В г. Жуковском открывается аэроклуб, чтобы возродить  систему подготовки авиационных кадров, которая прекрасно себя зарекомендовала в нашей стране в ХХ веке.

Открытие аэроклуба предпринимается на базе лицея №14, школы №2, а также на базе высших учебных заведений города, таких как ФАЛТ МФТИ и МАИ.

Вот как прокомментировал участие ФАЛТ МФТИ в этом проекте декан профессор Виктор Викторович Вышинский:

– Преподаватели и руководство факультета аэромеханики и летательной техники приветствуют открытие в городе Жуковском аэроклуба. Мы надеемся, что и наши студенты, и наши преподаватели примут активное участие в его работе, в том числе в подготовке курсантов, в освоении летной практики. Желаю успехов этому прекрасному начинанию нашего Национального Центра авиастроения!

Если обратиться к истории и перечислить всех выдающихся инженеров и конструкторов, которые не только создавали авиационную технику, но и сами могли летать на ней, то получится весьма солидный список. И первыми же людьми в этом списке будут стоять братья Райт. Семь лет назад, 17 декабря 2003 года, авиация отметила свой 100-летний юбилей. Список летающих мыслителей-авиаторов, разрабатывающих летательные аппараты, пополняется и по сегодняшний день.

Традиция зародилась еще при Николае Егоровиче Жуковском, который на общем заседании II-го Всероссийского авиационного съезда в июне 1918 года говорил:

– Некоторые из моих учеников летают, любят летать, знают, что тут на самом деле происходит, суть явления для них совершенно ясна. Дело темно, пока явление стоит в чисто теоретической области. Но когда оно соединено с настоящей практикой, а наблюдатель аэроплана вместе с этим и ученый и умеет немножко и сам править, то тонкие части вопросов, которые оставались темными, разъясняются (машинопись, музей Н.Е. Жуковского, сейф, к.24, № 480).

Первый ректор МФТИ Иван Федорович Петров, возглавлявший Центральный аэрогидродинамический институт с июня 1940 по май 1941 г., пишет в своих воспоминаниях:  «Мне как инженеру-летчику были хорошо известны все недостатки и положительные качества практически всех эксплуатировавшихся самолетов. А большинство наших цаговских теоретиков, как это не парадоксально, плохо знали конечный результат своего труда – самолет. Мне казалось, что для более глубокого проникновения в физико-механические процессы, протекающие при полете самолета, ученым ЦАГИ полезно будет научиться летать самим.

С этой целью в ЦАГИ был организован летный отряд. Маститые и молодые ученые – ученики летного отряда – М.В. Келдыш, В.П. Ветчинкин, С.А. Христианович, А.А. Дородницын, И.В. Остославский, С.Н. Шишкин, Г.П. Свищев и другие успешно овладевали искусством управления самолетом. И хотя полеты начинались рано, в 6.30 утра, не было ни одного опоздания: настолько нужным и полезным оказалось это дело. …. Слухи о нашей «самодеятельности» дошли до правительства, и как-то на одном из заседаний Маленков обратился к Сталину: «Вы знаете, товарищ Сталин, что Петров затеял в ЦАГИ?» – «Что?» – спросил тот. – «Организовал летный отряд, в котором летают все наши крупные ученые авиации». – «Ну, и что?» – «Да они могут разбиться!» Сталин пожал плечами и ответил: «Пусть наши ученые не создают таких самолетов, которые разбиваются».

Позже, в 1958 году летный отряд был организован и в МФТИ на базе военной кафедры, которой в те годы руководил соратник И.Ф. Петрова, выдающийся штурман Иван Тимофеевич Спирин. Первые выпускники ФАЛТ также проходили летную практику на учебно-боевых истребителях во время военных сборов на аэродроме в Мукачево (Украина).

Затем традиция ослабла, и только те студенты ФАЛТ и других факультетов МФТИ, тяга которых к небу была непреодолимой, осваивали летное дело, занимаясь в аэроклубах Жуковского и Москвы.

В 1984–1985 гг. на ФАЛТ была организована парашютная секция, благодаря которой десятки студентов ФАЛТ МФТИ освоили основы парашютных прыжков. Немало ребят из числа студентов ФАЛТ летают сегодня на парапланах.

Весной 2005 года Ученым советом ФАЛТ был утвержден и введен в действие новый Спецкурс для студентов V курса «Введение в практику летных испытаний», который по своему замыслу возрождает старые традиции летного отряда.

Задача курса – познакомить студентов с практическими основами летно-испытательной работы во всех ее аспектах и особенностях. В курс включены разделы по практической аэродинамике, идентификации характеристик самолетов по результатам натурных испытаний в полете, навигации и самолетовождению, авиационной медицине и психологии, авиационной метеорологии, конструкции самолета и двигателя, организации летной и летно-испытательной работы, по парашютной подготовке и средствам аварийного спасения.

Лекции дополнены практическими занятиями, которые проводятся летом. В ходе занятий студенты получают возможность овладеть основами летной практики на авиационных тренажерах и пилотажных стендах, ознакомиться с летно-испытательной работой на базе ЛИИ и ОКБ, базирующихся на территории аэродрома, а также принять участие в полетах на самолетах в одной кабине с летчиками-испытателями с отработкой элементов испытательных режимов.

Весной и летом 2005 года новый спецкурс прошел так называемую «обкатку» по сокращенной программе, а сегодня уже в рамках создаваемого аэроклуба спецкурс еще более расширился, разделившись на ряд дисциплин.

Сергей Ахрамеев 

(Текст дан в сокращении)

Выпуск №27(1868)-28.11.10.