куда идет отечественная космонавтика


  Кандидатура  автора,  Н.Н. Севастьянова, выдвинута Федеральным космическим агентством на должность президента РКК «Энергия» им. С.П. Королева.
Н.Н. Севастьянов пришел в 1984 году в РКК «Энергия» после окончания МФТИ (ФАКИ).  С 2000 года  перешел на должность генерального директора  ОАО «Газком» с целью развития системы «Ямал». Головной офис и Центр управления полетом орбитальной группировки ОАО «Газком» находятся на территории РКК «Энергия». С 2002 года Н.Н. Севастьянов является заведующим специализацией ФАКИ: «Спутники связи и телекоммуникационные системы». Лауреат премии Президента РФ в области образования.

                                    
Не один десяток лет звездная отрасль была исключительно затратной. Главные цели, которые ставило государство перед ней, – это решение новых сложных научно-технических задач и обеспечение престижа страны в пилотируемом космосе, а в автоматическом космосе – решение задач обороноспособности, научных исследований, магистральной связи, телерадиовещания и метеорологии.
За прошедший период государством были сделаны колоссальные инвестиции в космическую отрасль и, как результат, в стране была создана мощная база для разработки и производства космической техники. Но задачу возврата инвестиций и экономической эффективности никто не ставил, так как главное было сделать рывок вперед в новой области человеческой деятельности. И он был сделан. Были реализованы сложные космические проекты, создана гигантская научно-техническая инфраструктура, которая была сгруппирована  в производственных мощностях космических предприятий РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева, космодромах Байконур, Плесецк и многих других. Постепенно начал назревать экономический кризис на многих космических предприятиях, которые существовали преимущественно за счет государственного финансирования. Но в то же время и стало приходить понимание того, что необходимо создавать промышленные космические системы, которые обеспечивали бы за счет реализации своей продукции потребителям не только возврат вложенных инвестиций, но и высокую норму доходности не хуже альтернативных вложений. А это в свою очередь стало менять представление о целях развития космонавтики. Сначала это поняли производители спутников связи. Мы сегодня видим, что не только за рубежом, но и в России созданы системы спутниковой связи, которые полностью себя окупают.
Ситуация сложилась особенно критическая в конце 90-х годов. Привлечь внебюджетные инвестиции не представлялось возможным, так как старые технологии не позволяли делать спутники рентабельными. Отечественные спутники связи по своим технико-экономическим характеристикам значительно уступали современным иностранным аппаратам. В результате Россия  могла  остаться  без собственных спутников связи и телевидения, а космическое   информационное   пространст-во  страны  постепенно перешло бы под
обслуживание иностранными спутниками. Чтобы сделать отечественные спутники связи привлекательными для потребителя как в России, так и за рубежом, необходимо было обеспечить не только высокое качество, но и низкую себестоимость услуг связи. А для этого необходимо было проектировать спутники как промышленные объекты, внедряя новые технологии, с высокими технико-экономическими характеристиками.
Первый спутник «Ямал-100», введенный в эксплуатацию в 2000 году, разрабатывался во второй половине 90-х годов. Тем самым был создан прецедент работы космической отрасли в интересах другой отрасли народного хозяйства. ОАО «Газком» совместно с РКК «Энергия» им. С.П. Королева создали для ОАО «Газпром» спутник нового поколения на абсолютно новых технологических решениях. Это позволило обеспечить рентабельной цифровой спутниковой связью все виды деятельности ОАО «Газпром»: буровые работы, добычу, транспорт и реализацию газа. Но кроме этого на базе «Ямал-100», был сделан прорыв в развитии цифрового телевидения в России. За три года, с 2000 по 2003-й, было поднято более 30 телевизионных каналов российского центрального и регионального телевидения. Спутниковая связь стала широко применяться и в других отраслях народного хозяйства. В 2001 году ОАО «Газпром» поставило перед  «ГАЗКОМом» задачу не просто создать высокотехнологические спутники «Ямал-200», но и обеспечить экономически эффективное развитие системы уже без дополнительного финансирования со стороны ОАО «Газпром».
Спутники «Ямал-200» являются примером того, как космическая отрасль может создавать высокорентабельную продукцию на принципах проектного финансирования. При этом для финансирования проекта была реинвестирована часть прибыли, полученной от эксплуатации «Ямал-100», что составило 30 процентов общего объема финансирования. Остальные средства были привлечены в виде инвестиционных кредитов Газпромбанка и Внешторгбанка под бизнес-план проекта. Два спутника «Ямал-200» были введены в эксплуатацию как промышленные объекты в начале 2004 года. На их базе  «Газком» не только значительно расширил предоставление услуг не только в российских регионах, но и активно стало предоставлять услуги спутниковой связи зарубежным потребителям. Большую роль в развитии спутниковой связи в России в последние пять лет сыграли министерство по связи и информатизации и Российское авиационно-космическое агентство. При поддержке государственных инвестиций и кредитов Сбербанка под государственные гарантии был реализован проект создания современных спутников связи «Экспресс -АМ».

В результате сегодня Россия полностью преодолела кризис спутниковой связи и имеет современную группировку спутников «Экспресс» и «Ямал». Российский космос на принципах самоокупаемости должен наращивать свои достижения в этом направлении, обеспечивая не только национальные потребности, но и активно реализуя свою продукцию на международном рынке. Особенное значение имеет развитие информатизации российских регионов, так как это является необходимым условием экономического и социального развития России. И здесь, учитывая труднодоступность и размеры российских регионов, будет сохраняться потребность в дальнейшем производстве и запуске современных отечественных спутников связи с высокими технико-экономическими характеристиками. Чтобы космонавтика была востребована обществом в целом, она должна участвовать в развитии энергетики и информатизации – двух основных факторов, определяющих развитие современного общества.
Космическое наблюдение и картографирование, навигация и метеорология, научные исследования, вопросы безопасности – эти направления освоил автоматический космос. Но в настоящее время здесь возникли те же экономические проблемы, что и в спутниковой связи в конце 90-х годов. Необходимо делать космическую технику привлекательной для потребителя с точки зрения как высокого качества, так и низкой себестоимости. А для этого при создании промышленных космических объектов необходимо внедрять новые технологии, обеспечивающие экономические интересы  потребителя. Тогда инвестиции придут и сюда. Пилотируемая космонавтика решала в основном задачи реализации научно-технических интересов и подтверждения технологического престижа страны. В 90-е годы российская пилотируемая космонавтика, благодаря своему высокому уровню развития, стала предметом интереса США и Европы – для использования ее результатов в   проекте  «Международная космическая станция». Именно пилотируемая космонавтика позволила развить широкое международное сотрудничество в области космоса. Но по мере завершения строительства МКС российская космонавтика столкнулась не только с проблемами финансирования своего существования, но и с проблемой формирования целей своего дальнейшего развития. Полноценное промышленное освоение космоса возможно только при развитой пилотируемой космонавтике. Основной ее целью сегодня должно стать создание космической промышленной инфраструктуры.  Самая серьезная задача будущего – освоение новых энергетических ресурсов и полезных ископаемых на Луне и других телах солнечной системы.  По оценкам ученых, запас газа, нефти и угля на Земле при современных темпах их использования как энергетического ресурса хватит до середины текущего столетия. При этом их сжигание экономически менее эффективно, чем их использование в качестве химического сырья, а также приводит к заметным негативным экологическим последствиям. Поэтому уже нашему поколению придется решать задачу привлечения альтернативных видов энергии. Атомная энергетика, основанная на делении ядер, тяжелых элементов, в ближайшее время хотя и снизит энергетический голод, но не решит проблему в целом из-за роста радиоактивных отходов. Один, пожалуй,   из   самых привлекательных  путей  –  это   термоядерная энергетика будущего на базе синтеза легких элементов изотопов водорода (дейтерия) и гелия-3. Чтобы воспроизвести всю энергию, которая производится в России за год, нужно не более 10 тонн гелия-3 и 7 тонн дейтерия. Проблема в том, что гелий-3, образующийся при выбросах Солнцем больших масс раскаленного вещества в космическое пространство, практически не попадает на Землю из-за ее магнитного поля и атмосферы. Но за миллиарды лет его накопилось много в поверхностном слое Луны. По самым пессимистическим оценкам его хватит более чем на тысячу лет для обеспечения человеческой цивилизации в энергетических ресурсах. Как привлечь большие инвестиции в пилотируемую космонавтику? Для этого необходимо выбрать направление развития, которое сулит в будущем дать существенный экономический эффект. Человечество не первый раз сталкивается с такими вопросами. Последний пример, к которому мы привыкли и считаем само собой разумеющимся – это освоение российских газовых месторождений на Крайнем Севере.
Поэтому путь пилотируемой космонавтики – это создание космической техники с высокими технико-экономическими характеристиками для решения энергетических задач общества, и к нему необходимо приступить уже сейчас. В связи с большой сложностью пилотируемых космических систем здесь важно сохранить техническую преемственность. Наряду с этим следует уделять не меньшее внимание автоматическому космосу, в частности, дальнейшему развитию технологий, разработанных при создании спутников связи «Ямал» нового поколения.
Коллектив РКК «Энергия» обладает уникальным опытом осуществления сложных космических проектов. Важно, чтобы предприятие проводило активную деятельность по разработке современных изделий на новых технологиях, в том числе и в тесном взаимодействии с другими предприятиями. Также принципиально необходимо осуществить реконструкцию производственных мощностей, в первую очередь в части приборного производства.
Особенно важно сохранить и развить кадровый потенциал компании. В космонавтике научно-технический опыт и знания персонала накапливаются десятилетиями. Необходимо постепенно довести уровень оплаты труда сотрудников до европейских норм. Это позволит удерживать и привлекать большое количество квалифицированных и молодых специалистов. Но для этого необходимо значительно улучшить экономические показатели деятельности компании, реализуя эффективную маркетинговую политику на космическом рынке, снижая себестоимость продукции, организуя бюджетное планирование и раздельный контроль рентабельности проектов.
Благодаря реализации этих приоритетов, ко
мпания, с ее высоким производственным и кадровым научно-техническим потенциалом, имеет все возможности для выхода на уровень высокорентабельного производства и реализации космической техники не хуже ведущих аэрокосмических компаний мира. Это принципиально важно для акционеров и инвесторов компании. При этом в своей научно-технической и производственной деятельности РКК «Энергия» должна руководствоваться государственной стратегией, реализуемой Федеральным космическим агентством. Мы всегда обязаны помнить о том, что Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П.Королева является стратегическим научно-техническим  активом  Российского  государства.


Из интервью   Генерального  директора    ОАО     «Газком»   Н. Н.  Севастьянова «Российской  газете» от 24 марта;   материал   подготовлен  на   ФАКИ МФТИ и согласован с Николаем Николаевичем.

Выпуск №10(1712)-11(1713)