Седьмой старт в науку

Научно-технические конференции школьников стали проводиться в МФТИ в начале 80-х годов прошлого века. Всего тогда их было проведено шесть, каждая из которых собирала до 150 школьников со всей страны. Однако из-за ряда объективных и субъективных причин после шестой конференции их дальнейшая организация стала затруднена и была приостановлена. Последовавшее в 1998 году предложение Министерства образования Российской Федерации Московскому физико-техническому институту и Заочной физико-технической школе при МФТИ возглавить работу по организации и проведению Международной научно-технической конференции «Старт в науку» послужило хорошим  импульсом для возрождения практики проведения на базе МФТИ научно-технических конференций школьников и было весьма логичным ещё и потому, что МФТИ охватывает более чем 100 ведущих научных центров Российской академии наук и отраслевых научно-исследовательских учреждений. И впервые в практике конференций школьников оказалось возможным привлечь к работе секций ведущих учёных и организаторов науки, активно работающих в крупнейших научных центрах России.
Первая Международная научно-техническая конференция школьников «Старт в науку» была успешно проведена на базе МФТИ и ЗФТШ при МФТИ с 29 марта по 3 апреля 1999 г. В текущем 2005 году статус конференции изменился, и с 29 марта по 2 апреля состоялся VII-й Международный конкурс научно-технических работ школьников «Старт в науку». Организацию и проведение конкурса обеспечивали в основном МФТИ и его структурное подразделение – Межвузовский  центр  воспитания и развития талантливой молодёжи в области естественно-математических наук «Физтех-центр». Учредителями конкурса являлись Федеральное агентство по образованию, МФТИ, ЗФТШ при МФТИ и Межвузовский «Физтех-центр». Мероприятие проводилось при поддержке Федеральной целевой программы «Одаренные дети».
К началу конкурса в адрес оргкомитета поступило 516 заявок от 708 школьников России и стран СНГ. Экспертными советами секций были отобраны 245 докладов от 315 школьников из 87 городов и населённых пунктов 45 регионов Российской Федерации, а также Белоруссии, Украины и Казахстана. Авторы этих докладов и их научные руководители были приглашены на финальную часть конкурса. Для участия в конкурсе приехали 155 школьников и 30 руководителей делегаций и научных руководителей. Общее число участников и гостей финальной части конкурса составило, таким образом, 185 человек, что несколько меньше, чем в прошлые годы, но вместе с тем по единодушному мнению жюри научный уровень работ и докладов участников конкурса был как никогда ранее высок. Здесь уместно сказать, что почти две трети докладов готовились под научным руководством кандидатов и докторов наук, а 64 автора работ (41% участников)  были удостоены званий   Лауреатов и дипломантов I, II и III степеней конкурса. Программой конкурса были предусмотрены три пленарных заседания, на которых перед участниками выступили академик РАН Н. Н. Пономарёв-Степной с докладом «Энергетика XXI века»; доктор физико-математических  наук,  проф.  В. А. Семёнов  с   докладом «Приложение визуализации в науке и промышленности»; студенты старших курсов факультета управления и прикладной математики МФТИ, призёры Международного студенческого конкурса программных проектов (Бразилия, Сан-Паулу, 2004) Н. А. Сурин и С. Н. Воног с докладом «Современные компьютерные технологии и инновации в информатике»; кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики МФТИ В. А. Овчинкин с лекцией «Современные демонстрационные опыты по физике». Для участников конкурса были организованы автобусные экскурсии в Звёздный городок и Музей космической техники. Помимо этого, школьники в течение пяти дней общались со студентами МФТИ, сопровождавшими их с утра до вечера, как на заседаниях секций, так и во время культурной программы на вечерах СТЭМов и интеллектуальных игр. Благодаря «системе Физтеха», ребята получили возможность использовать кратчайший путь для общения с ведущими учёными и организаторами науки крупнейших НИИ. В состав экспертных советов секций входили также руко- водители факультетов и кафедр МФТИ, возглавляли их деканы. Каждый докладчик мог публично проявить как свое трудолюбие в деле научных исследований, так и способность к овладению естественно-математическими науками – оба качества весьма ценимы на Физтехе. Кроме того, сложившаяся практика активного участия студентов-педагогов в работе с абитуриентами была существенно расширена за счет того, что у каждого школьника был куратор, студент, который мог ответить на интересующие вопросы и помочь в решении бытовых проблем. Такое тесное общение полезно и самим студентам, поскольку они совершенствуют свои педагогические навыки и получают хорошую практику работы с детьми, что традиционно считается серьёзным преимуществом выпускника Физтеха. Научные руководители школьников и  делегаций  во время  конкурса также принимали активное участие во всех  мероприятиях, включая традиционный семинар-совещание «Высшая школа – школе», встречи с руководством МФТИ и ЗФТШ при МФТИ, деканами факультетов и заведующими кафедрами МФТИ. Это способствовало совершенствованию знаний о современных проблемах и достижениях общеобразовательных учреждений, высшей школы, науки и техники.
По отзывам участников конференция прошла на хорошем организационном и профессиональном уровне с пользой для школьников и руководителей делегаций.

                                   И. Шомполов
                                         А.Чугунов

 

Выпуск №12(1714)-22.04.05.