Учитель английской гимназии Дзержинска Нижегородской области Андрей Юрьевич Киселев в течение нескольких лет вел факультатив по программе ЗФТШ, и ему в конце каждого года присылали задания для поступления новых учеников. Он дал их и мне. После трех недель упорного труда нерешенных задач не осталось, и я отправил свою работу в Долгопрудный. Так я стал учеником ФЗФТШ.

Получив первое методическое пособие, сразу понял, что материал по сложности намного превышает уровень школьного учебника. Мне пришлось не один раз прочитать методичку, попробовать решить предложенные задачи, снова перечитать методичку, снова обратиться к задачам, и так много раз, прежде чем большинство из них поддалось решению. Приходилось рассматривать явления с разных сторон, сравнивать их с процессами, уже хорошо известными, анализировать полученные результаты, исправлять ошибки…

Так у меня начала вырабатываться “физическая интуиция”. Объем нового материала неуклонно рос, приходилось, помимо методички, обращаться к серьезным учебникам и задачникам, читать и думать, думать и читать.

Так я учился самостоятельно работать.

Позднее, уже обучаясь в вузе, понял, что у студентов возникают проблемы с учебой именно из-за того, что их никто не научил учиться – самостоятельно “добывать” знания, с помощью книг разбираться в непонятных вопросах.

 Уже в восьмом классе я начал принимать участие в олимпиадах по физике и математике. А в девятом классе заинтересовался наукой. Сделав со своим научным руководителем работу по рентгенооптике, получил возможность приехать в МФТИ на международную школьную конференцию “Старт в науку”. Там я и познакомился с Тамарой Алексеевной Чугуновой. На первый взгляд строгая, но чуткая, отзывчивая, заинтересованная в судьбах своих учеников, Тамара Алексеевна рассказывала мне, почему нужно учиться в ФЗФТШ. Я слушал и понимал, какое, не побоюсь этого слова, великое дело сделала она и все те, кто в течение многих-многих лет писал методические пособия, придумывал оригинальные задачи, проверял работы учеников.
После поездки в Долгопрудный моя жизнь изменилась.

Я стал дважды лауреатом конференции    “Старт в науку”, получил два гранта президента РФ, вошел в число призеров олимпиад по физике, математике и информатике, перешел в нижегородский физико-математический лицей, вместе со своим научным руководителем написал статью в один из российских физических журналов, наконец, без экзаменов поступил в Нижегородский государственный университет… Казалось бы, после этого ЗФТШ могла уйти из моей жизни. Однако этого не случилось. С первого курса я начал преподавать математику в своем бывшем лицее, вот уже три года готовлю школьников к областным, зональным и всероссийским олимпиадам по физике, неоднократно получал право работать преподавателем физики в летней физико-математической школе для одаренных детей на базе Нижегородского областного детского центра «Лазурный». И каждый раз, готовясь к очередной лекции, я стараюсь сделать материал более интересным и доступным, глубоким и емким – таким, каким он был в ЗФТШ.

Обучение в ЗФТШ для меня – не только одна из первых ступеней образования. Эта школа символизирует все рубежи, преодолев которые, человек выходит на качественно новый уровень своего развития. А это, как мне кажется, и есть главным предназначением любой школы.

Я от всей души поздравляю Заочную физико-техническую школу с 40-летием и хочу пожелать Тамаре Алексеевне и ее замечательному коллективу долгой жизни, новых высоких целей и как можно больше людей, которые могут с глубокой благодарностью сказать: “ФЗФТШ помогла найти достойное место в жизни!”

Сергей Миронов

Выпуск №28(1766)-28.10.06.