведущих ученых, работающих в системе «большого Физтеха», направлять свои работы для опубликования в «Труды МФТИ».

 

Воспитательная работа

Результаты воспитательной работы в значительной степени определяют успешность решения задач, обозначенных в предыдущих разделах настоящей программы. Учитывая исключительную важность идеологических установок индивидуума, следует активизировать воспитательную работу с молодежью, используя историю и традиции МФТИ как основу этой деятельности. Вновь открытый музей МФТИ должен стать центром воспитательной работы. В свою очередь участие в работе по расширению экспозиции музея может иметь большое воспитательное значение. Координацию в рамках МФТИ деятельности общественных молодежных организаций следует считать одной из наиболее актуальных задач для администрации института.

Основным вектором научно-образовательной деятельности гуманитарного факультета должно стать воспитание студентов в духе традиций Физтеха и выработка главных принципов корпоративной идеологии. Под этим углом зрения необходимо оценивать выбор предметов гуманитарного цикла. Формирование корпоративной морали и этики студентов как элиты современной российской молодежи следует поставить на систематическую основу, имея целью преодоление раздробленности и выработку общеразделяемых образцов культурного и этического поведения. Результатом такой деятельности должно стать расширение горизонта индивидуального восприятия, осознание студентами и сотрудниками себя частью большой системы Физтеха, будущее которой зависит от твоих личных усилий.

Кандидат на должность ректора  А. В. Максимычев

Выпуск №6(1898)-28.02.12