Поздравляем профессора Владимира Владимировича Жмурова с Днем Рождения.

Роль Мирового океана в природных процессах, происходящих на нашей планете, а также в жизни всего человечества общеизвестна. Океан – это кухня погоды, источник минеральных и продовольственных богатств, неиссякаемый источник энергии. По нему же проходят основные транспортные артерии, связывающие материки и населяющие их народы. Вместе с тем океан с его разнохарактерными чертами – это сложнейший объект научных исследований. Несмотря на то, что за последние несколько столетий человечество получило какое-то представление о его глубинах, течениях, приливах и отливах, живых организмах, океан хранит свои многие тайны. И даже интенсивные исследования последних 50 лет лишь приоткрыли завесу.

Когда более четверти века назад я поступала на Физтех, средний конкурс был около 4-х человек на место. Факультет аэрофизики и космических исследований твердо держался в середине таблицы рейтинга, но была одна специальность, популярность которой среди абитуриентов далеко превосходила самые рейтинговые факультеты. И я оказалась в числе счастливцев, зачисленных на кафедру термогидромеханики океана. Отбор в группу, действительно, был очень серьезный, и она по праву считалась одной из сильнейших в МФТИ. Такая популярность была связана не только с притягательностью морской романтики, хотя уже в процессе обучения студенты кафедры участвовали в океанологических экспедициях и даже с заходами в иностранные порты – это в то время, когда заграница была мало кому доступна. К тому времени уже было понятно, что изучение океана является одной из важнейших задач современной науки. Без всестороннего исследования океана невозможно построение климатических моделей, предсказание погоды, решение экологических проблем. И фундаментальное физико-математическое образование, которое получали на Физтехе, давало физикам-океанологам широту знаний и взглядов, необходимых для описания и объяснения тех невероятно сложных процессов, которые наблюдаются в толще и на поверхности океана.

В тяжелые для судьбы российской науки 90-е годы кафедра пережила не лучшие в своей истории времена. Резко сократилось количество экспедиций, многие преподаватели уехали работать за рубеж. Но тем не менее кафедра выжила и активно развивается. Произошло это во многом благодаря деятельности ее заведующего доктора физико-математических наук Владимира Владимировича Жмура.

В этом году Владимиру Владимировичу исполнилось 60 лет. И основная часть его жизни была и остается связанной с Физтехом. В.В. Жмур был одним из первых выпускников кафедры термогидромеханики океана. И после окончания аспирантуры остался ее преподавателем, пройдя путь от ассистента до профессора и заведующего кафедрой. Но не прекращалась и его активная научная деятельность. В настоящее время им опубликовано более 130 научных работ, совместно с учениками разработаны теория однородных трехмерных эллипсоидальных вихрей океана и теория образования катастрофически сильных придонных течений. Предложенные теории объясняют ряд свойств, наблюдаемых в вихрях реального океана, например, в эксперименте ПОЛИМОДЕ. В последнее десятилетие основное направление исследований – придонные взвесенесущие течения на склонах дна океанов и морей. Он – соавтор 12 патентов на изобретение. В настоящее время профессор, доктор физико-математических наук Владимир Владимирович Жмур заведует лабораторией морских течений в Институте океанологии им. П.П. Ширшова РАН и является начальником управления наук о Земле, человеке и обществе Российского фонда фундаментальных исследований. Кроме работы на кафедре термогидромеханики океана он читает в МФТИ два годовых факультетских курса лекций «Механика сплошных сред» и «Математические методы в физике». И при этом еще успевает вести дипломные и диссертационные работы студентов и аспирантов и даже участвовать в морских экспедициях. Согласитесь, что такое сочетание научной, общественной и педагогической деятельности является уникальным и для богатого личностями Физтеха.

Но, встретившись в кабинете Владимира Владимировича на четвертом этаже в аудиторном корпусе МФТИ, говорили мы, прежде всего, о судьбе кафедры и ее выпускников и студентов.

– Владимир Владимирович, несколько лет назад кафедра термогидромеханики океана ФАКИ отметила сорокалетний юбилей. Почему-то для человека этот возраст считается критическим. Но вся жизнь кафедры прошла у Вас на глазах и с Вашим непосредственным участием. Расскажите, с чего все начиналось.

– Кафедра термогидромеханики океана была основана в 1967 году Сергеем Сергеевичем Войтом, который 20 лет являлся ее бессменным заведующим. Но возникла она не на пустом месте. Гидро- и термодинамика реальных природных объектов в различных видах присутствовали в физтеховском образовании и ранее. И выпускники Физтеха находили свое признание в геофизических институтах. Но активное развитие океанологии требовало специалистов с особой подготовкой. И это хорошо понимал тогдашний директор Института океанологии академик Андрей Сергеевич Монин, который многие годы преподавал на кафедре и был инициатором ее создания. После ухода из жизни С.С. Войта в разные годы кафедру возглавляли директора ИОРАН Вячеслав Семенович Ястребов и Леонид Алексеевич Савостин. Студенты и выпускники кафедры участвовали во всех крупных морских экспериментах последних десятилетий. В настоящее время выпускники кафедры работают в ИОРАН, ИФА РАН, ИЗМИРАН, ТОИ, МГИ, ГОИН и других морских институтах как в нашей стране, так и за рубежом. В разное время лекции студентам кафедры читали выдающиеся ученые-океанологи А.С. Монин, В.Е. Захаров, Г.И. Баренблатт, В.С. Ястребов, В.М. Каменкович. А что касается критического возраста… Все-таки мы его уже пережили. В настоящее время на кафедре работают 10 преподавателей, в том числе академик и 2 члена-корреспондента РАН. Возобновились морские практики, а в учреждениях РАН возникла буквально очередь на прием выпускников. И уровень выпускников подтверждает те высокие требования, которые к ним предъявляются. Например, два года назад сразу три студента кафедры получили медали Российской академии наук за лучшие работы в области наук о Земле среди студентов и аспирантов.

– Но почему кафедра оказалась на ФАКИ? Все-таки сугубо технический факультет…

– Конечно, здесь была доля случайности. Сергей Сергеевич Войт читал на ФАКИ курс гидродинамики, и кафедра как бы пристроилась к этому курсу. Но со временем оказалось, что это совсем не случайно. Начнем с того, что процессы в океане описываются теми же системами уравнений, что и течения в трубах, процессы в плазме, то есть вся базовая основа науки о движении объектов в космосе и движении мирового океана примерно одинакова. Термодинамика, газодинамика, гидродинамика – науки, всегда составлявшие основу подготовки специалистов-аэрофизиков. Но без их знания невозможно представить и современную океанологию. Кроме того, развитие средств и методов дистанционного зондирования получило особенно заметное ускорение в последние два десятилетия благодаря созданию спутниковых систем глобального мониторинга поверхности Земли, окружающей ее атмосферы и ближнего космоса. Спутниковый мониторинг стал незаменим и при исследовании мирового океана.

При подготовке студентов кафедры в настоящее время особое внимание уделяется спутниковым методам исследования поверхности океана.

– Но есть кафедра океанологии географического факультета МГУ, океанологический факультет в Гидрометеорологическом университете и много других вузов и кафедр, специализирующихся как на региональной, так и на глобальной океанологии.

– У нас совершенно другая специфика! Отличительной особенностью кафедры является разнообразие теоретических дисциплин, позволяющее студентам стать специалистами в области гидродинамики и физики океана. Нигде у нас в стране и, можно сказать, за рубежом студенты-океанологи не получают такой всесторонней теоретической подготовки. Вот только краткий перечень дисциплин, которые студенты изучают на базах: геокосмическая физика, геофизическая гидродинамика, теория океанических вихрей, теория океанических течений, термодинамика морской воды, акустика океана, физическая океанография, современные геофизические исследования океана, теория волн, вычислительная гидрофизическая гидродинамика, оптика океана…

Студенты кафедры на основе фундаментальной физико-математической физтеховской подготовки учатся понимать физику волн и течений, особенности взаимодействия атмосферы и океана. Студенты получают теоретическую подготовку на базе Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, Института вычислительной математики РАН – ведущих российских учреждений в области геофизики. Неслучайно выпускники кафедры до сих пор составляют костяк теоретических отделов этих институтов.

– Но все-таки одной теории для понимания природы океанских явлений мало. Во время моего обучения на кафедре студенты осваивали технику морского эксперимента во время морских практик. В 90-е годы, по понятным причинам, эта сторона обучения оказалась незадействованной. Что происходит сейчас?

– Действительно, долгое время процесс обучения включал обязательное участие студентов и аспирантов кафедр в морских и прибрежных экспедициях, ибо экспериментальная подготовка является неотъемлемой частью океанологического образования. Существовала налаженная система взаимодействия кафедр и институтов, осуществляющих экспедиции (ИОРАН, ИФА РАН). В настоящее время эта традиция восстановлена. С 2001 г. возобновлена ежегодная летняя практика студентов кафедры на базе Южного отделения ИОРАН в Геленджике с участием в морских работах. Студенты принимают участие в комплексных экспериментах в Феодосийском заливе, на Балтийском море, в ежегодных морских экспедициях ИОРАН и ИФА РАН и даже в работе Российской Антарктической экспедиции. Проводится ежегодная летняя школа на базе Атлантического отделения ИОРАН на Балтийском море. Так что морская романтика вовсе не оказалась скрытой за рядами формул.

– В чем же Вы видите будущее кафедры?

– Океанология – это не просто раздел физики или географии. Это отдельная наука, включающая в себя аспекты целого комплекса наук: физики, геологии, географии, биологии, экологии. Современная океанология не ограничивает свои задачи просто познанием природных явлений и процессов на поверхности океана: открыты глубинные противотечения, изучается образование и движение громадных синоптических вихрей, внутренних волн. Ученые пытаются определить влияние этих динамических структур на изменчивость полей температуры и солености воды, на водо-, газо- и теплообмен между океаном и атмосферой. Безусловно, впереди новые исследования и новые открытия. Раскрытие тайн океана, его природы, законов позволят эффективней использовать его биологические и геологические ресурсы, надежно прогнозировать изменение атмосферных процессов, обеспечить развитие мореплавания. И наша кафедра, несмотря на верность традициям, также не стоит на месте. В последние годы введены новые курсы, обучающие студентов работе с геоинформационными системами, современными базами данных, больше внимания уделяется использованию спутниковой информации. Традиционные лекционные курсы строятся с учетом современных тенденций развития науки об океане и математических методов обработки информации. Особое внимание в настоящее время уделяется исследованию прибрежных зон морей и океанов. Эти районы интересны не только тем, что в них сосредоточены основные запасы полезных ископаемых и рыбных ресурсов, но и разнообразием физических процессов как в атмосфере, так и в гидросфере и литосфере. Необходимы комплексные исследования этих процессов в прибрежных районах в аспекте их влияния на окружающую среду и климатические изменения. Другое очень перспективное направление океанологических исследований – полярная океанология. Закончившийся недавно Международный полярный год подтвердил тот факт, что до полного понимания физики взаимодействия атмосферы, криосферы и океана в полярных районах еще очень далеко. И мы надеемся, что наши студенты и выпускники примут участие в решении этих задач.

Прозвенел звонок. Владимир Владимирович спешил на семинарские занятия. Будущие океанологи шумели в аудитории. Их эпоха великих географических открытий еще впереди. Двадцать лет назад я обучалась на кафедре термогидромеханики океана.

На долю моего поколения выпали иные волны и вихри. Но тем не менее мы выстояли. И во многом благодаря той блестящей теоретической и практической подготовке, которую получили на Физтехе.

Я благодарна преподавателям кафедры за уникальные знания и, главное, за то, что нас отучили от страха перед решением проблем.

И я рада, что традиции кафедры живы. От имени всех выпускников кафедры термогидромеханики океана поздравляю Владимира Владимировича с юбилеем. Желаю здоровья и многолетней творческой деятельности.

Я надеюсь, что новые поколения выпускников кафедры, его учеников будут разгадывать тайны океана.

Ирина Репина,

к.ф.-м.н., выпускница кафедры

термогидромеханики океана,

ведущий научный сотрудник 

ИФА РАН

Выпуск №8(1849)-06.04.10.