Итоги работы за год

Научно-образовательный центр «Авиационные технологии, системы управления и навигации» МРСИ (ГУ) (НОЦ) образован приказом ректора МРСИ как структурное подразделение МРСИ в июле 2009 года.

В своей деятельности Центр продолжил ту работу, которая выполнялась на ФАЛТ по тематике авиационных тренажеров в рамках развития пилотажного стенда учебно-исследовательского (ПСУИ).

На ПСУИ реализована модель легкого самолета истребителя типа МиГ-29. К этому времени на стенде уже провели ряд работ, связанных с расширением его возможностей. Была создана система имитации работы радиотехнических средств посадки самолета, была предложена и внедрена система управления самолетом в режиме заправки топливом в полете, создано и внедрено приложение, связанное с применением авиационного ракетного вооружения.

После создания НОЦ эти работы успешно продолжились, а также появились новые направления и, что очень важно, появился потребитель нашей продукции – ЗАО ЦНТУ «Динамика», одно из ведущих предприятий в области создания авиационных тренажеров (АТ). По согласованию с руководством ЦНТУ «Динамика» НОЦ продолжил работы по созданию программных комплексов для АТ, связанных с заправкой самолета в воздухе, а также по новым направлениям, связанным с посадкой корабельного самолета на авианесущий крейсер, взлетом и посадкой пассажирского самолета в условиях горного аэродрома, моделированием: на пилотажных стендах группового полета, полета вертолета в условиях горного и городского ландшафта. Все эти задачи реализовывались на АТ и ранее, но при этом не моделировался один интересный физический момент, связанный с воздействием на летательный аппарат спутного вихревого следа, возникающего при обтекании воздухом впереди летящего самолета, авианесущего крейсера, горного или городского ландшафта. При попадании в такой вихревой след на самолет или вертолет начинают действовать дополнительные возмущающие аэродинамические силы и моменты.

На практике, применительно к посадке самолета на авианосец, это приводит к тому, что при определенных направлениях движения корабля относительно ветра нисходящий поток за крейсером на удалении примерно 150 метров затягивает самолет, заходящий на посадку, под глиссаду, и летчик должен парировать эти возмущения, чтобы не врезаться в корму корабля. Все эти вопросы достаточно хорошо изучены, и пилоты о них знают, но на авиационных тренажерах подобные явления, связанные с влиянием вихревых течений на летательный аппарат, ранее реализованы не были. По крупному задача ставится так, во-первых, нужно рассчитать поле скоростей за генератором вихрей, а во-вторых, определить дополнительные аэродинамические силы и моменты, действующие на летательный аппарат, который попадает в эту вихревую пелену.

На определенном этапе развития отношений между НОЦ и ЦНТУ «Динамика» было принято решение о создании малого инновационного предприятия при вузе в соответствии с Федеральным законом №217 от 02.08.2009 г. Такое предприятие под названием ООО «ФАЛТ-Динамика» было создано весной 2010 года. В настоящее время портфель заказов малого предприятия включает, как вышеперечисленные проекты, так и другие. В частности, активно ведутся работы при поддержке администрации города Жуковского, ОАО «Авиасалон», ЦНТУ «Динамика», ФАЛТ МФТИ по созданию в сети Интернет виртуального авиасалона «МАКС-2011». Другой проект связан с работой ЦНТУ «Динамика» по созданию АТ вертолета-пожарника. Следует отметить, что во всех этих проектах участвуют, прежде всего, наши студенты, аспиранты и преподаватели.

Возвращаясь к научной деятельности НОЦ, следует отметить, что после создания малого предприятия центр сохранил свое участие в обозначенных выше проектах. Кроме них ведется интересная работа вместе с факультетами общей и прикладной физики, управления и прикладной математики МФТИ по оценке психофизиологической нагрузки и определения индексов напряжения (стресса) летчика при выполнении сложных задач пилотирования. За прошедший период была проведена на ПСУИ-ФАЛТ работа по теме «Методы повышения точности выдерживания траектории магистральных самолетов на этапе захода на посадку и выравнивания» французским студентом под руководством сотрудника НОЦ Дмитрия Лопаницина.

В перспективе центр видит свое участие в нескольких проектах, продвигаемых преподавателями, выпускниками и студентами ФАЛТ. Это разработка программного комплекса расчета поля течения и определение суммарного и локального силового и теплового воздействий потока разреженного газа на поверхность космического аппарата при орбитальном полете и на траектории спуска в верхних слоях атмосферы, а также участие в проекте «Летные испытания, сертификация и организация серийного производства авиационного комплекса на базе самолета «Сигма-5».

Второе и не менее важное направление нашей работы – образовательная деятельность. Здесь, во-первых, хочется выделить семинары, проводимые центром. Тематика семинаров тесно связана с проектами как НОЦ, так и малого предприятия «ФАЛТ-Динамика». Проводятся они, как правило, один раз в месяц с привлечением ведущих специалистов организаций-участников НОЦ, студентов, аспирантов и преподавателей МФТИ. Присутствуют на них также и представители других организаций, в частности, на семинаре по вопросам посадки самолета на авианосец выступал заместитель начальника летной службы ОКБ «Сухого», Герой Российской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель РФ Мельников Сергей Николаевич. На семинаре по заправке самолета в воздухе – генеральный директор ЦНТУ «Динамика» Александр Александрович Литвиненко и ведущий специалист ЗАО «РАА «Спецтехника» Лимарь Сергей Николаевич. Вот тематика прошедших семинаров:

– отчет о европейской конференции и соревнованиях по летательным микроаппаратам;

– вопросы заправки самолета в воздухе и моделирование её на ПСУИ-ФАЛТ;

– вопросы посадки самолета на авианосец и моделирование её на ПСУИ-ФАЛТ;

– разработка и применение автоматизированных систем обучения;

– моделирование пожара и средства пожаротушения;

 – разработка и использование технологий 3D визуализации при создании виртуального авиасалона «МАКС-2011»;

– методы повышения точности выдерживания траектории магистральных самолетов на этапе захода на посадку и выравнивания;

– динамика шланга с конусом самолета-заправщика в спутном следе танкера;

– разработка и практика применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);

– разработка wingsuit (костюм-крыло парашютиста) нового поколения.

Еще одно образовательное направление работы НОЦ – сотрудничество с Летно-техническим центром г. Жуковского (аэроклубом). Здесь ФАЛТ принимает участие в рамках теоретического обучения. Сейчас наш контингент – это школьники города, в дальнейшем будем учить студентов, в том числе и МФТИ, и не только из Жуковского, но если будут желающие, то и из Долгопрудного. На сегодня постановка вопроса следующая: студент получает у нас направление на врачебно-летную комиссию (ВЛК), проходит ее и в первой декаде декабря начинает теоретическую подготовку. Сегодня важно пройти ВЛК на предмет допуска к полетам в качестве пилота-любителя.

По окончании теоретической подготовки (конец весны – начало лета) начинается летная подготовка на планере Л-13 «Бланик», самолетах, Як-18Т, Сигма-4, Ю-13 «Икарус». Полеты начинаются с инструктором, потом самостоятельные. Перед первым и самостоятельным вылетом нужно сделать по 1 парашютному прыжку. Кто пройдет этот путь – получит свидетельство пилота-любителя.

Финансовая сторона вопроса: ВЛК – платная, от 3 до 6 тыс. руб. в различных медицинских учреждениях, полеты – первые 2 часа бесплатно, последующие по результатам полетов, но не более чем затраты на бензин и инструктора. Уточнить информацию можно по телефону 8(495) 556-66-09.

Научно-образовательный центр «Авиационные технологии, системы управления и навигации» продолжает свою работу и ждет молодых инициативных студентов в свои ряды.

Исполнительный директор НОЦ Анатолий Хохлов

Выпуск №27(1868)-28.11.10.