Радиотехнический корпус был построен на средства, полученные в качестве премии за выполненную под руководством Е. И. Манаева правительственную НИР

Профессор Николай Николаевич КУДРЯВЦЕВ, ректор МФТИ

Созданная Евгением Ивановичем Манаевым кафедра радиотехники — старейшая в институте. Ее присутствие в учебном процессе является одним из стержней, на которых покоится вся система фундаментального образования Физтеха.

Радиотехника и электроника приобретают все большее значение в современной жизни. Поэтому каждый выпускник МФТИ должен владеть принципами радиоэлектроники независимо от того, является он теоретиком, экспериментатором, программистом или специалистом по аппаратным средствам. Это крайне важно.

В наше трудное время я хотел бы отметить, что кафедра на редкость четко и очень эффективно проводит реструктуризацию учебных циклов и переоснащение лабораторий современной техникой.

Все это оказывается возможным благодаря замечательному коллективу преподавателей и сотрудников кафедры радиотехники МФТИ, которые являются большими патриотами нашего института и столь преданно и самоотверженно трудятся во славу Физтеха.

Сердечно поздравляю коллектив кафедры с полувековым юбилеем! Всем — успехов и счастья, и так держать!

Академик Николай Александрович КУЗНЕЦОВ, директор ИППИ РАН, член Координационного Совета МФТИ, научный руководитель факультета радиотехники и кибернетики, заведующий кафедрой «Телекоммуникационные сети и системы», выпускник ФРТК 1962 года

Знания в области радиотехники и электроники, приобретаемые студентами на кафедре радиотехники МФТИ, и суровые испытания, через которые они проходят, выполняя на кафедре лабораторные работы и сдавая экзамены, вот уже полвека способствуют тому, чтобы Физтех оставался кузницей лучших научных кадров для нашей страны.

От всей души поздравляю коллектив кафедры радиотехники с юбилеем, желаю дальнейших успехов, а также стойкости и мужества в преодолении трудностей, возникающих на благородном пути формирования новой, молодой ученой поросли.

Академик Александр Степанович БУГАЕВ, заведующий кафедрой твердотельной электроники и радиофизики

Свое радиотехническое образование я получил в физматшколе-интернате и на кафедре радиотехники МФТИ, и оно внесло очень существенный вклад в мое становление как физика.

Преподавание на кафедре радиотехники характеризуется фундаментальностью и высокой требовательностью, которые сочетаются с доброжелательностью и готовностью всегда помочь студенту.

Современная физика и Computer Science базируются на радиотехнике. Без знания радиотехники, которую так хорошо преподносит нам кафедра-юбиляр, нельзя успешно и глубоко заниматься физикой.

Я знаю многих людей, которые с детства увлекались радиотехникой и в дальнейшем становились прекрасными физиками и компьютерщиками, и не знаю ни одного успешного радиотехника, который не смог бы достичь хороших результатов в эксперименте.

Профессор Анатолий Деомидович ГЛАДУН, заведующий кафедрой общей физики

На Физтехе плохо изучаются аппаратные средства Computer Science. Среди нынешних физтеховцев бытует презрение к аппаратным средствам, особенно это относится к студентам ФПМЭ. Они считают, что нет необходимости знать «начинку» машины, достаточно просто уметь хорошо программировать. Кафедра радиотехники должна заполнить эту нишу, давая студентам начальные сведения, необходимые для дальнейшей работы с компьютерными системами. Нужно, чтобы у студентов вырабатывался правильный подход к современным технологиям: не формальное умение работать с компьютером, а знание принципов построения этих систем. При этом нужна не виртуальная радиотехника, а реальная, с возможностью приобретения студентами в процессе учебы практических навыков. Но для этого необходима, конечно, хорошая материальная база.

Кафедра радиотехники производит на меня самое приятное впечатление. Ее преподаватели очень интеллигентны, а в коллективе сохранился изначальный ленинградский шарм. На мой взгляд, у кафедры радиотехники на Физтехе большое будущее.

Вилен Григорьевич ШИНКАРЕНКО, декан факультета радиотехники и кибернетики, выпускник ФРТК 1962 года

С курса радиотехники начинался радиотехнический факультет. А кафедра радиотехники стала первой и долгое время оставалась единственной факультетской кафедрой на Физтехе. Хотя за последние годы мы существенно обновили факультетский цикл, курс радиотехники, поставленный Евгением Ивановичем Манаевым, был и остается в фундаменте профессионального обучения на факультете.

Сегодня роль кафедры радиотехники, как институтской кафедры, значительно расширилась, и это симптоматично, поскольку методы радиоэлектроники теперь входят в основу физтеховского образования.

Успехов вам, мои учителя и коллеги!

Профессор Федор Федорович КАМЕНЕЦ, декан факультета общей и прикладной физики

Правда ли, что именно мне принадлежит идея единого курса радиоэлектроники на ФОПФ? Правда, потому что до моего прихода здесь был полный разброд и шатание. Все группы проходили радиоэлектронику по-разному. Тогда как это была единственная в МФТИ лаборатория, которая давала практические навыки. Эти навыки студент приобретал, собирая с нуля свою установку и определяя ее характеристики, по которым можно было бы судить, удачно выполнено задание или нет. Надеюсь, что кафедра придерживается того же принципа и сейчас, и это хорошо.

Все студенты ФОПФ физики, все до единого. А главное, при измерении любых физических величин и постановке любого эксперимента электроника и радиотехника в широком смысле являются определяющими. В ЦЕРНе один из членов правления сказал: нам надо 100 физиков и 5000 электронщиков, потому что обработка происходит только электронными методами.

Правда ли, что нынче условия изменились, и радиоэлектроника теперь не всем необходима? Правда, потому что мы значительно расширили спектр подготовки специалистов. У нас появились экономисты, чистые математики, чистые физики-теоретики. Им бы, конечно, не помешало изучение этого предмета. В то же время мы считаем, что им необходимо достаточно быстро достичь успеха в своем профессиональном ремесле и его нужно осваивать, начиная с 3-го курса, а учебный план 3-го курса очень перегружен. Но пока это единицы студентов.

На мой взгляд, студентов физиков следует учить современной электронике, которая используется в фундаментальных физических экспериментах: на ускорителях, на телескопах, при измерении температур 9-10 К, при изучении строения вещества, биологических экспериментах, в генной инженерии. Это не дешевое обучение, оно будет стоить приличные деньги, но несовременное обучение нам вообще не нужно, и мы должны будем заменить его чем-то другим. Во-вторых, студент должен идти на занятия с охотой и с желанием, как на английский язык. Если такого желания нет, то и учить бессмысленно.

Компьютерный генератор сигналов произвольной формы

Могу добавить, что уже в начале своего пути кафедра радиотехники была ведущей кафедрой МФТИ и определяла реперные точки обучения в системе Физтеха. Это — требовательное отношение к качеству обучения, достаточно доброжелательное отношение к студентам, высокопрофессиональный состав преподавателей и современные методы обучения. Я искренне поздравляю кафедру с круглой датой. Она прошла испытание временем, хотя многие кафедры этого направления исчезли с горизонта. Желаю кафедре радиотехники здравствовать еще хотя бы лет 100-150!

Сергей Алексеевич ГОРДЮНИН, декан факультета проблем физики и энергетики

Я сужу о состоянии дел с преподаванием электроники на Физтехе по отзывам студентов, а они весьма лестные. Убежден, что на кафедре радиотехники их учат тому, чему необходимо обучать студентов-физиков. Там работают замечательные люди. Они делают свое дело с большим мастерством, хорошо и красиво. Было бы неправильно потерять этот уникальный опыт. Поэтому нужно помогать кафедре радиотехники решать задачи, возникающие в ее благородном деле.

Владимир Александрович ОВЧИНКИН, доцент кафедры общей физики

Я заканчивал ФРТК в 1975 г. и, естественно, проходил, как и все РТшники, кафедру радиотехники. Преподаватели кафедры тогда самым активным образом участвовали в общественной жизни факультета, а я был секретарем комитета ВЛКСМ ФРТК. Воспоминания о том времени самые теплые. Мы встречались не только в лабораториях и на лекциях, но и в обыденной жизни. Есть что вспомнить!

Сегодня я могу пожелать моим коллегам: так держать! Преподаватели кафедры радиотехники все эти годы жили в тяжелейших условиях постоянного обновления своего предмета. Элементная база меняется непрерывно. Достаточно сказать, что в 1971 году интегральные схемы еще только осваивались, и в курсе их не было. Желаю сотрудникам кафедры оставаться такими же грамотными и компетентными, какими они были все эти годы. Желаю здоровья и личного счастья!

А к студентам я мог бы обратиться со следующими словами: ни в коем случае и ни под каким предлогом нельзя пропускать лабораторные занятия. К этим занятиям надо тщательно готовиться. Никакая особая интуиция не поможет — надо работать. Но самое главное, что труды ваши не будут напрасны. Электронщик-профессионал дорогого стоит. А наша кафедра радиотехники умеет их воспитывать.

Александра БОЛТАСЁВА, выпускница ФОПФ 2000 года

Радиолабы... Когда мы были на первом курсе, название этой дисциплины, как, впрочем, продолжительность и позднее время занятий, повергало нас в священный ужас. К третьему курсу появилась смутная надежда, что это, все-таки, каким-то образом преодолимо, и мы отважно вошли в радиокорпус на первое занятие.

Наверное, во мне сказались инженерные гены или детские воспоминания о походах на работу к отцу, в мир осциллографов, катушек, разноцветных резисторов и ламп, заполнявших весь рабочий кабинет, от пола до потолка, оставляя на стене лишь небольшое пространство для портрета Ленина. Или просто атмосфера на кафедре была дружелюбной, а приборы — совсем не страшными, а очень даже знакомыми, так что вместо ожидаемой зубодробительной теории и невыполнимых заданий, нас ждали вполне понятные лекции и интересные лабораторные работы. Наконец-то, транзистор, так часто встречавшийся в научных книгах и разговорах, получил человеческое описание вместо определения «это такой хитроумный прибор» из школьного учебника физики.

Научный семинар: проф. Э. М. Габидулин представляет докладчика — аспиранта 1-го года Александра Кшевецкого

Несмотря на кажущуюся дистанцию между радиолабами и будущей научной работой, курс радиоэлектроники очень полезен, даже если собираешься всю жизнь посвятить теории элементарных частиц — хотя бы для того, чтобы знать и понимать свое главное «орудие труда» — компьютер; не говоря о повседневной жизни с ее вездесущей технологией и техникой. В любой лаборатории, будь то лаборатория ижекционных лазеров, где я писала диплом, или поверхностных плазмон-поляритонов, где работаю сейчас, знания радиоэлектроники и паяльник просто необходимы. Хотя, мне тоже раньше казалось, что, занимаясь оптикой, в будущем пригодятся лишь теория дифракции и формула линзы. Каково же было мое удивление, когда моей первой лекцией в аспирантуре оказался курс микроэлектроники с МОП-транзисторами и интегральными схемами! Ведь вся суперсовременная нанотехнология берет начало с техники изготовления кремниевых приборов.

Созерцая схему одноэлектронного транзистора в научном журнале или слыша дискуссии о перспективах КМОП-технологии, всегда с благодарностью вспоминаю наши радиолабы и нашего преподавателя, понимая, что обучение на кафедре обеспечило нам хорошую базу, без которой было бы трудно стать полноценным участником стремительно развивающейся области высоких технологий.

Василий ПЕСТУН, студент 6-го курса ФОПФ, Институт теоретической и экспериментальной физики

Обучение на кафедре радиотехники дало возможность пошевелить мозгами над новыми для меня задачами. Сама система обучения на кафедре учит думать. Я на 90% уверен, что курс радиоэлектроники на Физтехе необходим. Во всяком случае, всем физтехам обязательно нужно появиться на первом занятии, которое должно быть проведено так, чтобы им стало уже самим интересно придти на второе занятие и т.д. Мне особенно запомнились дискретные (цифровые) фильтры.

Даже если не собираешься заниматься в будущем именно радиоэлектроникой, ее стоит изучать: тренирует способности решать практические задачи, развивает навыки соображать самостоятельно. В целом, похоже, что радиолабы — это один из немногих курсов на Физтехе, где студентов еще заставляют хоть как-то думать. Я от многих слышал, что к сдаче задания по радиолабам они готовились дольше, чем к некоторым экзаменам.

Старший преподаватель кафедры радиотехники Низами Абдулгамидович Абдулгамидов

Правда, у многих студентов возникает отрицательное отношение к курсу. Но это может происходить по двум причинам: (1) человек просто ничего не хочет делать, и это касается не только курса радиоэлектроники, он не хочет учиться и поэтому не умеет, у него не получается; (2) напротив, задачи курса кажутся человеку, примитивными, техническими и не интересными, а транзистор — изобретением каменного века, и он может не хотеть заниматься этими задачами, считая, что лучше потратить время, например, на теоретическую физику.

Что делать в первом случае, — не знаю: это общечеловеческая проблема, или, в более узком смысле, проблема приема на Физтех. Пока что кафедра радиотехники борется с этим как обычно — строгой дисциплиной.

Со вторым вариантом несколько проще, но требуется больше усилий от преподавателя. Нужно зацепить человека, составив такие задачи и преподнеся их в такой форме, чтобы их действительно было трудно решить, когда сложность определяется индивидуально и не по объему, а именно с ориентацией на какие-то нетривиальные идеи. Подробные инструкции в методичках, где написано по пунктам, как, что и сколько раз измерить, убивают интерес. Такие указания стоит приводить скорее как ответы в задачнике. А сама задача должна быть просто четко и ясно сформулирована: дано то-то и то-то (компоненты, приборы), измерить с такой-то точностью или собрать схему с параметрами не хуже таких-то. Возможно также указание на использование той теории, которая только что была прочитана.

Выпуск №10(1633)-11(1634)