Редакция газеты «За науку» продолжает публикацию материалов с собрания профессорско-преподавательского состава МФТИ, которое прошло в концертном зале института 14 февраля. Напомним, что в предыдущем номере газеты был опубликован основной доклад заседания, озвученный ректором Николаем Кудрявцевым.

(Продолжение. Начало в № 3)

Как вернуть студентов в оборонку

Алексей Александрович Романов, заведующий базовой кафедрой радиотехнических космических систем на ФРТК:

«Уважаемые коллеги! Нет необходимости объяснять роль базовых кафедр, которые всегда составляли одну из опор системы Физтеха. Базовые кафедры оборонно-промышленного комплекса, безусловно, являлись раньше, являются сегодня и, я уверен, будут являться в будущем очень прогрессивной средой, которая нуждается в том, чтобы физтехи принимали участие в проводимых на ней работах. Сегодня в зале присутствуют выпускники МФТИ, возглавляющие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Многие из них принимали и принимают участие в создании современных образцов наукоемкой продукции и совершенствовании того оборонного потенциала, которым мы располагаем.

В оборонке одна из самых серьезных проблем – это катастрофическое старение кадров, особенно в сфере управления разработками. Не секрет, что главные конструкторы направлений или уже имеют пенсионный возраст или очень быстро к нему приближаются. Конечно, в сегодняшних капиталистических условиях оборонка должна конкурировать с другими отраслями, должна бороться за кадры, которых выпускает Физтех на свободный рынок труда. Что мы делаем сегодня и что, по нашему мнению, необходимо сделать в ближайшем будущем, чтобы как-то выправить кадровую ситуацию и пойти вперед. В последние годы наше предприятие Российский НИИ космического приборостроения является головным в создании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАС. Безусловно, студентам интересно поучаствовать в этой работе. До прошлого года у нас была базовая специализация на ФАКИ, и мы активно занимались привлечением студентов на предприятие. За последнее время у нас остались работать после выпуска из МФТИ несколько человек, продолжают подготовку еще несколько бакалавров, магистров и 3 аспиранта, которые успешно совмещают свою научную деятельность с работой в тематических подразделениях.

Готовясь к сегодняшнему совещанию, я спросил у своего аспиранта о его заработной плате за прошлый год. По его словам, это 50 тысяч рублей в месяц. Считаю, что совсем даже неплохо. То есть те, кто реально участвует в работе конкретного тематического направления предприятия, защищены в плане материального обеспечения и имеют хорошую перспективу карьерного роста. В нашем институте разработана система мотивации молодых специалистов для закрепления их на предприятиях. Сегодня у предприятия есть 7 договоров по целевой подготовке специалистов с ведущими вузами Москвы, включая, безусловно, МФТИ. Буквально вчера я узнал, что Физтех не входит в перечень вузов, у которых есть государственный заказ на подготовку специалистов для Роскосмоса. Хотя в перечне есть МАИ, МВТУ им. Баумана, Красноярский и Самарский аэрокосмические университеты. Нам нужно быстро исправлять такое положение. Нужно, как минимум, официальное письмо от руководства Физтеха, а мы со стороны предприятия такое письмо написали.

У нас очень много базовых кафедр на ФАКИ, ФРТК, ФАЛТ и ФПФЭ работают для Роскосмоса. Мы разработали проект договора с Физтехом о подготовке высококвалифицированных кадров по целевой программе с оплатой за обучение студентов для нашего предприятия. В качестве заключения хочу сказать, что главной проблемой остается обеспечение выпускников жильем. В годы перестройки наше предприятие лишилось служебных площадей под общежития и сегодня нам нужно искать новые варианты. Я помню, что генеральный директор научно производственного объединения «Орион» Анатолий Михайлович Филачев на одном из подобных собраний выступал с инициативой рассмотреть возможность строительства общежития предприятиями оборонно-промышленного комплекса на паях. У нас есть национальный проект «Жилище», и можно обратиться в правительство, чтобы в рамках нацпроекта был создан подраздел по обеспечению жильем молодых специалистов для закрепления их на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. По нашему мнению, это действительно могло бы стать серьезным прорывом, и могло бы вернуть те времена, когда половина выпускников факультета шла на работу в эти самые предприятия».

Нужна взаимная поддержка

Сергей Николаевич Гаричев, декан факультета радиотехники и кибернетики.

Год назад мы уже предполагали, что в рамках реформы высшей школы будут создаваться исследовательские университеты. Наш факультет начал подготовительную работу, которая бы позволила в условиях этого перехода выглядеть более эффективно. В первую очередь нам необходимо сохранить традиции факультета, но при этом модернизировать систему базовой подготовки и особенно взаимоотношения МФТИ с базовыми предприятиями. Первое, что было сделано: мы выделили пять ключевых приоритетов из направлений науки и техники, подкрепленных серьезными государственными программами, где мы решили обязательно присутствовать.

Во-первых – это цифровое телевидение и радиовещание. Здесь мы открыли базовую кафедру в головном институте – НИИ радио под руководством д.т.н. В.В.Бутенко.

Во-вторых – это глобальная навигация и дистанционное зондирование Земли. По этой тематике открыта базовая кафедра в Российском НИИ космического приборостроения под руководством д.т.н. А.А. Романова.

В-третьих – это наше традиционное направление – радиолокация. Здесь потребовалась реорганизация подсистемы базовой подготовки. В итоге на головном предприятии «Алмаз-Антей» на базе трех кафедр была создана одна под руководством генерального директора ГСКБ «Алмаз-Антей» И.Р. Ашурбейли. К этому же направлению относится кафедра, работающая под руководством д.т.н. В.Ф. Фатеева на «МАК «Вымпел», отвечающего за создание и развитие систем предупреждения о ракетном нападении. Создана кафедра при «Концерне радиостроения «Вега», где ведется разработка систем радио-электронной разведки с летальных аппаратов (аналог американской системы АВАКС) под руководством д.т.н. В.С. Вербы.

Четвертое направление – это вычислительная техника и микропроцессоры. Здесь мы делаем акцент на участие в государственной программе создания отечественных суперкомпьютеров. Эта программа обсуждалась в Военно-промышленной комиссии, где с основным докладом выступил академик Е.П. Велихов. В этом направлении работают наши кафедры на базе ИНЭУМ, МЦСТ, ИТМиВТ под руководством генерального директора А.К. Кима и д.т.н. В.И. Перекатова.

Пятое направление – это глобальные и локальные информационные системы и сети. Здесь у нас уже работали кафедры, и в первую очередь это кафедра академика Н.А. Кузнецова. Мы создали базовую кафедру в Центре информационных технологий и систем во главе с д.т.н. А.В. Старовойтовым, который в настоящее время проводит работы по созданию информационных систем управления государством, в частности, для Администрации Президента и Совета Безопасности. Были также реорганизованы кафедры в Институте проблем управления под руководством академика С.Н. Васильева и Институте проблем передачи информации под руководством член-корреспондента А.П. Кулешова.

Далее мы определили пять секторов экономики или народно-хозяйственной деятельности, где мы можем применить радиоэлектронные и информационные технологии и ресурс наших базовых предприятий.

В первую очередь это, конечно, оборонка. Мы знаем, что финансирование оборонки идет неплохо. Но ни одно из оборонных предприятий на сегодняшний день только на эти средства не рассчитывает, а диверсифицирует свою деятельность.

Второй сектор – это недропользование, и в первую очередь разведка и добыча углеводородов. Мы обсудили это с академиком Н.П. Лаверовым, вицепрезидентом РАН. Он поддержал наши предложения по подготовке специалистов в сфере применения информационных технологий в разведке нефтегазовых месторождений и экологии. Была открыта кафедра «Информационные технологии в освоении шельфа» на базе Института океанологии РАН под руководством чл.-корр. Л.И. Лобковского. Мы знаем, что для информационного обеспечения работ на шельфе используются и буровые платформы, и флот Российской академии наук, а также глубоководные и мелководные аппараты. И здесь очень много задач по нашему профилю.

Третий сектор – это атомная энерге- тика, и в первую очередь системы промышленной безопасности и метрологии, использующие высокопроизводительные информационные комплексы и системы обработки данных. У нас есть две кафедры, нацеленные на этот сектор: кафедра на базе «Компании «Безопасность» под руководством С.И. Корчагина и кафедра при НИИФТРИ под руководством д.э.н. П.А. Красовского.

Четвертый сектор – управление в экономике, участие в ключевых федеральных целевых программах развития стратегически важных регионов. Мы участвуем в разработке программ развития Забайкалья и Дальнего Востока и будем участвовать в разработке других федеральных программ, опираясь на Институт проблем управления РАН во главе с академиком С.Н. Васильевым.

Пятый сектор – это образование, где мы сосредоточились на теме космической информатики. У нас есть очень хорошее предложение от «МАК «Вымпел», в том числе с использованием малых спутников.

Также мы договорились с базовыми предприятиями о трех основных элементах дальнейшей работы: первое – будущий исследовательский университет должен содержать некий пояс учебно-исследовательских венчурных проектов и венчурных компаний, которые продвигали бы инновационные, современные высокие технологии; второе – мы договорились, что начнем ряд совместных целевых проектов, в которых будут участвовать несколько базовых предприятий факультета, и будем стремиться получить синергию от этого; третье – мы договорились, что будем оказывать друг другу взаимную поддержку: базовые предприятия – финансовую поддержку Физтеху и факультету, а Физтех и факультет – продвигать интересы базовых предприятий в тех или иных целевых программах. Мы уже начали движение в этом направлении, и надеемся, что через год будем иметь конкретные результаты.

О книге Карлова

Профессор Петр Петрович Барашев:

«В этом году произошло эпохальное событие в истории МФТИ – вышла в свет очередная книга о московском Физтехе, это первый том настоящей колонизированной истории Физтеха, описывающий события с 1946 по 1951 годы. Автор книги Николай Васильевич Карлов, ректор МФТИ 1987–1997 годов. Книга написана изумительно, в ней настолько сочно, настолько ювелирно использовано сочетание архивных материалов, воспоминаний физтехов разных лет, представителей заграничных диаспор и прочее. Эта книга – первый толчок, нельзя после этого откладывать работу, надо писать дальше, тем более приближается 2011 год – 60 лет МФТИ. К этой дате должна быть написана вся история Физтеха».

Надо вкалывать

Анатолий Деомидович Гладун, заведующий кафедрой общей физики МФТИ:

«Уважаемые коллеги, дамы и господа, я верю, что в этой аудитории собрались люди, которым судьба Физтеха не безразлична. Физтех - достояние национальное, он должен быть сохранен и приумножен. Когда мы рассказываем о нем нашим гостям и первокурсникам, мы обычно говорим о том, что первую лекцию на Физтехе (это была лекция по матанализу) прочитал выдающийся математик современности Сергей Михайлович Никольский – наша гордость, наш символ. Слава Богу, что он жив. Но рассказывая о Физтехе, мы нередко забываем добавить, что первую лекцию по физике прочитал Петр Леонидович Капица. Он читал курс лекций и не брал при этом в руки мел. Это был экспериментальный курс: Капица показывал опыты и комментировал их в соответствии с некоторой общей идеей. Параллельно курс общей физики читал Лев Давидович Ландау. Это напоминало дуэт британских гениев Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла. Но ситуация там была иная: когда Максвелл родился, Фарадей уже сделал большую часть своих открытий, а Ландау и Капица работали в одной упряжке. Они читали совместный курс общей физики. Зачем я это говорю? Отцы-основатели Физтеха не только заложили фундамент в преподавании физики, но и сформулировали главную идею, суть самого Физтеха – высокий уровень экспериментальной и теоретической подготовки, ориентированной на актуальные приложения. Наша уникальность обусловлена, прежде всего, высоким научным и методическим уровнем лабораторных работ общефизического практикума. В последние годы здесь произошла существенная модернизация работ и ремонт практически всех помещений кафедр. П.Л. Капица подчеркивал, что система Физтеха основана на принципе кукушки, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда, но при этом добавлял, что кукушка, конечно, социалистическая. Сегодня наша кукушка пытается или ее вынуждают стать капиталистической. И всплывают все наши недостатки, которые являются продолжением наших социалистических достоинств. И вот что здесь главное? Главное – надо сохранить суть Физтеха, надо делать так, чтобы наша стратегия продолжала быть стратегией развития. Да, надо бороться, чтобы выжить. И надо при этом не потерять главное. Я вижу несколько актуальных проблем.

Первое: потеря мотивации к обучению. Эта потеря происходит уже в средней школе. К счастью, На первый курс Физтеха приходит молодежь, которая хочет получить фундаментальное образование. Они плохо подготовлены, и это другой вопрос. У первокурсников горят глаза, они стараются все понять, хотят до всего докопаться.

Но уже на втором курсе у многих из них блеск в глазах угасает, а к третьему курсу – желание учиться совсем пропадает. Я не знаю, как работают студенты на базах, но у меня такое ощущение, что появляются они там редко. Послушайте, какие песни поют студенты. Я слова не помню, но смысл такой: пусть базы подождут, пока мы слетаем к Обаме или съездим в Европу. И некоторые базы действительно их долго ждут.

Почему так происходит? Потому что студенты на младших курсах предоставлены сами себе. Их воспитывает общежитие. Необходимо присутствие базовых кафедр на младших курсах. Не в виде учебных дисциплин, которые впихивают в без того перегруженный учебный план, а в виде отдельных лекций лидеров современной науки, техники, инновационного бизнеса, семинаров, мини-курсов, встреч с руководителями, сотрудниками «баз» и так далее. Студент должен сознательно оценивать перспективы развития выбранного им направления. Вторая проблема, которая мне кажется тоже очень существенной, - это сепаратизм факультетов. В любом вузе факультеты тянут одеяло друг у друга, это давняя традиция. Но на Физтехе такого быть не должно. Деление на факультеты у нас очень условное. Факультеты решают практически одни и те же задачи. Многие наши базовые предприятия не контактируют между собой вне стен Физтеха, пересекаются они у нас, на нашей площадке. Это огромный интеграционный потенциал, ни один вуз не имеет такого преимущества. Но сейчас российский бизнес ориентирован на текущий климат. И ему, по большому счету, нужны пользователи, которые могут быстро и дешево адаптировать позавчерашнюю зарубежную технологию. И объяснение этому очень простое: российская экономика перекошена в строну сырьевого сектора. Но давайте в качестве примера рассмотрим Норвегию. Ее экономика тоже перекошена в сторону нефтегазового сырья, но там за последние годы создана инновационная экономика, и сейчас Норвегия предлагает высокие технологии в области нефтегазовой добычи нашим «Газпрому», ЛУКОЙЛу, «Роснефти»… Я думаю, что в период рецессии наша бизнес-элита изменит свое отношение к фундаментальному образованию. В заключении хочу вспомнить слова Альберта Эйнштейна, который сравнивал жизнь человека с ездой на велосипеде. Своему сыну он писал: «Если ты хочешь сохранять равновесие и баланс, то должен двигаться». А наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев сказал еще проще: «Надо вкалывать». Думаю, что в этом состоит суть, как говорили раньше, текущего момента.

Нужно искать новые варианты

Сергей Леонидович Чернышев, директор ЦАГИ:

«ЦАГИ и Физтех идут вместе уже больше 60 лет и сегодня мы должны посмотреть на существующий опыт. Я думаю, многие принципы, которые работали 20-30 лет назад, в современном мире не всегда эффективны. Нужно искать новые варианты сотрудничества.

29 января собрали коллегию ЦАГИ, пригласили руководство ФАЛТ, и состоялся разговор о том, как нам все-таки обеспечить наши направления необходимыми кадрами. И здесь, прежде всего, речь шла о создании целевых групп, которые по окончании института могли бы комплексно закрыть целые направления деятельности. Звучит несколько необычно, ведь у нас целый ряд кафедр, которые успешно готовят специалистов. Но необходимо создание именно группы, которая бы в комплексе решала проблему и обеспечивала прогресс по целым направлениям. Профессор Гладун правильно здесь говорил, что надо создать особую ауру для студентов и нельзя ждать, когда молодежь придет на базы. Сегодня базы должны идти навстречу. Что в этом направлении делает ЦАГИ: За последние годы мы практически в два с лишним раза увеличили зарплату молодым специалистам-выпускникам Физтеха, предоставляем им возможность решения жилищной проблемы, то есть через 7 лет работы молодой сотрудник может претендовать на беспроцентный кредит для покупки квартиры. И уже есть первые кандидаты, физтехи в том числе.

Мы регулярно встречаемся с руководством ФАЛТ, обсуждаем текущие проблемы. Одна из задач, которую мы решаем, – это согласование наших действий на нестандартные ходы. Конечно, мы обсуждаем вопросы целевой подготовки специалистов и закрепления их на базовых предприятиях. Мы заметили, что студенты, которые варятся в околонаучной ауре со школы, не уходят потом по другим направлениям.

В этом году ЦАГИ принял решение выступить в качестве генерального спонсора олимпиады по физике. Это определенные средства, но я считаю, что таким образом удастся лишний раз показать молодежи привлекательность задач, которыми мы занимаемся. Я думаю, олимпиада поможет провести такую моральную, профессиональную ориентацию. Вторая задача, которая часто упоминалась здесь, это участие в кампании получения Физтехом статуса национального исследовательского университета. Физтех действительно великий институт, это знаем не только мы, но и коллеги за рубежом. Я сам убедился в этом. Сегодня ЦАГИ работает со многими зарубежными фирмами. И совершенно легко, казалось бы, пролоббировать Физтех, чтобы он стал участником европейских научно-исследовательских программ. Все эти сложные вещи можно делать, тем более, когда базовая организация подставляет свое плечо. Мне кажется, все мы, а особенно те, кто учился здесь, готовы сделать очень многое, чтобы Физтех процветал. Поэтому мы должны обратить пристальное внимание на все критерии национального исследовательского университета, выполнить все требования и уверенно войти в ограниченное число таких университетов».

Физтеху нужен микроспутник

Академик Лев Матвеевич Зеленый, директор Института космических исследований,  завкафедрой «Космическая физика» ФПФЭ:

«Мне хотелось бы начать свое выступление с одной очень хорошей новости: совсем недавно были вручены государственные премии Президента РФ для молодых ученых за достижения в области науки. Премии получили 4 человека – геолог, медик, математик и физик. Очень здорово, что этот физик – выпускник МФТИ Михаил Ревнивцев. Эта награда очень важна и для Михаила, и для МФТИ, и мне кажется, такую традицию надо продолжиать. Хочется поблагодарить директора ИРЭ РАН академика Юрия Васильевича Гуляева, (выпускника МФТИ). Знаю, что это была его инициатива ходатайствовать о молодежной премии. Это очень хорошая идея, и мне кажется, надо всем нам думать о нашей молодежи, об этой ежегодной премии и способствовать выдвижению на премию коллег-физтехов. И не всегда только победа важна, но и участие.

Также я хочу предложить одну конкретную идею, которая, мне кажется, поможет бороться Физтеху за статус исследовательского университета. Я смотрел на список специальностей всех основных факультетов МФТИ. Практически на каждом факультете есть кафедры, лаборатории, которые так или иначе связаны с исследованиями космоса. Сейчас активно развивается новое направление в космических исследованиях – микроспутники. Ими занимаются и за границей, и в России. Первый российский микроспутник носит имя Великомученицы Татьяны, покровительницы МГУ. Этот студенческий спутник – гордость университета. На самом деле он, конечно, не совсем студенческий, потому что у промышленности был закуплен готовый космический аппарат. Мне кажется, Физтех мог бы выступить с инициативой о создании научного студенческого спутника, в котором были бы задействованы были бы все его факультеты: ФАКИ мог бы работать над созданием малого космического аппарата, ФФКЭ занялся бы задачами радиационно-стойкой электроники космических аппаратов, ФНТИ – созданием информационной базы космического аппарата, ФПФЭ мог бы заняться научной оснасткой этого спутника. Таким образом, возникла бы концепция общефизтеховской задачи с участием всех факультетов.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, подтверждающее обоснованность таких смелых физтеховских планов: несколько лет назад группа ведущих сотрудников МФТИ получила премию президента за как раз работу в сфере космического образования, а тематика малых спутников – это серьезная и научная и образовательная и просто очень интересная задача. Этим Космическим направлением в МФТИ руководит первый проректор Тимофей Владимирович Кондранин. Если бы он поддержал эту инициативу, и наша кафедра и, я думаю, большинство «космических» кафедр МФТИ с энтузиазмом бы взялись за дело.

Есть еще одно более тонкое соображение почему такой проект окажется очень важным и в более долгосрочной перспективе. Мне сейчас приходится много заниматься подготовкой научных экспериментов в космосе. Приходится вести много, не всегда простых, обсуждений с проектантами космических систем, специалистами по радиокомплексам, баллистике, информатике. И если встречаю в такой работе выпускника Физтеха с другой кафедры или с другого факультета, то обязательно возникает корпоративное физтеховское понимание друг друга, очень помогающее общему делу. Поэтому те студенты Физтеха, которые будут займутся таким межфакультетским «микроспутниковым» проектом и со стороны космической промышленности, и со стороны космической науки и со стороны космической информатики, приобретут важнейший опыт органичного взаимодействия друг с другом, который в скором будущем обязательно пригодится им в большой работе по космическим программам нашей страны».

Подготовила Марина СУРКОВА,

фото Павла ФОЙНИЦКОГО

Выпуск №4(1819)-05.03.09.