Представьте - у вас день рождения, цветы, подарки, и вдруг приносят небольшой скромный конверт. Вы его раскрываете... и из бумажных «застенков» выпархивает очаровательная тропическая бабочка! Вы в шоке! Чудеса, да и только! У этого чуда есть свой автор - генеральный директор компании «Мир бабочек» Елена ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.
- Елена, почему Вы
решили заняться таким необычным
бизнесом?
- Однажды я была в Америке и случайно увидела, как там празднуют свадьбу. Это было так волшебно: брачная церемония и вдруг... порхающие бабочки - живые цветы. Мне захотелось сделать что-то подобное у нас. Поскольку к тому моменту я уже занималась организацией свадеб, то эти два бизнеса удачно друг друга дополнили, ведь бабочек дарят гораздо чаще в такой торжественный момент.
- А как возникла идея свадебного бизнеса?
- На самом деле «путь эволюции» был длительным. У меня в собственности было помещение, причем не в центре Москвы, и я пбнимала - для того, чтобы люди сюда доехали, нужно предложить что-то циализированное. Это могло быть что угодно, например магазин для будущих мам. Конечно, я исходила из того, чем бы мне нравилось заниматься, что мне было бы интересно делать. Эмоциональная составляющая для меня очень важна, от работы я должна получать удовольствие. Окончательный выбор пал на свадьбы. Это очень интересная, красивая, вечная тема. Ведь каждая девушка мечтает о сказке, о принце, о том, как она будет выходить замуж, какое у нее будет платье. Воспоминание о свадьбе женщина проносит через всю свою жизнь. Не случайно свадебные вещи не выбрасывают, хранят как реликвию.
- Свадьба с бабочками, безусловно, событие незабываемое. Но как Вы решились разводить бабочек, да еще в нашем климате? С какими проблемами Вы столкнулись?
- Действительно, была масса вопросов: каких бабочек вы ращивать, размножаются ли они в неволе, и если да, то возможно ли этот процесс осуществлять круглогодично, и т.д. В результате было решено разводить тропических бабочек. Нашлись и специалисты-энтомологи, многие из которых в то время сидели без работы. Одни из них объездили Бразилию, Индию, страны Африки и Юго-Восточной Азии, где нашлись «предки» тех, кого мы сегодня выращиваем. А другие занялись созданием специальной фермы в Подмосковье, где мы теперь выводим бабочек.
- Наверное, для того чтобы работать там, нужно специальное образование? Какие требования Вы предъявляете к Вашим сотрудникам?
- Все зависит от
того, где работает человек. Что касается фермы, тут нужны хорошие исполнители.
Специальное образование не нужно, иной раз оно даже мешает. Технологический
процесс выращивания бабочек очень специфичен - он разрабатывался учеными в
течение нескольких лет, путем много
численных проб и ошибок. Совершенно
необходимо, чтобы он соблюдался очень четко. Это и есть главное требование к
сотрудникам фермы. Условно говоря, здесь надо не думать, а делать, работать
руками. Никакой инициативы, «отсебятины», никакого желания «улучшить»
процесс! Категорически! Что же касается менеджеров по продажам, сотрудников
офиса, то здесь, наоборот, инициатива, креативность всячески поощряется.
Важно, чтобы продавец умел ставить перед собой цели и достигать их, а также был
вежлив и тактичен, честен и пунктуален, мог быстро и красиво найти выход из
трудной нештатной ситуации.
- Как, на Ваш взгляд, должна формироваться команда?
- Мы предпочитаем
растить собственные кадры, любим привлекать студентов. Важно, чтобы в
компании работали единомышленники, чтобы была особая атмосфера. Людям
должно нравиться то, чем они занимаются, они должны болеть этим. Например, у нас
есть сотрудники, которые давно уже не ку
рьеры, но если случится
какой-то аврал (а иногда бывает так, что внеплановые заказы в несколько раз
перекрывают плановые), - они, не задумываясь, поедут на доставку. Я и сама не
считаю зазорным отвезти бабочку, если будет нужно. Дело в том, что мы не
привлекаем курьеров со стороны. Это связано с тем, что мы продаем не столько
товар, сколько услугу. Курьеру надо не просто привезти бабочку, но и знать, как
ее преподнести, уметь ответить на массу вопросов, связанных с ее
содержанием, кормлением и т.д. «Чужой» сотрудник не владеет такой
информацией.
- Вы поощряете людей за самоотверженный труд?
- Конечно. Если человек так относится к моему проекту, по чему же я не могу ответить ему тем же? К концу года самый активный сотрудник получает две недели оплаченного отпуска в пятизвездном отеле. Когда я вижу, с какой самоотдачей люди работают, то наградить их сама считаю за удовольствие. Представляете, совсем молоденькие студенты, которые еще никогда не были за границей, вдруг получают такой подарок! И я понимаю, что, когда люди приедут из отпуска, они будут работать на нашу компанию с еще большим рвением. Мне кажется, если эту же сумму подарить им в денежном эквиваленте, не будет такой отдачи. В принципе, к некоторым сотрудникам я уже отношусь, как к родным людям. И даже не представляю, как работать без них. Иной раз еду отдыхать и им подарки привожу.
- Говорят, у Вас приветствуется семейственность.
- Да, это так. Мы, например, охотно принимаем на ферму семейные пары, братьев и сестер, родителей и детей. Прежде всего, в таком случае у людей выше ответственность, они больше дорожат своим местом. В то же время этот подход во многом продиктован и соображениями элементарной безопасности, ведь наша технология уникальна. Например, после каждой публикации в СМИ мы ощущаем повышенное внимание не только со стороны клиентов, но и со стороны наших потенциальных конкурентов.
- Но сейчас у Вас нет конкурентов?
- Нет, но они когда-нибудь появятся. Правда, и мы не стоим на месте, пытаемся что-то придумывать, совершенствовать технологию. Кроме того, сейчас мы активно развиваем такие направления, как составление художественных коллажей из бабочек, энтомодизайн.
- Как складывается Ваш день? Находите ли Вы время для семьи?
- Я с удовольствием еду на работу, и с не меньшим удовольствием я вечером еду домой. В этом понимании я абсолютно счастливый человек. Утром поднимаю детей и отправляю их в школу, а вечером я обязательно должна перед сном с ними пообщаться. Это для меня первостепенно.
- Но как все успеть? Как расставить приоритеты?
- Знаете, одно время я была просто ослеплена идеей открытия свадебного салона. Я упорно стремилась к этой цели, и в «топку паровоза» шло все - порой и семейные отношения тоже. Как-то я пересматривала фотографии и поймала себя на мысли, что уже никогда не верну тот период, когда моим детям было четыре года. А главное, что я совершенно не помню, какими они тогда были! И в какой-то момент я абсолютно ясно поняла, что если в бизнесе чего-то не добьюсь за три года, то смогу добиться этого за четыре с половиной - пять лет. Но то, что я сейчас упущу в семье, в общении с детьми, - не наверстаю никогда. Поэтому для меня сейчас бизнес, несмотря на все мои планы и проекты, все-таки второстепенен. Например, суббота и воскресенье для меня - святое. Я никогда в выходные не приезжаю на работу.
- Семья поддерживает Вас?
- Абсолютно. Я вообще считаю, что женщина только тогда может чего-то достичь в бизнесе, когда у нее надежные тылы. Если женщина несчастна в семье, то, на мой взгляд, она невольно несет в себе разрушительное начало. Я знаю, для чего, во имя чего я работаю. Муж - мой единомышленник, и, когда я ему рассказываю о каких-то своих новых идеях, он всячески мне помогает, даже если у него самого в данный момент сложная жизненная ситуация. Когда я решила заняться бабочками, мало кто в это верил, а муж как раз был одним из сторонников этой идеи. Он дает мне ощущение спокойствия и уверенности, и, может, поэтому мой бизнес достаточно успешный, что я чрезмерно не рискую. Я всегда знаю, что за мной - моя семья.
- Не хотите ли основать династию?
- Мне очень приятны такие мысли. Но я готова и к тому, что дети по каким-либо причинам не захотят продолжать мое дело. Пусть они занимаются тем, что принесет им счастье.
- Ваше жизненное кредо?
- «Делай, что можешь, говори, что знаешь, и будь, что будет». Порой, когда случаются патовые ситуации, я занимаю именно такую позицию.
- В чем, по-вашему, состоит формула успеха?
- Наверное, нужно выбрать какую-то цель и монотонно-монотонно к ней идти. Если долго биться об стену, она все равно рано или поздно сломается. Конечно, я утрирую. Но даже от рицательный опыт тоже ценен. Когда у моего мужа, например, что-то не получается, я напоминаю ему о том, что ожидание счастья подчас дороже, чем само счастье. Чем дольше у тебя что-то не получается, тем больше потом радость от того, что получилось. Если долго заниматься чем-то одним, что ты выбрал, все равно обязательно получится. В свое время я так поступила в институт. Когда я училась в физико-математической школе, то была самой слабой по физике. И учитель все время меня донимал, говорил, что я ни на что не способна, что ничего не добьюсь в жизни. Хотя при этом я была победителем областной олимпиады по математике. И я поставила перед собой цель поступить в самый лучший физический институт и доказать ему, чего я стою. Сейчас, конечно, я понимаю, что я это делала не для себя, а для него. Помню, все 1280 задач учебника прорешала и аккуратно, каллиграфическим почерком записала в тетрадь. А когда на сборе выпускников учитель спросил обо мне, и ему сказали, что я поступила в физтех, - была немая сцена.
- Пригодилось ли Вам в бизнесе физтеховское образование?
- Безусловно. Прежде всего, оно дало мне умение мыслить системно. У нас в институте говорили: «Будешь хорошо учить ся - будешь хорошим ученым, будешь плохо учиться - будешь хорошим бизнесменом». Но уже на втором курсе я поняла, что наука - не мое призвание. Меня поманил бизнес.
Дмитрий ЕРОФЕЕВ, Людмила БУРКИНА, "Элитный персонал" №47, 29 ноября 2005г.