Для того чтобы студенты МРСИ  смогли увидеть «материальную сторону» Яндекса, профкомом МРСИ 23 ноября была организована экскурсия в главный офис фирмы в Москве.

Есть места, представить которые невозможно, атмосферу которых можно почувствовать, лишь побывав там. На мой взгляд, офис Яндекса в деловом квартале «Красная роза» является одним из таких мест. Ведь у подавляющего большинства людей название компании  ассоциируется с привычной жёлтой полосой на мониторе, а не с командой, её создавшей.

Ещё на пути от станции метро «Парк культуры» мы заметили указатели, которые привели нас к современному зданию из стекла и металла. У входа нас встретил Андрей  Себрант, прочитавший нам лекцию о связи экспериментальной физики с работой в Яндекс на встрече, организованной профкомом МФТИ 10.10.2010. Мимо велосипедной парковки он провёл нас во внутренний двор, где наше внимание привлекла синяя лошадь с видами ночной Москвы на боках. Мы ещё не знали, что это лишь только начало чудаческих особенностей, украшающих жизнь, казалось лишь только совсем творческих личностей.

На reception нам выдали бейджики с надписью «Гость», «Гостья». Администратор не ожидала прихода физтехов, бейджики с надписью «Гость» быстро закончились.

Андрей Себрант объяснил нам, что в здании лучше не теряться, потому что каждая дверь открывается только по карточке человека, работающего в Яндекс. Пройдя через турникет, мы подошли к лифту, унёсшему нам на последний 7-й этаж, с которого и началась наша экскурсия. Многие были просто потрясены, насколько офис Яндекса отличается от среднестатистического места обитания компании. Не было ни привычной серости мебели, ни унылой строгости геометрии в расположении комнат в коридоре. Мы увидели офис модели оpen space в стиле hi-tech, уюта которому добавляли большие абажуры, фрагменты стен с деревянной облицовкой и живые растения на стенах. Из названия переговорных комнат легко понять, на каком они этаже. Ведь очевидно, где находится «Седьмое небо», «Пятая колонна» или «Шестая палата».

На пути к кабинету Андрея Себранта мы увидели, как сплоченно работает команда Яндекс, никто не забивался в свой угол, между группами отдела не было никаких перегородок. Напряженная работа сопровождалась непрерывным, пусть даже невербальным общением команды. С трудом преодолев преграду coffee-point, мы добрались до кабинета Андрея Себранта, где смогли ближе увидеть рабочее место члена команды Яндекс. Кабинет по меркам Яндекс совсем крошечный – всего на троих, на стенах – картины с тематикой компании, возле дивана лежит большой оранжевый пуф, напротив окна стоит телескоп, в который видны кремлёвские купола. Но самый больший интерес вызвали стены, покрытые белой плёнкой, на которых можно маркером записывать новые идеи или пути решения старых проблем.

Наконец, мы вошли в  конференц-зал, где Андрей Волош представил нам троих выпускников МФТИ, занимающихся в Яндексе тремя различными направлениями: задачами оптимизации, мобильными сервисами и Яндекс-пробками. На самый главный вопрос «Как можно попасть в Яндекс?» был получен простой ответ: «Следить за вакансиями на сайте Яндекса». Именно этот самый очевидный путь на практике оказывается отнюдь не лёгким, ведь на сайте Вам предложат решить реальную проблему, связанную с будущей деятельностью потенциального члена команды. В среднем одного человека из десяти приглашают на собеседование, и один из десяти приглашённых  успешно проходит его. Главное требование к претендентам – горящие глаза, ясный ум и желание продвигаться вперед. Провокационный вопрос «Почему члены команды иногда покидают компанию по собственному желанию?» был встречен оттенком грусти в голосе и объяснением того, что некоторые люди чувствуют себя неуютно в окружении множества незнакомых лиц и поэтому уходят в компании startup, также небольшой процент продолжает карьеру в Google.

Мы узнали, что вместе с офисом Яндекса в Москве у компании также есть подразделения в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Киеве, Одессе, Симферополе и Калифорнии.

Летом особенный ажиотаж наблюдается в симферопольском подразделении, членам команды которого приходится выполнять непростую роль принимающей стороны. Наличие подразделений вызвано тем, что некоторые ценные члены команды не согласны на переезд в шумную столицу и  предпочитают работать в родном городе, где вокруг них формируется новая команда.

Яндекс учитывает мнение каждого, но это мнение должно быть обосновано и продумано, просто идея никому не интересна, важно то, как ты уже сейчас смог её реализовать. Все списки, составляемые членами команды, должны быть приоритетными, как показывает практика, это очень непросто. У  человека может уйти целый месяц, чтобы упорядочить свои идеи. Рабочий график в компании не нормирован, каждый может выбрать удобное для себя время, однако подразумевается сохранение восьмичасового рабочего дня. На втором этаже находится столовая, работающая до 21.00, в офисе есть бильярдная, настольный теннис, пуфики и гамак. Созданы все условия для того, чтобы человек действительно любил свою работу и старался внести максимально возможный вклад в общее дело.

В Яндекс не принят жесткий контроль со стороны руководства, член команды выполняет свою работу и чувствует ответственность за свою часть проекта. Общая черта всех членов команды – отсутствие лени, каждый является винтиком в большой системе, способной изменить наше представление об окружающем мире.

После экскурсии гостю становится понятно, почему так многие стремятся стать частью этой команды, почувствовать постоянное движение и драйв интересной работы.

Из офиса мы унесли фирменные сувениры с логотипом Яндекс и желание вернуться сюда еще раз.

Мария Кащеева,

1 курс ФУПМ,

фото Никиты ВОЛКОВА,

3 курс ФАКИ

Выпуск №27(1868)-28.11.10.