Иногда мне кажется, что души все-таки нет, а человек — это такое странное разумное существо. Странное потому, что, кроме разума, в нем уживается еще и бесчисленное количество инстинктов. С одной стороны обычно знаешь, что тебе надо, а с другой часто хочется чего-то совсем иного... Силы воли и разума расходуются очень быстро.

Когда мы поступали на Физтех, мы хотели учиться. Мы не знали в действительности, зачем оно нам, но знали, что именно это «правильно». И так было довольно долго. Вначале все учили всё, сидели над книгами до пол-одиннадцатого вечера, вставали в семь утра, чтобы сходить еще до первой пары в бассейн поплавать... Но через пару семестров начало приходить понимание того, что не все так ладно в Датском Королевстве.

Во-первых, закон, казавшийся нерушимым со школы, — «оценка примерно определяет уровень знаний», оказался неверен. Проявились прилежные студенты, которым ни за что поставили «три» в отличную зачетку (за абсолютно никому не понятную и нелогичную систему проставления оценок мы даже называли одного семинариста «Иван Иванович — человек и randomize») и разгильдяи, хвастающиеся «халявными» пятерками. И так было каждую сессию. Десятки случаев обоих родов. Особенно задевало, когда человек с заведомо меньшими знаниями систематически получал больший балл, благодаря умению крутиться и втирать очки преподавателям (именно в этом главная ценность preps.ru — преподавателю с более низким уровнем требований легче спихнуть что бы то ни было). И это понемногу разрушило нашу веру в необходимость и возможность учиться «на пять».

Во-вторых, оказалось, что можно не учиться. Оказалось, что есть люди, систематически не делающие совсем ничего (в смысле учебы, конечно), не посещающие никаких занятий и тем не менее не вылетающие из института. Что интересно, они тоже периодически с удивлением обнаруживали в зачетках «хоры» и «отлы», свалившиеся на халяву.

Как-то вдруг оказалось, что внешних стимулов учиться нет. Ни кнута, ни пряника. Чтобы получить «пять», надо было не выучить все, а просто оказаться в нужное время в нужном месте. А уж чтобы вылететь, надо было и в правду напрячься. Семинаристы на контрольных «выходили покурить», экзаменаторы признавались в личной беседе, что боятся спрашивать хоть чуть вглубь материала — а вдруг «отличник» не знает элементарных вещей? Знакомые спокойно сдавали долги с прошлого семестра по паре месяцев, договаривались с молодыми преподавателями о зачете за пиво...

Начальный энтузиазм к учебе прошел, внешних стимулов учиться не было, а внутренних хватило... у кого как. Но в среднем тяга к учебе иссякала на глазах. Зачем? Всерьез заниматься наукой никто не собирался. Точнее, если кто так говорил, то его тут же ехидно спрашивали: «Где? У нас?». Поэтому признаваться в подобных намерениях быстро перестали. Некоторых еще волновали оценки в дипломе. Некоторых, у кого он был уже подпорчен каким-нибудь преподавателем, любящим, чтобы готовились именно по его книжке — уже нет.

Как бы то ни было, с течением времени в зачетках явственно наметилась отрицательная производная. Она же наметилась и в усилиях, прилагаемых к учебе: на экзамен стали нести не шпаргалки, а учебники, «бомбы» начали не списывать, а ксерить, стали прорываться на устных экзаменах к добрым преподавателям. Видели ли вы когда-нибудь картину: через полчаса после начала экзамена «заранее подготовившиеся» студенты начинают группами подходить брать зачетки с тем, чтобы воспользоваться своим правом на выбор преподавателя. Они, конечно, ничего не знают и просто достали тихо из сумки заранее списанный билет, но преподаватель с близкими к нулю требованиями на «хор» или хотя бы на «уд» — их единственный шанс. Буде кто хочет узнать, как действительно знают студенты, — пусть смотрит в любую из «черных» ведомостей за экзамен.

И вот теперь мы почти не учимся и знаем лишь немногие избранные предметы. Более трех четвертей не решают сами ни одной задачи ни в одном задании. Зачем решать задачи или разбираться в них, если иногда достаточно просто показать тетрадку и «воспроизвести без задания» (читай с оригинала задания под партой) пару задач.

Обиднее всего не за себя, а за людей, которых немало вокруг, которые хоть и не Эйнштейны, но которых не подтолкнули к раскрытию заложенного в них потенциала, а они могли бы уже сейчас добиться много большего, чем n-дцатое место в общеинститутском чемпионате по Counter-Strike...

Ross Guild, ФМБФ, 4 курс

Выпуск №12(1635)-21.03.03.