или Как соединить «точки» приема на военную кафедру
и призыва ее выпускников

Первая информация о призыве радости не вызвала — 100 человек (против 61 в 2002 году), причем основная часть приходилась на три факультета (ФРТК, ФОПФ, ФПМЭ), покрывая почти весь состав студентов этих факультетов, прошедших обучение на ФВО. Затем пришла разнарядка еще на 75 человек — на оставшиеся (кроме ФАЛТ) факультеты, которые в сумме насчитывали 107 молодых офицеров. Таким образом, перспектива выполнить свою часть обязательств по контракту, открылась почти перед подавляющим большинством выпускников ФВО.

Похожая картина с призывом сложилась не только в МФТИ, но и в других вузах, в т.ч. в МГУ, который всегда находился на особом положении во всех отношениях.

Ситуация напряженная не только для выпускников, но и для института — при таком плане призыва поредеет аспирантура, уменьшится и без того малый приток молодых кадров.

Встают два основных вопроса: что делать (и выпускникам, и институту) в этом году и как будет развиваться ситуация с военным обучением в вузах дальше? Свое мнение высказывает начальник ФВО МФТИ Игорь Борисович Прусаков, предварительно ответив на некоторые насущные вопросы по призыву.

— Кто из контрактников в нынешней ситуации имеет право на отсрочку (поступающие в аспирантуру, имеющие детей, работающий в госучереждениях из Перечня, др.)?

— Отсрочка от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации на 24 месяца на офицерские должности непосредственно по окончании МФТИ, предоставляется выпускникам института решением призывной комиссии военного комиссариата г. Долгопрудного. Аналогичный призыв выпускников вузов осуществляют: военный комиссариат Первомайского района г. Москвы — непосредственно по окончании МВТУ им. Баумана; военный комиссариат Ленинградского района г. Москвы — непосредственно по окончании Авиационного института и т. д. Другими словами, призыв выпускников вузов, непосредственно по окончании института, осуществляется «территориальным» военным комиссариатом. Право на отсрочку, в том числе, имеют: аспиранты, а также поступившие непосредственно по окончании вуза на полный рабочий день в государственные учреждения, внесенные в Перечень. Для реализации своих прав необходимо получить повестку в деканате (повестки поступят в деканаты в конце этой недели — начале следующей) и заявить о своих правах. Можно прийти в военный комиссариат г. Долгопрудного и без повестки, но заявить о своих правах необходимо лично и официально (предоставив справку из аспирантуры или государственного учреждения, объявленного в известном Перечне, в которое вы поступили работать на полный рабочий день непосредственно после окончания вуза).

— В каком военкомате «призываться» (решать вопросы призыва)? Многие выпускники имеют зюзинскую регистрацию.

— Зюзинская регистрация — это регистрация по 2-му отделению военного комиссариата, призванного вести учет военнообязанных. 2-е отделения военных комиссариатов занимаются призывом выпускников вузов, из числа не прошедших военную кафедру. Призыв офицеров осуществляет 3-е отделение. Далее по тексту ответа на 1 вопрос.

— Куда отправляют служить, каково довольствие? Где это можно узнать?

В списках, которые переданы деканам отмечено, куда планируется призыв. Узнать подробности можно в военном комиссариате г. Долгопрудного (у начальника 3-го отделения Сергея Михайловича Королёва) и у меня. Отвечаю всем, кто ко мне обращается.

От себя добавлю информацию о том, что в форуме ректората по вопросам призыва я поместил 20 мая Открытое письмо выпускникам Физтеха (http://fizteh.ru/fiztehforum/rector/m_9ti2.esp ).

***

Результат, который будет получен по итогам призыва выпускников вузов в 2003 году, мог быть иным, но некоторые, из числа смотрящих на эту проблему как «слева», так и «справа», увидят то, что хотели…

Возможны, как мне представляется, 3 основных и 3 дополнительных сценария развития событий.

1. Много шума из ничего. Выпускников Физтеха по этой схеме призывают с 1994 года. Ничего не изменилось (кроме цифр, которые меняются каждый год), а шума действительно много. Только в «Московском комсомольце» две публикации за 9 дней, последняя из которых 8 мая — интервью консультанта Союза комитетов солдатских матерей России Юлии Горячевой. В середине 90-х я уже имел возможность «сотрудничать» (пока, к сожалению, я вынужден это слово взять в кавычки) с представительницей и консультантом Союза комитетов солдатских матерей. Не будем уточнять персоналии. Она представляла интересы выпускника Физтеха в иске к военному комиссару г. Долгопрудого и оставила в моей душе теплые чувства, как человек открытый и искренний. И я попенял тогда с улыбкой, но без тени сарказма, что у нас нет Комитета офицерских матерей. Суд, на котором я был в качестве свидетеля, выиграло Министерство обороны.

2. Изменятся правовые основы призыва, или, что наиболее вероятно, будут внесены организационные коррективы в механизм его проведения. Такие, по сути, организационные изменения, уже были в июне 1995 года, январе 1996 года и были объявлены соответствующими Указами Президента, а также многочисленными поправками и редакциями Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» в период с 1993 года по настоящее время. Так, например, последняя редакция названного Закона разделяет отсрочки по призыву на срочную службу и призыву на 24 месяца офицером, чего не было в первой редакции.

3. Студенты уйдут с военных кафедр. К этому есть серьезные предпосылки, так как между двумя контрольными точками (прием студентов на военную кафедру и призыв выпускников вузов в Вооруженные Силы после ее окончания) появилась прямая и достаточно жесткая связь. Призыв выпускников перестает быть частным вопросом и число призываемых становится весьма ощутимым от числа прошедших военное обучение по программам подготовки офицеров запаса. Прием студентов на военную кафедру перестал быть формальным зачислением всех желающих, а сама военная кафедра — «бонусом» для поступивших в вуз. Только с начала этого учебного года ФВО Физтеха покинули (отчислены, как прекратившие обучение, или ушли, написав рапорт) около 150 студентов 4 и 5 курсов! Ушли не все. Оставшиеся студенты вселяют в меня надежду на осознание общественностью и высоким военным начальством тех сложившихся сегодня обстоятельств, которые исключают саму возможность рассмотрения военных кафедр гражданских вузов в качестве «бонуса» вообще кем — либо.

Дополнительный первый.

Военные кафедры существенно сократят. Призывную ответственность в мирное время возложат только, или в значительной степени, на военные вузы (центры подготовки). В свое время Павел Грачёв, будучи министром обороны России, предлагал (интервью было опубликовано в «Красной Звезде») оставить военные кафедры в 13 элитных вузах страны, сократив остальные за ненадобностью. Сегодня этот сценарий можно реализовать только при условии восстановления значительной части сокращенных военных учебных заведений, или многократного увеличения емкости оставшихся.

Дополнительный второй, и моя, еще не умершая, надежда.

В далеком 1990 году досточтимая газета «За науку» интервьюировала меня после назначения начальником военной кафедры (факультет военного обучения в Физтехе был образован спустя 7 лет). Интервью было опубликовано под заголовком «Как Вы считаете, товарищ подполковник?». На вопрос о перспективах развития военных кафедр было предложено создать «...двухъярусную систему военного обучения студентов». В конце 80-х — начале 90-х годов перспективы многоуровнего гражданского высшего образования были предметом дискуссий только среди специалистов. Что же касается двухъярусной системы военного обучения студентов, то и сейчас это предложение, а также многочисленные вольные и невольные его клоны, как высказанные, так и опубликованные в последующем, воспринимаются неоднозначно. В моем понимании на «первом ярусе» обучаются все желающие военнообязанные граждане данного вуза. Если в вузе нет такого вида обучения, то его можно пройти на платной основе в другом гражданском (военном) вузе, или учебном центре. Не прошедшие первого яруса обучения не могут быть, например, избранны в состав депутатского корпуса любого уровня и занимать руководящие посты в государственных организация и учреждениях, а также могут быть конституционно ограничены в иных правах. Программа подготовки включает дисциплины: общественно-государственную; общевоенную; мобилизационную; ОБЖ и, возможно, другие виды дисциплин. Первый ярус призван обеспечивать мобилизационную готовность государства и быть основой любых динамических преобразований, отвечающих интересам военной безопасности Отечества. Подготовку курируют штабы военных округов. Выпускники первого яруса могут быть востребованы, например, МЧС, а также служить региональным интересам силовых структур на добровольной основе. К прошедшим первый ярус подготовки следует, безусловно, относить прошедших срочную службу, казаков России, а также выпускников Суворовских и Нахимовских училищ.

Прошедшие первый ярус подготовки могут перейти на второй ярус: в данном вузе; после окончания вуза и в том же вузе; обучаться на втором ярусе в другом вузе, учебном центре, или при военном вузе. Возможно иное, однако, главное — контрактная форма обучения на втором ярусе с обязательным прохождением службы по завершению подготовки! Подготовка на втором ярусе осуществляется в интересах конкретного вида (рода) Вооруженных Сил. Подготовку курируют виды (рода) Вооруженных Сил, а также Главное управление кадров МО РФ. Очевидно, что названная система такой подготовки и такого призыва зиждется на стимулирующей системе, включающей финансовую, но не единственную, составляющую. Но я уже отмечал ранее, что период «бонусов» закончился не только для студентов. Однако налогоплательщикам России от этой финансовой нагрузки тяжелее не станет. Скорее наоборот, так как сегодня в бюджет закладывают, по меньшей мере, пятнадцатипроцентную надбавку к студенческой стипендии за военное обучение. А ведь платить надо только тем, кто обучается на втором ярусе. И ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы поддерживать его контрактный принцип комплектования, а также добровольный и цивилизованный, в последующем, принцип призыва в Вооруженные Силы его выпускников.

Дополнительный третий.

Одна точка есть, другая точка есть, а между ними уже и нет ничего… Может быть реализован с равной вероятностью в любой день и час. Не по злой чьей-то воле, а под гнетом сложившихся обстоятельств и нерешенных проблем самих военных кафедр.

P. S. 1. Сегодня активно рассматривается вопрос о передаче финансирования военных кафедр от Министерства образования Министерству обороны. Когда это произойдет, тогда 3 дополнительных сценария станут 3 основными, причем, чем дольше будут выбирать между первым и вторым, тем вероятней развитие событий по третьему.

Так как же будем соединять «точки» приема на военную кафедру и призыва в Вооруженные Силы ее выпускников?

Без решения этого вопроса, как мне представляется, профессиональную армию не построить. А строить обязательно надо. Или военные кафедры в вузах следует закрывать, в том числе и в 13 элитных.

2. Уже после написания статьи я обнаружил в «Красной Звезде» от 7 мая с.г. Извещение о проведении открытого конкурса на размещение заказа на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка концепции, технического задания и проекта федерального закона о заключении студентами государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования контрактов на обучение на военных кафедрах (военных факультетах) с последующим обязательным прохождением военной службы в течение 5 лет. Проведение мониторинга по данному вопросу со студентами… Московской области, г. Москвы».

И. Б. Прусаков, начальник факультета военного обучения

Выпуск №20(1643)-23.05.03.