Мощное развитие вычислительной техники привело к тому, что “классические” аналитические методы исследования вытесняются направлениями, в которых основная роль отводится численному счету. Каждый, кто хоть когда-нибудь сталкивался с этой проблемой, знает, насколько “виртуальными” подчас являются результаты компьютерных вычислений, как осторожно нужно относиться к их результатам.

Все это в полной мере относится и к астрофизике. Современная Российская астрофизическая школа, создание которой связано с именами В.Л. Гинзбурга, Я.Б. Зельдовича и И.С. Шкловского, всегда опиралась на прочный физический фундамент, и именно это принесло ей мировую известность и славу. Однако в последнее время смещение центра тяжести исследований в сторону численного эксперимента неизбежно привело к уменьшению роли строгих аналитических результатов, в том числе и в образовательных программах.

Поэтому и возникла идея организации ежегодной Школы современной астрофизики, которая должна помочь сохранить весь огромный потенциал, накопленный за пре- дыдущие годы.

Организаторы Школы – Научный совет РАН по астрономии, Астрокосмический центр и Отделение теоретической физики им. И.Е. Тамма ФИАН, а также кафедра проблем физики и астрофизики МФТИ.

В Программный комитет, возглавляемый академиком В.Л. Гинзбургом, вошли члены РАН Д.А. Варшалович, В.В. Железняков, Л.М. Зеленый, А.В. Гуревич, Н.С. Кардашев, В.В. Кочаровский, А.М. Черепащук, доктора наук А.О. Барвинский, В.С. Бескин, В.А. До-гель, В.Н. Лукаш, Д.И. Нагирнер, Д.Г. Яковлев.

Основное внимание должно было быть уделено именно последовательному обсуждению сути физических процессов, лежащих в основе обсуждаемых явлений. И это не случайно.

Прежде всего аналитические методы воспитывают нашу интуицию, позволяющую уже на самом раннем этапе отбросить безжизненные гипотезы. К сожалению, и этот фундаментальный принцип научной работы сейчас начинает размываться. Порой складывается впечатление, что целью многих работ не является получение конечного результата (напомним, что Гинзбург и Зельдович прошли через атомный проект, когда вопрос о получении необходимого результата к определенному сроку был равносилен вопросу о жизни и смерти). Конечно, здесь как раз могла бы помочь компьютерная визуализация, однако в настоящее время эта программа еще не реализована.

Кроме того, все области классической физики (например, уравнения Максвелла) всегда являются образцом логически совершенной теории, что также имеет непреходящее значение. Возможно, именно поэтому в дореволюционной России преподавались мертвые, но логически безупречные греческий и латинский языки. Кстати, логика наравне с арифметикой была одним из основных предметов и в Царскосельском лицее. С другой стороны, XX век показал, к чему приводит отказ от логических методов аргументации в угоду более прогрессивным и какую дорогую цену приходится платить за это. Однако, “чтобы быть бессмертным, недостаточно не умирать. Нужно время от времени возрождаться вновь”. Поэтому мы надеялись, что Школа покажет и то, насколько плодотворным может быть использование классических методов исследования, к каким красивым и важным результатам они приводят.

Первая Школа современной астрофизики проходила в июле 2005 года в Пущино Московской области на базе Радиоастрономической станции АКЦ ФИАН. Расположенная в одном из живописнейших мест Подмосковья на высоком берегу реки Оки и обладающая всей необходимой инфраструктурой, РАС АКЦ ФИАН является идеальным местом для проведения подобных мероприятий. За две недели были прочитаны четыре курса по десять лекций, соответствующие обычным семестровым курсам:

  • В.С. Бескин (ОТФ ФИАН).
    Осесимметричные стационарные течения в астрофизике.
  • В.А. Догель (ОТФ ФИАН).
    Кинетика космических лучей.
  • В.Н. Лукаш (Астрокосмический центр ФИАН).
    Очень ранняя вселенная.
  • Д.Г. Яковлев (ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН).
    Строение нейтронных звезд.

При этом удалось собрать более 40 аспирантов и молодых научных сотрудников из 15 институтов десяти городов России (Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Н.Новгород, Казань, Волгоград, Ярославль, Ростов-на-Дону, Специальная Астрофизическая Обсерватория РАН, …). Всем участникам Школы были выданы подробные конспекты лекций по 100–200 страниц, которые при желании могли служить основой для более детальной проработки материала в дальнейшем. Лекции читались с понедельника по субботу по две лекции по 1,5 часа до и после обеда с трехчасовым перерывом на обед.

Как показал опрос, такой режим работы действительно является оптимальным. В воскресенье же была организована экскурсия в музей А.П. Чехова в Мелехово.

Особенно следует отметить фундаментальность прочитанных курсов. Фактически, были охвачены основные методы теоретической физики, а именно гидродинамика (магнитная гидродинамика), кинетика и физика плазмы, общая теория относительности, атомная и ядерная физика. Тем самым, помимо астрофизических приложений, слушатели имели возможность освежить в памяти (а возможно, кто-то и впервые подробно прослушать) основания теоретической физики. В этом, на наш взгляд, состоит еще одна важнейшая роль современной астрофизики – имея практически неограниченную область применения, она позволяет поддерживать другие науки в рабочем состоянии.

С удовлетворением можно признать, что первая Школа современной астрофизики удалась. Она подтвердила как высокий уровень преподавания, так и высокий уровень слушателей (о последнем можно судить хотя бы по тому, что практически никто не пропускал лекции, и по многочисленным вопросам). Все лекторы не только являются ведущими специалистами в своих областях, но они уже много лет активно преподают в крупнейших вузах страны, неоднократно участвовали в работе подобных школ за рубежом.

Удачным оказался и новый формат Школы, впервые реализованной в Пущино. Никогда ранее на астрофизических школах в России не были представлены столь подробные лекционные курсы, позволяющие детально ознакомиться с материалом.

По нашему мнению, лишь в этом случае Школа может выполнить свое основное предназначение – научить работать в новой области. Важнейшим условием успеха Школы, безусловно, было и ее полное финансирование. Спонсорами выступили Федеральное агентство по науке и инновациям, Целевая программа Президиума РАН “Поддержка молодых ученых”, Учебно-научный комплекс ФИАН, Фонды “Успехи Физики” и ”Династия”, Российский фонд фундаментальных исследований. Это позволило оплатить не только проезд, проживание и питание (участники Школы жили в двухместных номерах со всеми удобствами в гостинице “Пущино”, завтракали, обедали и ужинали все вместе в ресторане), но и существенно поддержать лекторов.

Успех первой Школы позволил практически ничего не менять в ее формате при подготовке проведения второй Школы в 2006 году. На этот раз были прочитаны следующие курсы:

  • А.В. Засов (ГАИШ МГУ).
    Звездообразование в галактиках.
  • В.Г. Сурдин (ГАИШ МГУ).
    Межзвездная среда и рождение звезд.
  • А.Д. Чернин (ГАИШ МГУ).
    Физика вселенной.
  • В.И. Шишов (ПРАО АКЦ ФИАН).
    Межзвездные мерцания радиоисточников.
  • Б.М. Шустов (ИНАСАН).
    Образование и ранние стадии жизни звезд.

Как и в 2005 году, Школа собрала более 40 молодых астрофизиков, причем в этот раз трое приехали с Украины.

Оргкомитет, безусловно, планирует сделать Школу современной астрофизики ежегодной. В настоящее время уже практически составлена программа на ближайшие два года. В частности, в 2007 году планируются следующие циклы лекций:

  • Г.С. Бисноватый-Коган (ИКИ) .
    Аккреционные диски вокруг черных дыр.
  • И.Д. Новиков (АКЦ ФИАН).
    Физика черных дыр.
  • К.А. Постнов (ГАИШ МГУ).
    Физика гамма-всплесков.
  • A.М. Черепащук (ГАИШ МГУ).
    Наблюдение черных дыр.

При этом предполагается, что тематика Школ будет постоянно меняться, охватывая все новые и новые области астрофизики, и следовательно, все новых и новых слушателей.

Василий Бескин

В этом году Школа современной астрофизики пройдет со 2 по 13 июля на базе Пущинской Радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН. Заявки на участие в работе Школы принимаются до 30 мая.

Выпуск №7(1777)-30.04.07.