«Физтех-центру» исполняется 10 лет. ("За науку" №5 от 29 марта 2008)

В 2008 году исполняется 10 лет Межвузовскому центру воспитания и развития талантливой молодежи в области естественно-математических наук «Физтех-центру».

«Физтех-центр» был основан на базе Центра дополнительного образования Московского физико-технического института при участии двух управлений Минобразования Российской Федерации: Управления дополнительного образования и Управления научно-исследовательских работ. 

Директором Центра был назначен И.Г. Шомполов, доцент кафедры высшей математики (с 1977 года – председатель Оргкомитета физико-математических олимпиад МФТИ, с 1977 года – член Центральной приемной комиссии МФТИ).

Однако работа с одаренной молодежью, с будущими абитуриентами Физтеха начиналась гораздо раньше – в конце 50-х – начале 60-х годов. МФТИ уже в 1962 году стал инициатором проведения физико-математических олимпиад – выездных для школьников страны и традиционных для школьников столичного региона. Поэтому в зимние каникулы 2008 года более 400 студентов МФТИ провели выездные олимпиады в большинстве регионов России и в ближнем зарубежье, а 24 февраля 2008 года состоялась 47-я физико-математическая олимпиада МФТИ в Долгопрудном.

Специально для москвичей и школьников близлежащих регионов с 1999 года на базе московской школы № 1840 проводится Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ.

С 1989 года с целью поддержки выпускников Заочной физико-технической школы при МФТИ Оргкомитет начал проводить Заочную физико-математическую олимпиаду МФТИ, победители которой (а таких было до 70% от числа участвующих) получали сертификат МФТИ. Благодаря положительному влиянию этой олимпиады процент выпускников ЗФТШ, поступивших в МФТИ, поднялся до 65% от числа зачисленных на первый курс.

В 2008 году помимо 17-й Заочной физико-математической олимпиады по просьбе абитуриентов проводится уже VI Конкурс по решению задач вступительных испытаний МФТИ разных лет.

До образования «Физтех-центра»  в результате деятельности Оргкомитета физико-математических олимпиад МФТИ до 50 процентов первокурсников были победителями (участниками) разных олимпиад Физтеха.

С 1999 года на базе МФТИ регулярно проводится Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку»            (иначе Международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку»), в которой ежегодно участвуют до 1200 школьников более чем из 50 регионов России и ближнего зарубежья.

Все мероприятия, организуемые МФТИ для учащихся страны, являются оригинальными, разработанными преподавателями и студентами МФТИ.

МФТИ впервые в стране организовал физико-математические олимпиады как выездные, так и традиционные. Традиционные олимпиады МФТИ с 1972 года являются квалификационными: на них предлагаются по 6 задач по математике и физике: 2 задачи рассчитаны на крепкого «хорошиста», 2 – на «отличника», 2 – на «суперотличника», т.е. действительно олимпиадные. Победители олимпиады должны решить без ошибок любые четыре задачи из предложенных 12-ти, чтобы получить диплом победителя. Решившие 8 и более задач становятся призерами олимпиады и удостаиваются диплома лауреата, дипломанта 1, 2 и 3 степени. Они, как принято, получают дополнительные очки к экзаменационным баллам.

МФТИ впервые в стране в начале 80-х годов начал проводить конкурс (конференцию) научно-технических работ учащихся, на которых школьникам страны представляется возможность общения с ведущими научными работниками основных НИИ и КБ — базовых кафедр Физтеха.

Заочная физико-техническая олимпиада и Конкурс по решению задач вступительных испытаний МФТИ разных лет также не имеет аналогов в практике вузов России.

А становление Студенческого учебно-педагогического отряда «Бакалавры Физтеха», когда до 300 студентов МФТИ вместе с учащимися регионов России и ближнего зарубежья осуществляют в режиме on-line формирование единого учебно-педагогического пространства. МФТИ может себе это позволить, так как по плотности пользователей Интернетом студгородок МФТИ включен в Книгу рекордов Гиннесса.

Физтех в лице ректората, факультетов, кафедр, Межвузовского «Физтех-центра» и ФЗФТШ при МФТИ предлагает изыскание инновационных методов в системе дополнительного довузовского образования Российской Федерации. При этом действует принцип: «Физтех закончится, если будет повторять чужие педагогические технологии. Физтех укрепится благодаря инновационным педагогическим технологиям».

Вышеперечисленные факты относятся к повышению активности МФТИ по линии дополнительного довузовского образования. Нельзя не отметить усилия сотрудников «Физтех-центра» по линии научно-исследовательских работ.

Благодаря педагогической специфике своей деятельности «Физтех-центр» МФТИ выиграл грант Федеральной целевой программы «Интеграция фундаментальной и вузовской науки» (1997–2000 гг).

В «Физтех-центре» было реализовано два основных направления: оперативное – по линии мероприятий дополнительного образования (ответственный – И.Г. Проценко) и научно-исследовательское по линии научно-исследовательских работ (ответственный – Н.Ю. Митюшин).

Первоочередной задачей была разработка базисной технологической платформы интернет-сети МФТИ, которая под названием «ARPTeK» была введена в эксплуатацию в 2002 году. На тот период она была близка по параметрам к платформам «Рамблер» и «Яндекс».

Эта технологическая платформа под идентификатором «Легендарный Физтех» вошла в пятерку самых технологичных интернет–СМИ мира» – таково было решение международной организации World Technology Network в одной из номинаций (2003 год, Сан-Франциско). WTN объединяет около 700 членов, в том числе NASA, Apple, IBM, Hewlett-Packard, Nokia, Microsoft и т.д. Директор «Физтех-центра» И.Г. Шомполов и ответственный разработчик Н.Ю. Митюшин были удостоены дипломов, в которых каждый из них был назван Финалистом смотра технологических интернет-СМИ «The 2000 World Technology Award and Fellow the World Technology Network».

Технологическая платформа действует и сейчас.

Выиграв грант корпорации «Интел», «Физтех-центр» на базе платформы «ARPTeK» смог разработать достаточно совершенную многофункциональную платформу, предназначенную для работы с абитуриентами (абитуриент имеет два значения: 1) поступающий в вуз; 2) обучающийся выпускного класса школы).

Лейбл «mipt.ru» был закреплен за официальным сайтом администрации института, лейбл «fizteh.ru» — за сайтом типа «стенная печать», имеющим многофункциональное назначение.

Таким образом, на технологической платформе ««ARPTeK»» размещаются сайты «mipt.ru», «abitu.ru», «fizteh.ru», сайты факультетов и кафедр МФТИ.

Одновременно был введен в эксплуатацию англоязычный сайт МФТИ «phystech.edu», вошедший в 2002 году в первую десятку сайтов учебных заведений России (edu присваивается при регистрации сайтов учебным заведениям).

В 2003 году «Физтех-центр» закончил разработку Базы данных приемной комиссии, куда теперь заносится вся информация об учащихся, проявивших себя чем-либо в мероприятиях Физтеха, с указанием не только ф.и.о., но и домашнего адреса, школы, класса, e-mail, телефона для связи.

Накопленная информация позволила в 2008 году организовать иначе проведение выездных олимпиад. Студенту предлагается отобрать 5–10 учащихся 9, 10, 11 классов, трудолюбивых, склонных к точным наукам, и обменяться  с ними интернет-адресами (каждый студент Физтеха имеет e-mail). Студент становится информатором, наставником, тьютором, способным ответить на все вопросы школьников, причем не только по математике и физике. Таким образом планируется формировать землячества студентов и абитуриентов.

Сейчас «Физтех-центр» разрабатывает концепцию постоянно действующего «Конкурса по решению задач вступительных испытаний МФТИ», предназначенных для общения с наиболее продвинутыми абитуриентами.

В качестве контента для таких конкурсов будут служить два тома завершенной в 2008 году семилетней работы «Физтех-центра». «Сборник методических материалов письменных испытаний по математике и физике абитуриентов Московского Физтеха. 1947–2006», объединяет 6 тысяч задач вступительных испытаний за весь период существования Физтеха.

В 2001 году директору Межвузовского «Физтех-центра» И.Г. Шомполову  было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», а в феврале 2004 года Шомполов И.Г. стал первым физтехом, получившим ученую степень «Доктор педагогических наук».

Педагогическая направленность деятельности «Физтех-центра» также подтверждается тем, что уже семь лет Центр организует и проводит работу секций научной конференции МФТИ. Так, в 2007 году на 50-й научной конференции МФТИ на секции «Педагогика и информационные технологии» было представлено одиннадцать докладов.

С момента основания «Физтех-центра» на его базе работают методические комиссии по математике и физике по подготовке оригинальных материалов для физико-математических олимпиад.

В состав методической комиссии по математике входят известные преподаватели кафедры высшей математики МФТИ:

к.ф.-м.н., доцент Н.Х. Агаханов, к.ф.-м.н., доцент В.Б. Трушин, к.ф.-м.н., ассистент О.К. Подлипский и другие.

В методическую комиссию по физике входят преподаватели кафедры общей физики:

Ю.В. Чешев, Е.К. Черкасова, ассистент И.Г. Почернин и ряд других известных преподавателей.

С большой благодарностью надо отметить сотрудников «Физтех-центра», долгие годы обеспечивающих поступление профориентированной молодежи (до 85% от числа первокурсников):

Н.Г. Агаханов, Е.К. Черкасова, Ю.В. Чешев, И.Е. Сидорова, И.Г. Проценко, И.Г. Почернин, О.К. Подлипский, Н.Ю. Митюшин, Р.Т. Фалалеев, С.М. Владимиров, В.О. Ковалев, С.А. Видюк, Т.М. Сысоев, А.В. Каленюк, М.Ю. Косарев.

В.Б.  Трушин, доцент,

замдиректора Межвузовского

«Физтех-центра»

Выпуск №5(1795)-29.03.08.