Если бы завтра, 7 ноября, наступало лет 15 назад, то мы бы почти все дружно с утра шагали по Первомайской с лозунгами о торжестве уже построенного в СССР развитого социализма, при котором все должны быть счастливы. Но сказка не стала былью. И время новой сказки пока не настало…

«За науку» благодарна Низами Абдулгамидову — выпускнику МФТИ 1986 года, старшему преподавателю кафедры радиотехники МФТИ, Председателю правления Моспромбанка — за предоставленный (и подготовленный к печати) материал, главный в этом номере. Статья, с одной стороны, возвращает нас к истории, с другой, может быть, ведет в будущее, ведь ее автор — Эйнштейн!

Мы также благодарны нашему читателю — Владимиру Пряхину, доктору политологических наук, за отклик. Его мнение отнюдь не бесспорно. Надеемся, что обсуждаемая тема вас затронет, и разговор будет продолжен. Ведь Физтех — не только «инъяз с физическим уклоном», здесь всегда била ключом и философская мысль.

С праздником Примирения и согласия, дорогие товарищи и господа!

-------------------------------

ПОЧЕМУ ЭЙНШТЕЙН?

Небольшое эссе Альберта Эйнштейна «Почему социализм?» было написано им по просьбе Пола Суизи (известного американского политэконома, автора теории монополистического капитализма) для первого номера журнала «Ежемесячное обозрение» (Monthly Review, май 1949), до сих пор выходящего в свет в США.

В те годы Эйнштейн становится одной из центральных общественных фигур в борьбе с реакцией на Западе, как борец против нарушения гражданских прав в США и организатор международного движения за мир. Для того чтобы лучше оценить его роль приведем одно сравнение. В том же 1949 году Бертран Расселл, который в сознании современного российского интеллигента-либерала обычно ассоциируется не только с борьбой за мир, но и с «общечеловеческими ценностями» европейской цивилизации, публично требовал от США сжечь СССР в атомном огне, чтобы предотвратить создание советского ядерного оружия.

Но статья Эйнштейна представляет не только исторический интерес как документ, отражающий взгляды на общество одного из величайших научных гениев человечества. Она остается актуальной, поскольку те условия человеческого существования, тот кризис общества и личности, о которых пишет Эйнштейн, остаются неизменными на Западе полвека спустя и они имеют место уже в условиях современной России.

Знаменательно, что именно из уст великого ученого звучит вывод о том, что наука неспособна создавать цели. Вывод, убийственный как для «попов марксистского прихода», привыкших оболванивать других заклинаниями типа «Идеи правят миром», так и для противников марксизма, сваливающих вину за все мерзости нашей эмпирии на теорию научного социализма. Эйнштейн пытается снять мистический ореол с наук, изучающих законы развития общества.

Чрезвычайно ценны для людей, ищущих ответ на вопрос, о том, что произошло с нашей страной, размышления Эйнштейна о том, что плановая экономика это еще не социализм, что для его построения необходимо преодоление закрепощения личности, порожденного всевластием бюрократии.

Мысли великого ученого об обществе, изложенные в эссе, будут интересны, в частности, современным физикам и открывают этого великого человека для нас с неожиданной стороны. Масштаб личности Эйнштейна, думаю, заставит многих читателей переосмыслить свои взгляды на нашу историю и на наш сегодняшний день. По крайней мере, стоит задуматься над тем, почему такой величайший ум придерживался социалистических взглядов.

Н. Абдулгамидов

Выпуск №33(1656)-06.11.03.