Недавно прошел четырехдневный семинар «Управление научными исследованиями в российских университетах », организованный американским фондом гражданских исследований и развития (CRDF) и Благотворительным фондом Владимира Потанина. В интервью газете «Известия» участник этого семинара Андрей Сергеевич Батурин, зам. декана ФФКЭ МФТИ, сказал, что «получил полезную информацию: с какими фондами можно контактировать, к каким организациям обращаться», чтобы получить гранты. Мы попросили Андрея Сергеевича рассказать о возможности получения грантов студентами и аспирантами.

- Нужно понимать, что для студентов могут быть гранты разного характера. Во-первых, ненаучного плана. В частности, фонд Потанина (www.stipendia.ru) учреждает стипендии в основном не за научные достижения, а за успехи в учебе и организационные способности. Это общая программа. Есть также специализированные, подобно той, что устраивает тот же фонд Потанина для студентов МГИМО, где, кстати, сам Владимир Потанин учился. В МФТИ мне о таких регулярных конкурсах не известно, хотя на физтехе большое число «именных» стипендий, как государственных, так и учреждаемых негосударственными фондами и частными лицами.

Что касается научной деятельности, то это относится в основном к студентам старших курсов. Понятно, что студент на большие финансы расчитывать не может, так как он не обладает должной квалификацией. Один из основных критериев оценки научного уровня коллектива, подающего заявку на грант, - это наличие публикаций. Понятно, что студент 4-5 курса вряд ли успел провести обширные исследования и не имеет достаточного задела, а поэтому невелика вероятность получить грант. Но в то же время у него есть возможность работать в качестве соисполнителя по гранту своего научного руководителя. В некоторых грантах (например, по линии бывшего Министерства образования) подразумевается, что к работе над его реализацией будут привлечены студенты, и для этого специально резервируются средства. В других грантах решение по распределению затрат принимает непосредственно руководитель, который может привлекать к работе студентов.

С другой стороны есть ряд программ и грантов, нацеленных непосредственно на студентов и аспирантов. Вот здесь уже следует проявлять самостоятельность. Целевых программ рассчитанных на студентов немного и, как правило, они осуществляются при участии научных руководителей. Тем не менее, имея к концу 6 курса несколько публикаций и поступив в аспирантуру, молодые ученые имеют возможность подавать заявки на более серьезные гранты. Например, аспиранты нашей лаборатории, как, в принципе, и многих других на Фихтехе, получали гранты по программам Министерства образования РФ и в рамках программы «Интеграция». Особо следует отметить существовавший до последнего времени в Российском фонде фундаментальных исследований (www.rfbr.ru) конкурс МАС для молодых ученых, аспирантов и студентов. Руководитель проекта РФФИ, подавая отчет за очередной год и заявку на финансирование на следующий, мог приложить к отчету заявку молодого ученого по конкурсу МАС. Тогда дополнительно к основному финансированию можно было получить минигрант для молодого ученого. Система минигрантов действует также в CRDF (www.crdf.ru) по программе «Фундаментальные исследования и высшее образование», в рамках которой в МФТИ существует научно-образовательный центр фундаментальных исследований материи в экстремальных состояниях. («За науку» уже писала об этом НОЦ в №1631-1632 за 2003 год и №1667 за 2004 год). Очень богатая коллекция ссылок на различные гранты для аспирантов доступна на портале «Аспирантура» (http://www.aspirantura.spb.ru/other/links_postdoc.html).

Особо следует отметить индивидуальные гранты для студентов и аспирантов для покрытия расходов по участию в международных конференциях. Это открывает молодым ученым возможности для общения с зарубежными коллегами, установления контактов, и может быть даже инициирования совместных исследований. Понятно, что профессор, имеющий несколько грантов и проектов, может найти деньги для поездки на международную конференцию, в то время как для студента это сопряжено со многими трудностями. К примеру, только авиабилет в Европу стоит не меньше 200$. Здесь поддержку может оказать опять же РФФИ, Федеральная целевая программа «Интеграция» (www.integracia.ru), а также некоторые зарубежные фонды. Можно попросить частичную поддержку у Оргкомитета конференции, который для российских студентов и аспирантов зачастую имеет специально выделенные средства. Кстати, по программе «Интеграция», кроме расходов на транспорт, возможна компенсация расходов по проживанию.

- Что вы можете сказать о программах международного обмена студентами между университетами?

- В принципе, во многих университетах такие программы существуют, но, насколько мне известно, в МФТИ этого нет. Для студента, если он уезжает по обмену, проблема заключается в зачете курсов, которые он должен изучить в своем вузе. Если заключено соответствующее соглашение между университетами, то признается эквивалентность преподаваемых курсов. В противном случае могут возникнуть проблемы с аттестацией и дипломом.

На Физтехе студенты, как правило, ездят для участия в краткосрочных исследованиях по направлению базовой кафедры, уже обучаясь в магистратуре, где больше свободного от лекций и семинаров времени. При этом оформляется приказ по институту о командировании. А при возвращении студент доздает пропущенный материал. Для аспирантов же система организации подобных поездок более гибкая, так как у них меньше обязательных занятий. К тому же, сфера контактов аспиранта с иностранными коллегами намного шире, чем у студентов. Чего стоит хотя бы общение на конференциях.

- Вы много перечисляли различных программ, фондов и т.п. А откуда можно такую информацию получить?

- Объявления обо всех конкурсах, проводимых РФФИ и другими российскими фондами, публикуются в печати. Наибольший объем полезной информации можно получить на страницах газеты «Поиск» (www.poisk.ru), все выпуски которой, кстати, есть в нашей библиотеке. Понятно, что для студента большая часть информации окажется малополезной, поскольку он не может претендовать на основную массу грантов. Но определенная часть будет весьма полезной.

- Что вы можете сказать о финансовой поддержке научных исследований студентов базовыми кафедрами?

- Здесь я могу утверждать в основном про кафедры ФФКЭ. Их позиция в плане финансирования исследовательской деятельности студентов неоднозначна. Часть кафедр формируют целевые фонды, и по результатам выполнения студентами научной работы и учебы выплачивают дополнительные стипендии. Другие базы предпочитают зачислять студентов на работу и платить в соответствии с результатами. Ну и конечно, как мы уже обсуждали ранее, научный руководитель может привлечь студента к работе над проектом или по гранту. Я считаю, что студент, выбирая научного руководителя, должен этот вопрос рассматривать не в последнюю очередь, чтобы была возможность зарабатывать во время обучения на науке, а не пытаться совместить учебу и работу совершенно в другой сфере.

- Вы говорили, что один из критериев качества научной работы – наличие публикаций. Но зачастую публикация результатов занимает много времени. Что вы можете сказать о публикации научных результатов электронных изданиях?

- Да, действительно, результаты исследования можно публиковать не только в печатных изданиях. Хотя размещение результатов научной работа на вашей домашней страничке вряд ли имеет большой смысл и ценность, но для оперативного обнародования своих успехов существуют электронные журналы и архивы. Наиболее известный архив в области физики – это архив Корнельского университета (бывший Лос-Аламосский архив), российское зеркало которого находится на сервере ИТЭФ (ru.ArXiv.org). В качестве примера электронного издания можно назвать журнал «Исследовано в России» (zhurnal.ape.relarn.ru), который создан и продолжает своё существование благодаря усилиям профессора МФТИ В.Г. Веселаго. Этот уникальный в своем роде журнал публикуется только в электронном виде, но даже ВАК РФ признает этот журнал научным изданием, допустимым для опубликования содержания диссертаций. Естественно, следует публиковать свои результаты не только в электронных изданиях, но и в уважаемых научных журналах.

- Что вы в заключение хотели бы пожелать студентам МФТИ?

- Все выше изложенное имеет скорее общеобразовательный и исторический характер. Политическая ситуация в стране динамично меняется. Какие-то возможности появляются, какие-то исчезают. Для того чтобы быть в курсе новостей – читайте газету «Поиск», посещайте сайты различных фондов. И успехов в получении грантов на благо развития российской науки.

С зам. деканом ФФКЭ А. С. Батуриным беседовал

молодой соискатель А. Волков, студент 4 курса

Выпуск №29(1691)-30(1692)