- Я вам ставлю «пять».

- То есть «отлично»?

- То есть «хорошо».

- То есть «четыре»?

- То есть «пять».

Из КВН

С прошлого семестра на Физтехе введена 10-балльная система оценок, а правила проверки знаний различных предметов были изменены. Например, кафедры высшей математики и общей физики ввели два уровня оценивания^ базовый и повышенный. Причем повышенный более-менее соответствует объему материала до изменений. А для того, чтобы получить хорошую оценку по таким предметам, как теоретическая механика или физика, мало просто добросовестно подготовиться к экзамену. Надо еще хорошо сдать задания, которые тоже оцениваются.

Чтобы узнать, как воспринимают нововведения студенты и преподаватели, мы провели небольшой опрос, задавая всем одинаковые вопросы:

1) Стала ли новая система оценивания более объективной?

2) Как сказались на учебе изменения правил оценивания некоторых предметов?

3) Нужно ли обязательное посещение лекций на Физтехе?

Евгений Носач, 3-й курс ФПФЭ:

Стало проще, пожалуй, получить нижнюю грань тройки. С другой стороны, некоторые преподаватели считают, что десятка – просто недостижимая оценка, и не используют её.

Студентов новая система даже мотивирует. Если студент получил, например, «хор» нижнего уровня, он видит, что стоит задуматься и постараться заработать более твердую оценку.

Учет посещаемости лекций отнимает время, которое можно посвятить изложению материала. Меня радовал метод учета, который использовал Карлов Михаил Иванович, когда в конце пары пишется небольшая самостоятельная работа по материалам этой же лекции. Это дает положительные бонусы и к знаниям, и к итоговой сдаче экзамена.

Вера Тимофеевна Петрова, преподаватель кафедры высшей математики:

Думаю, что система не стала объективней. Были непродуманно сформированы системы вопросов базового уровня и продвинутого.

Например, экзаменационная программа матанализа базового уровня для первокурсников составляла то ли 16, то ли 18 вопросов, а продвинутая по тому же курсу – 37. Нормальный студент сколько вопросов будет учить?

Из-за плохой «разбаловки» я вынуждена ставить студенту «хор», когда он знает не больше, чем на «неуд». В результате оказывается, что студенты не усваивают и не понимают важные базовые вопросы. Из-за непродуманной системы базового и продвинутого уровней, по-моему, под угрозой вся система преподавания математики на Физтехе. Прежде всего мы учим учиться.

Я думаю, что обязательное посещение лекций – правильное решение. Лекции, как и учебники, могут читаться в разных системах аксиом. Преподаватель-профессионал должен понимать, из какой системы аксиом что следует.

А студент, берущий определение из одной книжки, другое – из другой, а третье – из головы, получает не владение математическим языком, а некоторые нахватанные вещи.

Если одну фразу мы будем хватать из французского, другую – из английского, то нормально говорить не сможем ни во Франции, ни в Англии. Так и с языком математики. Поэтому посещение лекций важно с точки зрения получения студентом математической культуры.

Сергей Вячеславович Семендяев, кафедра теоретической механики:

Преподавателю всегда хочется поставить оценку чуточку точнее, и новая система позволяет это сделать. В целом же мои студенты увеличили средний балл.

Оценивание заданий оправдано. Раньше студент, работавший на семинарах, мог получить плохую оценку за экзамен, что меня огорчало. И наоборот, тот, кто ничего не делал, получал хорошую оценку. Теперь, когда я могу влиять на итоговую оценку, я могу поощрить первых студентов.

Как человек, стопроцентно посещавший лекции в студенчестве, я отношусь положительно к новому закону. Если же студент приходит на лекцию и ничего не делает, то это очень хорошо. Он видит, что ничего не знает, и уже должен бы побеспокоиться, чтобы к экзамену знать.

Геннадий Рафаилович Локшин, кафедра общей физики:

10 баллов – это превышение точности, которое не имеет смысла. Количество «отлов» увеличилось. Сыграла психология. Когда ты ставишь парню 8 баллов, то успокаиваешь себя, что ведь не 10 ставишь. Но 8 – это всё равно пятерка.

Формально при выполнении заданий студентам можно не решать часть задач, так называемый «третий столбик». И при этом они могут получить пятерку как за два столбика, так и за три. Я, как и многие мои коллеги, такого подхода не понимаю. Если ты не можешь решить все задачи, то получай оценку пониже того, кто может. Это справедливо.

К обязательному посещению лекций я отношусь отрицательно. Кого же можно заставить слушать неинтересную лекцию? Количество студентов на лекции – обратная связь для преподавателя, индикатор его работы. Если мало ходят, подумай, что ты делаешь не так.

Глеб Беляевский, 3-й курс ФИВТ:

Получить пятерку или тем более четверку стало легче. Ведь даже между 7 и 8 никто четкой границы провести не может, и когда преподаватель хочет ставить семерку, есть хороший шанс вытянуть оценку до восьмерки. Отличники получили простор, теперь есть смысл спросить: «Сколько у тебя?». Еще можно в душе порадоваться, когда они выходят с экзамена с расстроенными лицами, ибо получили не 10, а 8.

За задания на теормехе получаешь по три балла, в итоге 6 у тебя уже есть. А если тебе повезет, то семинарист может подкинуть бонусный балл. И на экзамене получаешь либо «отл», либо пересдачу.

Вот у меня было 6, и только из-за этого у меня вышло 8. Так я никогда в жизни не смог бы сдать теормех на «отл». Мне нравится такая система!

Александр Рубцов, 4-й курс ФУПМ:

Обязательное посещение лекций – это абсолютно неправильно. Здоровый сон лучше всего протекает в постели, поэтому, если человек все равно планирует спать на лекции, его совершенно незачем вырывать из объятий Морфея и тащить силком в аудиторию для продолжения уже куда менее сладкой дремы. Разумеется, дух Физтеха это убьет — Физтех имеет изначально невыполнимый учебный план. Время, отведенное на самостоятельную работу, согласно программам, более 19 часов в неделю! Поэтому студенту приходится выбирать, какие предметы изучать самостоятельно, а какие с помощью лектора, и вообще оптимально тратить свое время, дабы объять необъятное — и это, на мой взгляд, одна из основных вещей, которой учит Физтех. Обязательное посещение лекций, как и семинаров, полностью рушит это.

Артем Савельев, 3-й курс ФПФЭ:

Если студент ставит перед собой цель получить не конкретную оценку, а именно полный балл, то учиться стало сложнее – малейшая оплошность уже снижает баллы. Другая группа людей стремится получить оценку по старой шкале. Для них жизнь упростилась, особенно для троечников.

Подготовил Олег Фея

Выпуск №5(1875)-15.03.11.