12 марта 1959 года прошло первое заседание семинара по аэродинамике неустановившегося движения. Семинар начал работу в аудитории В-312 на кафедре аэродинамики ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского.

Создателем и руководителем семинара в течение 40 лет был Сергей Михайлович Белоцерковский. Ему достались основные удары при организации семинара, самая острая критика в научной полемике на семинарах, но и большое счастье от найденной истины было тоже с ним. Учеными секретарями семинара были М.К. Фурсов, Б.К. Скрипач, О.Н. Соколова и последние десять лет Н.Н. Песецкая. Основными задачами семинара в первые годы работы были развитие контактов между работниками НИИ и КБ в области нестационарной аэродинамики и координация работ для решения задач в смежных областях. Тогда семинар носил название «Семинар по аэродинамике неустановившегося движения».

В сентябре 1976 В.А. Апариновым, сейчас профессором, д.т.н., была предложена эмблема семинара: на фоне перфокарты изображен летательный аппарат с вихревой системой. Прошло много лет, молодые ученые никогда не видели перфокарту, но для семинара лучшей эмблемы еще не предложил никто.

Со временем задачи семинара расширялись и усложнялись, на семинаре развивалась научная критика, происходил выбор перспективных направлений и эффективных методов исследований, возник большой интерес к численному эксперименту. С января 1982 года семинар стал называться «Авиационные проблемы механики и кибернетики» и вошел в состав секции «Кибернетика и механика» Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР. Он всегда способствовал внедрению результатов научных исследований в практику, с его помощью часто заключались договора.

Название семинара было уточнено, и с января 1995 года это «Семинар по вихревой компьютерной механике жидкостей и газов». Семинар никогда не замыкался на численном эксперименте и его обоснованиях, много докладов сделано по постановке и результатам эксперимента в области авиации и космонавтики, наметилась тенденция использования методов исследований, разработанных в технике, проблемах экологии (доклад академика Марчука), народонаселения (доклад профессора С.П. Капицы), жизнеустройства и экономики.

Семинар стал более гуманитарным, хотя и раньше проводились заседания, посвященные жизни и деятельности Н.Е. Жуковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, И.И. Сикорского и др. С декабря 1998 года произошел качественный скачок в работе семинара, он официально при поддержке директора ЦАГИ В.Г. Дмитриева и с международным признанием деятельности руководителя семинара С.М. Белоцерковского вышел на международный уровень и стал называться «Международным авиационно-космическим семинаром».

После смерти Сергея Михайловича семинар получил его имя, хотя и раньше участники заседаний называли семинар просто – семинар Белоцерковского.

В 2000 году семинаром стал руководить его самый преданный ученик – заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор Ништ Михаил Иванович. Соруководителями семинара стали А.И. Желанников (ВВИА) и В.В. Вышинский (ЦАГИ).

После неожиданной смерти М.И. Ништа в 2005 году руководителями семинара совместным приказом директора ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и начальника ВВИА им. Н.Е. Жуковского были назначены доктор технических наук, профессор Вышинский В.В. (ЦАГИ, с 2008 г. декан ФАЛТ МФТИ) и Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор технических наук, профессор Желанников А.И. (ВВИА). За 50 лет работы проведено 608 заседаний (обычно по 10 за год, а в некоторые годы больше), на которых заслушано 1334 (на декабрь 2008) докладов. Число посещений семинара слушателями 35 982 (на декабрь 2008), из 125 организаций из 50-ти городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Семинар содействует подготовке научно-педагогических кадров. На нем апробировано более 100 докторских и 300 кандидатских диссертаций. Лучшие из докладов и выступлений публикуются в печати. Рекомендовано к публикации более 35 монографий (3 за рубежом) и 1100 статей в нашей стране и 220 за рубежом. Подготовлено к публикации 19 сборников ЦАГИ, 19 сборников ВВИА, 2 сборника Академии наук.

Обычно семинар проводится в третий четверг месяца, кроме июля и августа. Основное место проведения семинара – это музей Н.Е. Жуковского на улице Радио, мы благодарим директора музея А.П. Красильщикова и его сотрудников за помощь.

Выездные заседания семинара проходили в МГТУ им. Баумана. Последние годы в январе семинар принимает кафедра Аэродинамики конструкции и прочности самолета МГТУ ГА (заведующий В.Г. Ципенко), в июне – кафедра аэродинамики МАИ, в декабре – кафедра аэродинамики ВВИА им. Н.Е. Жуковского. На базе семинара проводились симпозиумы совместно с ХГУ в Харькове, ОГУ в Одессе, в Феодосии, в Гагарине, в Звездном городке, последние годы – в Херсоне (Метод дискретных особенностей в задачах математической физики).

Семинар выполняет роль московской «тусовки» для специалистов авиационной отрасли, часто здесь докладчики находят не только полезную конструктивную критику, но и научных руководителей, консультантов, оппонентов. Мы желаем долгих лет жизни нашему семинару, творческих успехов его слушателям, докладчикам – скорейших защит кандидатских и докторских диссертаций.

 

В.В. ВЫШИНСКИЙ,

А.И. ЖЕЛАННИКОВ,

Н.Н. ПЕСЕЦКАЯ

Выпуск №4(1819)-05.03.09.