Представьте - у вас день рождения, цветы, подарки, и вдруг приносят небольшой скромный конверт. Вы его раскрываете... и из бумажных «застенков» выпархивает очаровательная тропическая бабочка! Вы в шоке! Чудеса, да и только! У этого чуда есть свой автор - генеральный директор компании «Мир бабочек» Елена ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ.

 - Елена, почему Вы решили заняться таким необычным
бизнесом?

- Однажды я была в Америке и случайно увидела, как там празднуют свадьбу. Это было так волшебно: брачная церемония и вдруг... порхающие бабочки - живые цветы. Мне захотелось сделать что-то подобное у нас. Поскольку к тому моменту я уже занималась организацией свадеб, то эти два бизнеса удачно друг друга дополнили, ведь бабочек дарят гораздо чаще в такой торжественный момент.

- А как возникла идея свадебного бизнеса?

- На самом деле «путь эволюции» был длительным. У меня в собственности было помещение, причем не в центре Моск­вы, и я пбнимала - для того, чтобы люди сюда доехали, нужно предложить что-то циализированное. Это могло быть что угодно, например магазин для будущих мам. Конечно, я исходила из того, чем бы мне нравилось заниматься, что мне было бы интересно делать. Эмоциональная составляющая для меня очень важна, от работы я должна получать удовольствие. Окончательный выбор пал на свадьбы. Это очень интерес­ная, красивая, вечная тема. Ведь каждая девушка мечтает о сказке, о принце, о том, как она будет выходить замуж, ка­кое у нее будет платье. Воспоминание о свадьбе женщина проносит через всю свою жизнь. Не случайно свадебные вещи не выбрасывают, хранят как реликвию.

- Свадьба с бабочками, безусловно, событие незабываемое. Но как Вы решились разводить бабочек, да еще в нашем климате? С какими проблемами Вы столкнулись?

- Действительно, была масса вопросов: каких бабочек вы­ ращивать, размножаются ли они в неволе, и если да, то возможно ли этот процесс осуществлять круглогодично, и т.д. В результате было решено разводить тропических бабочек. Нашлись и специалисты-энтомологи, многие из которых в то время сидели без работы. Одни из них объездили Бра­зилию, Индию, страны Африки и Юго-Восточной Азии, где нашлись «предки» тех, кого мы сегодня выращиваем. А другие занялись созданием специальной фермы в Подмоско­вье, где мы теперь выводим бабочек.

- Наверное, для того чтобы работать там, нужно специаль­ное образование? Какие требования Вы предъявляете к Ва­шим сотрудникам?

- Все зависит от того, где работает человек. Что касается фермы, тут нужны хорошие исполнители. Специальное образо­вание не нужно, иной раз оно даже мешает. Технологический процесс выращивания бабочек очень специфичен - он разра­батывался учеными в течение нескольких лет, путем много­
численных проб и ошибок. Совершенно необходимо, чтобы он соблюдался очень четко. Это и есть главное требование к сотрудникам фермы. Условно говоря, здесь надо не думать, а делать, работать руками. Никакой инициативы, «отсебяти­ны», никакого желания «улучшить» процесс! Категорически! Что же касается менеджеров по продажам, сотрудников офиса, то здесь, наоборот, инициатива, креативность вся­чески поощряется. Важно, чтобы продавец умел ставить перед собой цели и достигать их, а также был вежлив и так­тичен, честен и пунктуален, мог быстро и красиво найти выход из трудной нештатной ситуации.

- Как, на Ваш взгляд, должна формироваться команда?

- Мы предпочитаем растить собственные кадры, любим при­влекать студентов. Важно, чтобы в компании работали едино­мышленники, чтобы была особая атмосфера. Людям должно нравиться то, чем они занимаются, они должны болеть этим. Например, у нас есть сотрудники, которые давно уже не ку­
рьеры, но если случится какой-то аврал (а иногда бывает так, что внеплановые заказы в несколько раз перекрывают плановые), - они, не задумываясь, поедут на доставку. Я и сама не считаю зазорным отвезти бабочку, если будет нужно. Дело в том, что мы не привлекаем курьеров со стороны. Это связано с тем, что мы продаем не столько товар, сколько услугу. Курьеру надо не просто привезти бабочку, но и знать, как ее преподнести, уметь ответить на массу вопро­сов, связанных с ее содержанием, кормлением и т.д. «Чу­жой» сотрудник не владеет такой информацией.

- Вы поощряете людей за самоотверженный труд?

- Конечно. Если человек так относится к моему проекту, по­ чему же я не могу ответить ему тем же? К концу года самый активный сотрудник получает две недели оплаченного от­пуска в пятизвездном отеле. Когда я вижу, с какой самоот­дачей люди работают, то наградить их сама считаю за удовольствие. Представляете, совсем молоденькие студенты, которые еще никогда не были за границей, вдруг получают такой подарок! И я понимаю, что, когда люди приедут из отпуска, они будут работать на нашу компанию с еще большим рвением. Мне кажется, если эту же сумму подарить им в денежном эквиваленте, не будет такой отдачи. В принципе, к некоторым сотрудникам я уже отношусь, как к родным людям. И даже не представляю, как работать без них. Иной раз еду отдыхать и им подарки привожу.

- Говорят, у Вас приветствуется семейственность.

- Да, это так. Мы, например, охотно принимаем на ферму семейные пары, братьев и сестер, родителей и детей. Преж­де всего, в таком случае у людей выше ответственность, они больше дорожат своим местом. В то же время этот подход во многом продиктован и соображениями элементарной безопасности, ведь наша технология уникальна. Например, после каждой публикации в СМИ мы ощущаем повышенное внимание не только со стороны клиентов, но и со сто­роны наших потенциальных конкурентов.

- Но сейчас у Вас нет конкурентов?

- Нет, но они когда-нибудь появятся. Правда, и мы не стоим на месте, пытаемся что-то придумывать, совершенство­вать технологию. Кроме того, сейчас мы активно развива­ем такие направления, как составление художественных коллажей из бабочек, энтомодизайн.

- Как складывается Ваш день? Находите ли Вы время для семьи?

- Я с удовольствием еду на работу, и с не меньшим удоволь­ствием я вечером еду домой. В этом понимании я абсолютно счастливый человек. Утром поднимаю детей и отправляю их в школу, а вечером я обязательно должна перед сном с ними пообщаться. Это для меня первостепенно.

- Но как все успеть? Как расставить приоритеты?

- Знаете, одно время я была просто ослеплена идеей откры­тия свадебного салона. Я упорно стремилась к этой цели, и в «топку паровоза» шло все - порой и семейные отноше­ния тоже. Как-то я пересматривала фотографии и пойма­ла себя на мысли, что уже никогда не верну тот период, когда моим детям было четыре года. А главное, что я совер­шенно не помню, какими они тогда были! И в какой-то момент я абсолютно ясно поняла, что если в бизнесе чего-то не добьюсь за три года, то смогу добиться этого за четыре с половиной - пять лет. Но то, что я сейчас упущу в семье, в общении с детьми, - не наверстаю никогда. Поэтому для меня сейчас бизнес, несмотря на все мои планы и проекты, все-таки второстепенен. Например, суб­бота и воскресенье для меня - святое. Я никогда в выход­ные не приезжаю на работу.

- Семья поддерживает Вас?         

- Абсолютно. Я вообще считаю, что женщина только тогда может чего-то достичь в бизнесе, когда у нее надежные тылы. Если женщина несчастна в семье, то, на мой взгляд, она невольно несет в себе разрушительное начало. Я знаю, для чего, во имя чего я работаю. Муж - мой еди­номышленник, и, когда я ему рассказываю о каких-то своих новых идеях, он всячески мне помогает, даже если у него самого в данный момент сложная жизненная ситуация. Когда я решила заняться бабочками, мало кто в это верил, а муж как раз был одним из сторонников этой идеи. Он дает мне ощущение спокойствия и уверенности, и, может, по­этому мой бизнес достаточно успешный, что я чрезмерно не рискую. Я всегда знаю, что за мной - моя семья.

- Не хотите ли основать династию?

- Мне очень приятны такие мысли. Но я готова и к тому, что дети по каким-либо причинам не захотят продолжать мое дело. Пусть они занимаются тем, что принесет им счастье.

- Ваше жизненное кредо?

- «Делай, что можешь, говори, что знаешь, и будь, что бу­дет». Порой, когда случаются патовые ситуации, я занимаю именно такую позицию.

- В чем, по-вашему, состоит формула успеха?

- Наверное, нужно выбрать какую-то цель и монотонно-монотонно к ней идти. Если долго биться об стену, она все равно рано или поздно сломается. Конечно, я утрирую. Но даже от­ рицательный опыт тоже ценен. Когда у моего мужа, напри­мер, что-то не получается, я напоминаю ему о том, что ожи­дание счастья подчас дороже, чем само счастье. Чем доль­ше у тебя что-то не получается, тем больше потом радость от того, что получилось. Если долго заниматься чем-то одним, что ты выбрал, все равно обязательно получится. В свое время я так поступила в институт. Когда я училась в физико-математической школе, то была самой слабой по физике. И учитель все время меня донимал, говорил, что я ни на что не способна, что ничего не добьюсь в жизни. Хотя при этом я была победителем областной олимпиады по ма­тематике. И я поставила перед собой цель поступить в самый лучший физический институт и доказать ему, чего я стою. Сейчас, конечно, я понимаю, что я это делала не для себя, а для него. Помню, все 1280 задач учебника прорешала и ак­куратно, каллиграфическим почерком записала в тетрадь. А когда на сборе выпускников учитель спросил обо мне, и ему сказали, что я поступила в физтех, - была немая сцена.

- Пригодилось ли Вам в бизнесе физтеховское образование?

- Безусловно. Прежде всего, оно дало мне умение мыслить системно. У нас в институте говорили: «Будешь хорошо учить­ ся - будешь хорошим ученым, будешь плохо учиться - будешь хорошим бизнесменом». Но уже на втором курсе я поняла, что наука - не мое призвание. Меня поманил бизнес.

Дмитрий ЕРОФЕЕВ, Людмила БУРКИНА, "Элитный персонал" №47, 29 ноября 2005г.

Выпуск №1(1739)- 2(1740)