В Ереване открылась школа «Айб» для учеников 10–11 классов. Это учебное заведение принципиально нового типа придумали и воплотили в жизнь легендарные фопфы – Давид Ян и компания.

С чего начинается школа

В 2006 году друзья-физтехи Давид Ян, Матевос Арамян, Ашот Асланян, братья Давид и Арам Пахчанян, Карен Мусаелян, Артур Берд, Каро Саргсян (все они – успешные бизнесмены) решили создать гимназию будущего в родной Армении. Они начали с того, что в течение полугода детально изучали состояние всех ереванских школ. Очевидными стали плюсы и минусы системы образования Армении, ее сильные и слабые стороны. Наши выпускники взяли на себя обязательства материально способствовать развитию образования в своей стране – пожизненно вносить немалые ежегодные членские взносы в организованный ими же фонд «Айб», лично поддерживать выпускников, охваченных образовательными программами «Айб».

Пять лет спустя

Пять лет прошло, и 8 октября гимназия будущего открылась. Ее официальное название – старшая школа «Айб». Сегодня в ней преподают 46 учителей, 20 из которых доктора и кандидаты наук, 2 заслуженных деятеля искусств, 7 готовятся к защите диссертаций, 62% учителей имеют опыт учебы, работы и повышения квалификации за рубежом.

Преподавательский состав – это граждане Армении, США, Франции, Англии, Швеции.

«Айб» не стал создавать школьный педагогический коллектив для своего проекта из лучших педагогических кадров республики. Тем самым обескровились бы все остальные армянские школы. Была разработана программа привлечения специалистов извне – университетов, НИИ и так далее.

В школе сформировались три 10-х и один 11-й классы, из 72 учеников 27 поступили на факультет «Науки», 45 – на «Общественные науки». 49 учеников (68% от числа всех обучающихся) получили от Образовательного фонда «Айб» стипендии на учебу в школе «Айб».

– Ставку на родительский карман мы не делаем, – говорит один из организаторов Ашот Асланян. – Школе нужны ученики не богатые, а способные, ведь известность ей принесет лишь сложившаяся карьера выпускников. Если ученик сдал экзамены и поступил в нашу школу, то она должна найти средства на его образование – привлечь меценатов, государственные структуры, различные фонды или сама взять на себя часть расходов. Однако родитель должен быть первым инвестором для своего чада. Ему, можно и так сказать, должно быть выгодно сделать даже небольшое капиталовложение в будущего высокооплачиваемого специалиста. Но пока – это ребенок, которого надо поддержать и дать возможность раскрыться, конечным же потребителем его знаний и навыков будет общество.

Школьные инновации

Даже здание школы «Айб» необычное. В нем несколько этажей. В учреждении действует система закрытого доступа. Каждому ученику выдается идентификационная карта, открывающая двери на определенные этажи. Надо овладеть определенными знаниями, чтобы получить доступ на этаж выше, так как там находится оборудование, все более приближающееся к работе на современных предприятиях. Для детей кроме учебного процесса здесь создано множество кружков с уклоном в IT-область, творческих мастерских, редакция газеты. И в данной учебно-ролевой игре предусмотрена экономическая система. За хорошие оценки на счет ученика поступает виртуальная валюта, которая пойдет в счет погашения платы за обучение. Также дети могут подготовить концерт, выпускать газету, а вырученные от продажи билетов или подписки виртуальные деньги опять-таки использовать по своему усмотрению.

В школе «Айб» предусмотрено менторство. Ментор-ученик старших классов, должен курировать работу школьника из младшей параллели. Таким образом, ученики получают опыт педагогической работы, а школа решает проблему с преподавательским составом.

Открытие Старшей школы «Айб» фактически ознаменовало открытие всего школьного городка или «Образовательного узла Айб». Строительство всего городка на 7 гектарах планируется закончить к 2017 году. По задумке организаторов, создается что-то подобное наукограду.

Эксперт в сфере образования

«Айб» уже признан экспертом в сфере образования Армении. За свою недолгую деятельность фонд воплотил в жизнь ряд важных проектов, таких как углубленные предметные заняти, разработка передовых методик преподавания, проектирование и создание современных школьных лабораторий. Например,в родной для «Айб» Ереванской физико-математической школе открылась лаборатория физики имени выдающегося учителя Бенгура Пахчаняна. В другой школе республики, более сильной в преподовании химии, появилась лаборатория химии, а в школе при Ереванском политехническом университете  – лаборатория математики.

– Каждый из нас не только бизнесмен, но и родитель, - продолжает Ашот Асланян. –  Поэтому меня очень волнуют два вопроса: в какой школе учиться моим детям и в какой стране им жить.

Так вот, я хотел бы, чтобы они учились в школе «Айб». Она – начало проекта, цель которого – повлиять на сиcтему образования нашей родной страны?

Мы давно закончили Физтех, и теперь можем размышлять о фундаментальном, в частности физтеховском, образовании как бы со стороны.

Очевидно, что образование – это мощный фундамент, на котором строится вся жизнь.

Наталья Беликова

Выпуск №17(1887)-18.10.11.