На шести прошедших в этом году международных школьных олимпиадах российские национальные сборные завоевали 11 золотых, 11 серебряных и 4 бронзовые медали, были в числе лидеров и в неофициальных командных зачетах. Эти ребята – настоящий золотой фонд страны, будущие талантливые ученые и специалисты.

Самой массовой по-прежнему остается Международная математическая олимпиада (ММО), в ней участвуют сборные более чем из 100 стран. В последние годы наши сборные часто занимают первые-вторые-третьи места в неофициальных командных зачетах. Высокий уровень сборных поддерживается прежде всего тем, что отбор лучших из лучших идет по результатам Всероссийских школьных олимпиад, которые в нашей стране стали поистине массовыми, – в них участвуют миллионы ребят. Второй важный фактор – постоянная поддержка этого движения государством.

Регламент проведения олимпиад по разным предметам различен. Однако все они требуют от участников творчества и самостоятельного мышления.

– Все задачи для туров олимпиады придумываются специально, – рассказывает руководитель национальной сборной по математике с 1995 года, президент ММО, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов. – И для их решения требуется не просто большой багаж знаний, а умение творчески мыслить, создавать новые для себя логические конструкции. Участник олимпиады должен, по сути, сделать небольшое научное открытие.

На международных олимпиадах все активнее рвутся вперед азиатские страны, особенно Китай. В числе лидеров, кроме нашей страны, также США, Южная Корея. Но стремятся к улучшению результатов и другие страны. Для многих из них победы в школьных олимпиадах – это вопрос национального престижа. Поэтому китайские сборные, к примеру, «натаскивают» своих школьников на решение олимпиадных заданий в течение полугода, а сборные Ирана – целый год.

- Я лично считаю, что так делать не надо, – говорит председатель оргкомитета ВШО, ректор МФТИ, член-корреспондент РАН Николай Кудрявцев. – У нас более гуманная система подготовки, чтобы дети развивались гармонично.

– Обращает на себя внимание тот факт, что страны Юго-Восточной Азии активно перенимают нашу систему образования, переводят для себя наши школьные учебники, пособия для педагогов, увеличивают предметную нагрузку в школах, – делится наблюдениями заместитель руководителя национальной сборной по физике, доцент кафедры общей физики МФТИ Валерий Слободянин. – А мы в старших классах нагрузку по физике, например, сокращаем. На мой взгляд, это опрометчиво – будем терять талантливых ребят.

– Но дело не только в подготовке, – считает Назар Агаханов. – Конечно, участник сборной должен привыкнуть к стилю олимпиадных задач, овладеть определенным багажом приемов их решения. Но все равно намного большую роль играет творческий потенциал юноши или девушки, который формируется их личными способностями, олимпиадными традициями и общим уровнем образования в стране.

– Наши сборные из года в год показывают стабильно высокие результаты по многим олимпиадам, – подытоживает Николай Кудрявцев. – В один год у нас больше золотых наград, в другой – больше серебряных, но без медалей мы не остаемся.

Совершенно очевидно, что нашим ребятам, их педагогам и тренерам придется прикладывать больше усилий в подготовке, ведь главное – поддержать реноме страны. Чтобы помочь им, возможно, стоило бы создать благотворительный фонд поддержки наших будущих медалистов – золотого запаса страны. Серьезно этим никто не занимался, но идея очень хорошая, мы в оргкомитете ее обдумаем.

По материалам «Российской газеты»

 

Выпуск №17(1887)-18.10.11.