Получит ли нынешнее поколение студентов электронные зачетки?

В феврале этого года в МФТИ была введена должность проректора по информационным технологиям. Назначен на нее Константин Алексеевич Тарутин. Человек в МФТИ не новый, многим известен, но, тем не менее, мы решили представить его физтеховской общественности в новом качестве.

Интервью было назначено на восемь часов вечера. Когда наш корреспондент поднялся в кабинет на 7 этаж КПМ, то Константина Алексеевича он застал за обсуждением каких-то рабочих вопросов с коллегой. Интервью закончилось, наш сотрудник отправился отдыхать, а проректор, к которому к тому времени подошел еще один сотрудник, остался работать. На часах было уже примерно половина десятого...

— Константин Алексеевич, что такое информационные технологии (ИТ) применительно к МФТИ?

— У нас две задачи: эксплуатация существующих программно-аппаратных комплексов и информатизация, то есть внедрение новых систем, автоматизированных систем управления.

Если говорить об уровне развития ИТ в МФТИ сегодня, то мы находимся на начальном уровне развития. Работа по использованию и обслуживанию информационных систем выполняется нерегулярно, случайными людьми. Возьмем, например, компьютер помощника ректора. Кто его обслуживает?

— «МФТИ-Телеком»?

— На самом деле «МФТИ-Телеком» не всегда быстро является на вызов, поэтому помощник ректора просит помощи у сотрудника, который случайно оказался рядом и хоть немного разбирается в компьютерах.

Парк компьютеров очень разнородный, порой в одном подразделении стоят неоправданно мощные машины и используются в качестве печатной машинки, а в другом — слабые, хотя задачи более ресурсоемкие. То есть тут тоже присутствует беспорядок. Поэтому в первую очередь разговор идет о том, чтобы выстроить службу эксплуатации. В каждом подразделении должны быть выявлены компьютеры, бесперебойная работа которых является критичной для института, и заботу об этих компьютерах возьмет вышеупомянутая служба. «МФТИ-Телеком» с этим не справится как в силу небольшого числа сотрудников, так и в силу того, что изначально создавался для других целей.

Я считаю, что должно быть несколько специализированных подразделений. Вместе они будут составлять единую службу поддержки пользователей с единым входящим телефоном. Подразделений будет три:

— «МФТИ-Телеком», отвечающий за «провода» и адресное пространство;
— отдел эксплуатации программно-аппаратных систем, оказывающий поддержку конечным пользователям;
— подразделение, отвечающее за сервера, то есть доступ к данным, их структурирование, безопасность, создание резервных копий.

— Как давно вы занимаетесь ИТ? Как пришли в эту сферу?

— Как пользователь я знаком с ИТ с тех пор, когда только появились 286-е машины. Пользователем Интернета стал на второй год его появления в России, в 1994 году. Я в то время работал на ФПФЭ, в «стекляшке», мы подключились по одному из первых каналов через Институт космических исследований и узнали все радости и преимущества Интернета.

Но время тогда было достаточно тяжелое. Физика оказалась в загоне, сильно сокращалось финансирование НИР, и команда молодых ученых в «стекле» стала голодать. Я, как заведующий лабораторией, чувствовал, что надо искать новое приложение сил. И когда Интернет стал внедряться в массы, возникла образовательная ниша. Мы провели мозговой штурм на эти технологии и создали учебный курс по пользованию Интернетом. Это и было мое профессиональное вхождение в ИТ.

— Константин Алексеевич, а кто вы по образованию?

— Я закончил в 1986 году МФТИ, физхим, 3 года работал в НИИ радиофизики, зарабатывал жилье в Москве — тогда это еще было возможно. Затем вернулся на Физтех, в «стекло», там 2 года отработал инженером, был назначен завлабом и пробыл в этой должности по 1997 год.

В это время с нашими курсами получилась следующая история: мы начали давать рекламу, пошли клиенты, и они стали выдвигать резонное требование — дать «бумажку» об окончании курсов. Я озадачился этим вопросом. Желания самому заниматься лицензированием не было. Выяснив, что в 1995 году появилась новая законодательная база по дополнительному образованию (курсы повышения квалификации и прочее), решил, что можно организовать подразделение МФТИ, и пошел с этим вопросом к ректору Н. В. Карлову. Он ответил, что попробует решить эту проблему, и предложил написать некий «меморандум» о необходимости развития дополнительного образования в МФТИ и создания соответствующего структурного подразделения. Я написал, этот текст раздали некоторым людям. В течение нескольких месяцев ничего не произошло, затем наступил срок выборов нового ректора, выбрали Н. Н. Кудрявцева. Я обратился к нему с тем же вопросом, он попросил дать пару недель подумать. Когда я пришел во второй раз, он сказал конкретно: «За вас никто этого не сделает, давайте создадим подразделение, вас назначим руководителем, вы займетесь лицензированием и раскручиванием этих курсов. Пишите бизнес-план и пробуйте реализовать». В результате этих усилий был создан Центр дополнительного профессионального образования МФТИ (ЦДПО). Я и сейчас остаюсь по совместительству его директором.

Достаточно интересной вехой для центра оказался дефолт — в результате его мы «зацепили» очень серьезного клиента — Центробанк России, не без помощи Н. Н. Кудрявцева, который привлекал к сотрудничеству выпускников, работающих в различных организациях. Получилось так, что в ЦБ тогда шли большие поставки телекоммуникационной техники, и стояла задача массового обучения специалистов работе с этим оборудованием. А когда грянул дефолт, обучение в сертифицированных центрах оказалось не по карману даже Центробанку. С помощью выпускника МФТИ, работающего там, была организована встреча с руководством, и с тех пор мы работаем с ЦБ.

— И каково работать с таким клиентом?

— Сотрудничество с ЦБ очень сильно повысило наш потенциал. Эта организация имеет возможность покупать передовую технику и использовать передовые технологии, она идет несколько впереди даже крупных коммерческих организаций, и соответственно заставляет нас держаться на уровне, не жалеть средств на обучение собственных специалистов и постановку учебных программ.

— Назовите, пожалуйста, основные информационно-вычислительные ресурсы МФТИ.

— Главное, что у нас наиболее развито, — это сеть. Я не видел аналогов в других вузах. Сюда вкладывалось очень много средств: из бюджета, по грантам, и т.д. В студгородке достаточно много денег вложили сами студенты. Сейчас создан собственный канал до станции М10, то есть проблем с пропускной способностью у нас теперь нет.

Есть институтский вычислительный кластер, созданный на грант Минобразования, расположен он в КПМ. Им пользуются ученые институтских и базовых кафедр. Скоро привезут многопроцессорную машину Sun, подаренную фирмой-производителем. Это достаточно уникальное оборудование, такого в России немного. Но тут две проблемы. Во-первых, наши ученые еще не слишком хорошо владеют технологией параллельных вычислений (на сегодня кластер в КПМ не загружен на всю мощность). Во-вторых, хотелось при помощи этой техники зарабатывать деньги, брать заказы на расчеты, а для этого тоже нужны специалисты, умеющие использовать этот ресурс.

Из неаппаратных ресурсов неплохое хозяйство представляет собой система сайтов, созданная «Физтех-центром» — Физтех-портал.

— Каковы ваши планы по развитию сферы ИТ на Физтехе?

— В сентябре прошлого года была создана комиссия, так называемая аналитическая группа, которая должна определить путь информатизации института. В эту комиссию входит 4 человека: А. Батурин, замдекана ФФКЭ, О. Чуканова, замдекана ФУПМ, директор Центра защиты информации А. Соколовский и я.

Главная задача — внедрение административной системы вуза. В настоящий момент есть 2 подсистемы, которые в будущем могут быть интегрированы:

— серверный софт и клиентские места в бухгалтерии;
— система управления сайтами Физтех-портала.

Необходимо ввести информационную систему в цепочке «личное дело студента — деканат — учебный отдел — кафедра». Это автоматизирует внесение оценок в личные дела и даст оперативный доступ к информации о студенте при принятии решения о его дальнейшей «карьере». Система будет автоматически собирать статистику, не делая случайных ошибок, свойственных людям. Сейчас бывают казусы, когда на заседаниях различного уровня оглашаются неточные данные, причем в критичных случаях, например, по количеству отчисленных.

Потом аналогичная система будет внедрена в отделе кадров. После этого можно делать стыковку, скажем, отдела кадров и учебного отдела с бухгалтерской системой и автоматизировать начисление стипендий и зарплат в соответствии с педагогической нагрузкой и успеваемостью.

Сейчас аналитическая группа описывает бизнес-процессы в институте, формализует их, отслеживает пути движения документов и операции, выполняемые с ними сотрудниками. Далее возможны два пути: смотреть имеющееся на рынке программное обеспечение, которое можно адаптировать, или создавать свою систему. Решение будет принято, исходя из экономической целесообразности.

— Как «заставить» людей использовать ИТ в работе? Какой бы хорошей ни была купленная или созданная система, пользы не будет, если люди не начнут ею пользоваться. Ведь даже имеющиеся на сегодня ресурсы используются не в полной мере, это видно на примере системы сайтов Физтеха: при равных технических возможностях состояние веб-страниц разное.

— Попытка внедрения автоматизированных систем уже была, но она оказалась неудачной, особенно на уровне деканатов. Здесь очень важна политическая воля ректората. Технически делается очень простая вещь: информационная система при распечатке документа ставит на нем уникальный идентификационный номер (ID), к подписанию будут приниматься только документы с таким номером. Если ректорат выдержит натиск людей, несущих на подпись незарегистрированные таким образом документы, и сможет им отказывать, то все заработает само собой. Возникнет социально-психологический фактор на уровне замдеканов и секретарей — к ним будут приходить студенты и возмущаться, что им не назначили стипендию или не закрыли сессию, потому что какие-то бумаги не подписаны.

— А если будут ставить произвольные номера в обычном текстовом редакторе?

— Да, тут ректорату придется и самому в полной мере включаться в использование системы и проверять существование и соответствие номеров. Нужно построить такую систему, при которой не будет возможности выполнить свои обязанности без ее использования. Если захотим — внедрим!

Интервью взял А. Алябьев

Выпуск №20(1682)-16.06.04.