С момента создания МФТИ  готовил специалистов по закрытым специальностям, каждая из которых имела открытое название, вписываемое в диплом выпускников. 

Институт  ежегодно получал плановое задание по численности приема студентов на 1 курс и номера специальностей, по которым они должны были готовиться.

Названия специальностей далеко  не всегда отражали истинные направления подготовки студентов. Так, в 60-е годы МФТИ, готовя студентов по 14 специальностям, в своих ежегодных отчетах в министерство о результатах распределения выпускников и в письмах по формированию плана приема будущего года неоднократно отмечал, что «номера и наименования специальностей проставляются в дипломах условно» и «не отражают подлинной специализации, по которой проходила подготовка» специалиста.

Институт сообщал о случаях, когда был вынужден записывать в дипломах не специальность, а научное направление, по которому подготовлен выпускник. Проблема озвучивалась, но не находила своего решения. В те годы, когда базовые организации принимали на работу большинство выпускников своих кафедр, этому несоответствию  не  придавалось особого значения.

В 1970–1980-е годы институт осуществлял подготовку кадров по 10 закрытым специальностям, которые никак не могли отражать расширяющийся с каждым годом спектр направлений подготовки специалистов, реализуемый через базовые кафедры.

Так, в начале 1969/70 учебного года в МФТИ было 52 базовые кафедры, в 1979/80 – 67, в 1989/90 – 83, в 1999/2000 – 102, в 2009/2010 – 118.

До середины 80-х годов базовые организации МФТИ забирали до 60% выпускников, а все организации базовых министерств и ведомств (включая АН СССР), с которыми работал институт, принимали к себе на работу и на учебу в аспирантуру до 98% выпуска, решая проблемы с пропиской иногородних молодых специалистов.

В дальнейшем система распределения стала разрушаться и в начале 90-х была отменена.

Весной 1987 года комиссия Минвуза РСФСР проводила комплексную проверку работы института.      

В справке  комиссии среди прочих замечаний отмечалось, что номера специальностей «только очень приблизительно соответствуют действительному профилю подготовки кадров, а это затрудняет распределение и порой отражается на молодых специалистах».

Приводился пример базовой кафедры теоретической физики и астрофизики            (заведующий кафедрой академик В.Л. Гинзбург), в дипломах выпускников которой указывалась специальность «Автоматика и электроника». Комиссия не сделала никаких предложений, а лишь записала, что это является «следствием самой «системы Физтеха», такой вывод можно считать правомерным, если помнить, что МФТИ поручалось готовить кадры для разнопрофильных исследовательских институтов Академии наук СССР и оборонных министерств.

Отсюда и много направлений подготовки студентов. Новые проблемы  возникли, когда часть специальностей  (в МФТИ только две из десяти) в этом же 1987 году были отнесены к разряду  так называемых «математических», для которых устанавливался более высокий размер стипендии. Попытки объяснить, что разделение специальностей для Физтеха не должно применяться, ни к чему не привели.

В результате студенты МФТИ стали получать разные стипендии.

Выход виделся только в одном: институт должен иметь свою специальность с широким спектром  специализаций и относящуюся к разряду «математических».

Ученый совет МФТИ 19 июня 1987 года принимает решение  обратиться в Минвуз СССР с просьбой об утверждении для Московского физико-технического института такой  специальности. Но прежде  чем идти в Минвуз СССР, нам необходимо было получить в союзники Минвуз РСФСР, которому институт непосредственно подчинялся.

Идею единой специальности для МФТИ работники аппарата министерства  сначала просто не воспринимали. Она оказалась для них слишком неожиданной, т.к. противоречила всем положениям и нормам, характеризующим существующую в государстве номенклатуру специальностей по образованию. Им было трудно принять предложение, когда под одной «крышей» будет «скрываться» много различных направлений подготовки специалистов. Но постепенно понимание того, что Физтеху нужна такая специальность, пришло. Наши проблемы были на самом деле и проблемами Минвуза РСФСР.  

Заручившись его поддержкой и ходатайством Академии наук СССР, мы начали сложные переговоры в союзном министерстве. Убеждения, доводы и деликатная настойчивость сработали. Чиновники смогли понять особенности Физтеха и дали  разрешение на открытие для него своей «математической» специальности.

Так, в 1988 году появилась новая закрытая специальность «Прикладная математика и физика», утвержденная только для Московского физико-технического института. С введением нового классификатора специальностей по образованию она стала называться «Прикладные математика и физика» для исключения какой-либо связи с существующими специальностями «Физика» и «Прикладная математика».

Утверждение для МФТИ своей специальности было абсолютно неординарным решением, позволившим сохранить уникальную систему подготовки кадров  в высшей школе России. Эта специальность, по существу, объединила целую группу специальностей и дала Физтеху  право  открывать подготовку специалистов практически по любому математическому и естественнонаучному направлению. Все последующие годы Физтех этим правом успешно пользовался,  организуя новые базовые кафедры и специализации.

По утвержденному в 1994 году новому  государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования выпускники МФТИ, по существу, являлись магистрами.

Именно отсутствие в высшей школе России данной степени и заставило институт в начале 90-х годов ввести свои дипломы бакалавров и магистров для подтверждения на институтском уровне квалификации своих выпускников в системе международных стандартов образования. Необходимо было переходить на двухуровневую систему, которую Физтех фактически уже  много лет реализовывал при целевой подготовке кадров  для удаленных научных и научно-производственных центров (Дальний Восток, Южный Урал, Украина).

Ученый Совет института в феврале 1995 года принимает  решение «считать основной задачей МФТИ подготовку магистров» и предлагает  ректорату согласовать с министерством порядок перевода специальности в направление подготовки кадров под тем же названием. Вскоре было получено согласие заместителя министра, курирующего эти вопросы, но тем не менее решение вопроса  затягивалось.

В ноябре 1996 года выходит постановление Правительства Российской Федерации «О Московском физико-техническом институте (государственном университете)», которое определило основной задачей института «подготовку магистров и кандидатов наук по современным направлениям науки и техники».

В январе 1997 года Физтех в очередной раз просит разрешить ему начать подготовку бакалавров и магистров, но только через год Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, «учитывая уникальный научный и учебный опыт коллектива»,  разрешило МФТИ «в порядке эксперимента» организовать подготовку бакалавров и магистров в рамках своей специальности, которая в дальнейшем была преобразована в направление подготовки.

Именно подготовка студентов по своей специальности и своему направлению «Прикладные математика и физика» более 20 лет обеспечивает высокий уровень и авторитет выпускникам Московского физико-технического института (государственного университета) .

Небезынтересно будет вспомнить, что в  начале 1980-х годов обсуждалось предложение ЦАГИ об организации в г. Жуковский инженерного факультета. Однако ни Координационный совет (председатель академик П.Л. Капица), ни Ученый совет института это предложение не приняли, посчитав, что у Физтеха другая задача, а девальвация диплома МФТИ для части выпускников может принести только вред институту.

Закончим короткий экскурс в историю словами Д.А. Медведева, сказанными   четыре года назад при посещении института: «Физтех – это Физтех, и у него должно остаться свое уникальное лицо и уникальный коллектив… «Богу–Богово, цезарю – цезарево». Поэтому вы должны заниматься физикой, а не чем-то другим».

В.А. Школьников

Выпуск №27(1868)-28.11.10.