Успехи учеников – это успехи школы. Все, что мне предстоит достичь, началось далеким декабрьским вечером, когда я, не знаю почему, решил первую задачу вступительного экзамена ЗФТШ.

Так получается, что очень часто судьбоносные решения принимаются интуитивно. Подобное случилось декабрьским вечером далёкого голодного и тяжёлого для моей семьи 1992 года. В то время я учился в 9-м классе обычной московской школы. Уже тогда шел на медаль. Многие мои одноклассники из обеспеченных семей ходили на платные курсы при разных институтах, кто-то учил английский с репетитором. У моей семьи не было на это денег. Так бы и ждала меня обыкновенная судьба абитуриента – поступление в технический вуз среднего эшелона поближе к дому, а там – неизвестность. До подъёма экономики, который наблюдается в     последнее время, оставалось слишком много времени. И даже неизвестно, закончил бы я выбранный вуз или пошёл работать курьером или раздавать рекламу у метро.

…В декабрьском номере журнала “Квант” были объявления о приёме в несколько заочных и вечерних школ (большинство из них –  платные). Не знаю, почему выбрал Заочную физико-техническую школу при МФТИ. Это название мне ничего не говорило. Я, разумеется, даже не догадывался, что совсем скоро слово “Институт” применительно к МФТИ буду неизменно писать с большой буквы.

Оказалось, что учиться в ЗФТШ не так уж сложно, если выполнять все рекомендации педагогов. Но каждое задание содержало в себе задачи, требовавшие  напряжения, длящегося не минутами и не часами, а сутками. Помню, как во втором задании я буквально проломил одну задачу по планиметрии, применив численный расчёт. Авторское решение поразило простотой и изяществом и не содержало никакого намёка на значительность моей личной победы.

Педагогическая система ЗФТШ – это очень удачная и эффективнаяа. Методички содержат не только краткое изложение теории, но, что самое главное, прививают культуру мышления, которую, к сожалению, не преподает большинство школьных учителей. Даже сейчас, когда я уже лет 5 не связан со школьным образованием, запросто отличу обычного провинциального школьника от ученика московской элитной физико-математической школы на примере решения стандартных задач. 

 Я всегда осознавал, что без ЗФТШ элитное высшее образование было бы для меня закрытым.
Опыт самостоятельной работы, полученный в ЗФТШ и МФТИ, очень часто меня выручал: и когда я за две недели самостоятельно поднял TOEFL на уровень, достаточный для поступления в Российскую экономическую школу,    и когда готовился к экзаменам FRM (Financial Risk Manager) и CFA (Chartered Financial Analyst).

Вечерняя физико-техническая школа – это вечера незабываемого общения, напряжённой учёбы, занятий с преподавателем Эдвином Пожарским.

Успешно закончив ЗФТШ, я дал себе зарок: пока учусь в МФТИ, буду работать в ЗФТШ. Готовили меня, теперь должен готовить и я. В общей сложности я отработал в школе семь лет, сделал два полных выпуска         (с 8-го по 11 класс). Многих  учеников встречал потом на своих семинарах в МФТИ и РЭШ.

Как и тысячи бывших учеников, я бесконечно благодарен, Тамаре Алексеевне Чугуновой, сделавшей делом всей жизни ЗФТШ, подобрала замечательных методистов и великолепных преподавателей-составителей заданий. На меня большое впечатление произвели разработки Н.Х.Агаханова, С.П.Коновалова, С.М.Коршунова, С.Д.Кузьмичёва, В.В.Можаева, А.Ю.Петровича, Т.С.Пиголкиной, Ю.А.Самарского, В.П.Слободянина, В.И.Чивилёва, И.А.Чубарова, А.Ю.Чугунова. В школе работал академик РАН А.А.Болибрух.

Тамара Алексеевна Чугунова совершила подвиг, сохранив школу в бурные 90-е. И я очень хотел бы, чтобы мои дети тоже могли закончить ЗФТШ.

Сергей Копылов
закончил ЗФТШ в 1995 г.,
МФТИ – в 2001 г.,
РЭШ – в 2004 г.,
к. ф. м. н.,
доцент кафедры общей экономики МФТИ
На фотографиях слева направо:
 Марина Николаевна Чижова, методист ФЗФТШ; 
ученики вечерней школы; 
Политова Ирина Юрьевна,
заместитель директора по 
учебно-методической работе
фото Игоря МИРЗОВА

Выпуск №28(1766)-28.10.06.