В этом году Индонезия второй раз принимала Международную естественнонаучную олимпиаду школьников. На сей раз местом проведения соревнования оргкомитет выбрал город Джокджакарта.  Местные жители любовно называют его – Джок-джо.

До 1945 году Индонезия была Нидерландской колонией. Первой столицей освободившегося государства на 5 лет стал Джок-джо. Город имеет богатейшее историческое и культурное наследие.

Любопытно, что хотя в Индонезии – республиканская форма правлении, округ – Джокджакарта имеет особый статус и управляется султаном. Именно во дворце султана прошло первое официальное мероприятие – ужин, на который были приглашены  все участники олимпиады и руководители команд. Султан Hamengku Buwono X обратился к собравшимся с приветственной речью.

На следующий день состоялась  церемония открытия олимпиады. Специально по этому случаю на открытие олимпиады из Джакарты прилетел президент Индонезии – доктор Susilo Bambang Yudhoyono. Его сопровождал министр образования. Президент выступил с яркой приветственной речью, в которой в частности сказал, что участники олимпиады напоминают ему Гарри Поттера – одаренного, талантливого и любознательного мальчишку. Но, есть и существенное отличие: если  Гарри Поттер – фантазер, участники олимпиады – реалисты. Президент напомнил ребятам, что одна из важнейших целей науки  - помощь людям. Наука должна делать жизнь легче и приятнее. В заключение своего выступления президент выразил надежду, что участники олимпиады приобретут в Джокджакарте много новых друзей.

В тот же день состоялось заседание оргкомитета, на котором были приняты некоторые поправки к статуту олимпиады. Например, на третьей олимпиаде (в Бразилии) смогут участвовать только те школьники, которым 16 лет исполнится только в 2007 году. После решения процедурных вопросов руководители команд приступили к обсуждению тестовых заданий и их переводу. Закончилась эта работа далеко за полночь. 

 Ранним утром начался тестовый тур. За полтора часа школьники должны были ответить на 25 вопросов. Каждый правильный ответ оценивался в 2 балла,  неверный – в «-0,25» балл, а за отсутствие ответа ставился ноль. А в  это время руководителей везли на экскурсию: сначала к подножию действующему вулкану Мерапи, затем - к древнему буддистскому храму Боробудур.

Следующий день начался с обсуждения задач теоретического тура. Поскольку в большинстве команд не оказалось специалистов по биологии, наша команда, точнее Игорь Александрович Киселев (биолог по профессии) консультировал руководителей других команд, объясняя значение тех или иных терминов, существо процессов, о которых спрашивалось в задании. В ряде случаев ему пришлось вступать в дискуссию с авторами задач, указывая на неточности и двусмысленности заданий…

На теоретическом туре за два с половиной часа ребята должны были решить задачи по трем темам: биологии, физике и химии.

Пока участники олимпиады писали теоретический тур, руководителям команд показывали местные промыслы: гончарные мастерские, фабрику, по изготовлению батика – тканей с ручной росписью. В заключении состоялось посещение мастерской художника, пишущего картины в технике батик.

На следующий день все с нетерпением ожидали, что же на этот раз будет предложено на эксперимент? Хозяева олимпиады остались верны традиции и предложили весьма красивое задание по исследованию явления транспирации, которое охватывало и физику, и химию и биологию. Кроме выполнения практической работы, юниорам нужно было выполнить еще некоторую теоретическую часть. Продолжительность третьего экспериментального тура составила три часа.

Когда мы получили ксерокопии работ наших ребят, выяснилось, что теоретические задания по физике они выполнили практически без потерь. Гораздо хуже дало обстояло с химией, точнее с электрохимией. Этот раздел  не изучается в школе, поэтому ребятам не хватило культуры выполнения такой работы и представления полученных результатов. Так, они не писали полуреакции, что авторы считали совершенно необходимым. Были свои нюансы и в биологии. Например, по мнению многих руководителей команд, вопрос о названии вируса птичьего гриппа был уж очень специфичным. Но авторы настояли на его сохранении, уверяя, что в силу актуальности рассматриваемой проблемы лидеры команд должны были дома проработать со своими подопечными этот вопрос.

Порадовали нас результаты экспериментального тура. Работы ребята выполнили аккуратно, графики содержали всю необходимую информацию. Поэтому в этой части наши потери оказались минимальными, а Миша Проскурин вообще взял за эксперимент полный балл!

Следует немного рассказать о формировании сборной команды России. Кандидаты на IJSO-2 были отобраны по итогам Всероссийской физической олимпиады в апреле 2005 года. Практически вся  команда состояла из десятиклассников, так как по статусу IJSO в ней могут участвовать школьники, которым на момент окончания олимпиады не исполнится 16 лет. Тогда, весной, ребятам и их сопровождающим были даны задания, которые следовало проработать за лето. В конце сентября в Московском физико-техническом институте состоялся учебно-квалификационный сбор, на котором основной упор делался на выполнение экспериментальных заданий. По итогам этого сбора была сформирована команда. Членам сборной вновь были даны задания на дом. За четыре дня до вылета в Индонезию на физтехе прошел последний сбор. По просьбе ребят здесь основной упор был сделан на биологию и химию. Как в последствии выяснилось, такое решение оказалось весьма удачным, ибо многое из обсуждавшегося, встретилось в заданиях олимпиады.

По традиции, в вечернее время с ребятами встречались бывшие призеры международных олимпиад. Они делились опытом и рассказывали о психологических  особенностях, возникающих на олимпиадах, помогали руководителям формировать сплоченную команду из школьников, впервые познакомившихся на сборе.

 

В команду Российской Федерации вошли:

1)         Андрей Андреев – учащийся 10 класса лицея № 44 г. Чебоксары (Республика Чувашия).

2)         Сергей Ефимов – учащийся 10 класса лицея г. Бийска (Алтайский край).

3)         Анатолий Кострыгин – учащийся 10 класса физико-математического лицея № 239 г. Санкт-Петербург.

4)         Ксения Соловьева - учащаяся 10 класса средней школы № 146 г. Перми.

Все четыре участника на последней Всероссийской физической олимпиаде завоевали дипломы I степени.

5)         Дмитрий Мыльников - учащийся 10 класса средней школы № 27 г. Самары.

6)         Михаил Проскурин - учащийся лицея из г. Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ).

Дмитрий и Михаил на последней Всероссийской физической олимпиаде завоевали дипломы II степени.

 

Сборная России показала следующие результаты: Андрей Андреев, Дмитрий Мыльников и Михаил Проскурин завоевали золотые медали; Ксения  Соловьева, Анатолий Кострыгин и Сергей Ефимов – серебряные. Кроме того, Михаил Проскурин получил специальный приз за лучшее выполнение экспериментальной работы.

 

            Как и на Международных олимпиадах старших школьников (по физике, математике, химии, биологии) наиболее успешно выступили команды стран юго-восточной Азии.

Для всех стало полной неожиданностью успешное выступление Нигерии. Эта команда завоевала шесть бронзовых медалей и, таким образом, обошла такие сильные команды как Румыния, Вьетнам, Сербия и Черногория, Бразилия, Хорватия.

 

           Руководители сборной команды России В.П. Cлободянин,      И.А. Киселев.

Выпуск №1(1739)- 2(1740)