Борис Сергеевич Алешин

Председатель Госстандарта РФ, член Координационного совета МФТИ

Уважаемые коллеги, ученые! От имени Председателя Правительства хочу вас поздравить с Днем науки.

Хотел бы рассказать вам о том, что правительство планирует в области преобразования науки и как это сообразуется с реальной жизнью. Здесь правильно было сказано, что День науки не отмечают, как 8 марта, но, наверное, нам с вами не это нужно. Нам нужно, чтобы правительство вело планомерную спокойную работу и чтобы была видна постоянная динамика улучшения ситуации.

Как может сегодня наука выглядеть в глазах молодого человека? Итак, молодой человек знает, что такое материальная ценность и понимает, какая плата за эту материальную ценность, за продукт. До сих пор научный результат не оформлен как продукт, который оценивается точно так же, как и материальный. Продукция интеллектуального труда не оформляется как интеллектуальная собственность, не вводится в оборот ни государством, ни корпорациями. Правительство очень много попыток делало организовать учет интеллектуальной продукции, провести, инвентаризацию стимулировать предприятия, но пока удачи на этом направлении нет. Идеологически это первейшая вещь.

Прежние связи абсолютно были разрушены за последнее время. Если мы вспомним, как формировался НИР по какой-нибудь оборонной теме, то четко прослеживались взаимоотношения такого характера: на стадии НИР головным был прикладной институт, который увязывал кооперацию с институтами Академии наук и кафедрами вузов. И на стадии НИР наука не только подпитывалась исключительно активно, она еще и стояла во главе концепции любой системы. К сожалению, до сих пор не выровнена эта ситуация. На стадии НИР головную роль играют институты Министерства обороны, что в корне не верно. Они просто не могут провязать эту кооперацию и дальше сопровождать систему. Я не предполагаю здесь с этой трибуны заниматься самобичеванием правительства, просто хотел сказать о том, что правительство в принципе видит некоторые задачи, но не может до конца определить пока подходы к их решению. Задачи интеллектуальной собственности — это проблема, которая характерна для всего мира, никто ее до сих пор благополучно не решил, но почему она остра для нас? Здесь моими коллегами велась речь о том, что очень большая утечка наших специалистов в разные отрасли, не имеющие отношения к технике, большая утечка и за рубеж. За истекшие два года Германия приобрела 36 тысяч специалистов из бывшего СССР, и это не писатели и художники, это люди, работающие в области техники.

...Я бы хотел перейти к вопросу: а каким же должен быть выпускник Физтеха? Ясно, что он не будет работать исключительно в России, он будет работать на мировом рынке, совершенно понятно, что он будет работать в разных отраслях. Ясно совершенно, что он должен быть высокообразованным. На мой взгляд, это основное, и Виктор Викторович Ивантер (см. «ЗН» № 5) сказал важнейшую вещь — продукт первичен, и технический уровень продукта, уровень его конкурентоспособности определяется тем, какой закладывается потенциал в эту работу или в этот продукт. Выпускник, безусловно, должен знать и некоторые основы юридические — как защитить свой продукт, как составить лицензионное соглашение, по которому он его передает, и многие другие аспекты. Мне кажется, что акцент должен быть в первую очередь на естественном образовании, на тех традиционных науках, которые преподаются на Физтехе, но тот минимум, который необходим выпускнику Физтеха для того, чтобы он мог адаптироваться к современной жизни, конечно, очень важно давать. Проработав и в промышленности, и в бизнесе, и сейчас в правительстве, я могу сказать — физтехи везде есть, и везде на очень хорошем счету, и везде преуспевающие. Конечно, по-разному у всех складывается жизнь, но могу сказать, что именно за счет того, что была фундаментальная базовая подготовка в области естественных наук, у этих людей есть нацеленность на результат, а это самое главное. Результативность — это самое главное, чего не хватает нашему государству сегодня.

Я с большим интересом выслушал доклад ректора, и мне показалось, что это очень сбалансированный, умный доклад, который охватывает все аспекты. Этот баланс, если его удастся держать в институте, мне кажется, может привести к хорошим результатам. Я хочу ему пожелать удачи в этом, и надеюсь, что по всем вопросам, которые у него возникают, Николай Николаевич сможет располагать мной. Спасибо за внимание.

Александр Александрович Серебров

Летчик-космонавт, член Координационного совета МФТИ

Чтобы шли студенты в головные вузы, которые всегда «поглощали» много молодежи, надо что-то здорово поменять. А нам сейчас надо во всей стране менять энергетику. Мы с вами папуасы — в Заполярье организовываем центральное отопление! Нигде в мире так не делают. Жечь нефть — это преступление. Сейчас мы сидим в закрытом зале при искусственном освещении, и до нас доходит 37 % от солнечной постоянной — это КПД генератора электроэнергии, а 63 % уходит в тепло. Надо строить атомные и солнечные электростанции на орбите и передавать энергию на Землю, тогда тепловые потери будут 3 %. Мы к этому готовы: у нас уже и атомные реакторы летали и передавали энергию на Землю, мы уже с заглубленными подводными лодками в зеленом лазере разговаривали. Уже Коротеев подготовил десятикиловатную станцию, которую должны были на «Мир» запускать, но американцы не нашли шатла. Все это есть — надо просто это сделать, и тогда у крантика не Чубайс будет стоять, а будем стоять мы, физики. (Аплодисменты).

Вообще думать надо по-физтеховски. Я сейчас покажу вам телефон — если бы в его конструировании принимал участии Э. Трухан, то он был бы другим — расстояние от антенны до мозга было бы в 3 раза больше, то есть на порядок меньше воздействие излучения.

Надо всех физтехов учить патентовать. Американцы корабль на Марс запустили по нашей технологии, международную космическую станцию запускают по нашей технологии, и даже автомат Калашникова мы запатентовали только через 50 лет после изобретения. Учите студентов патентовать! Мы столько на этом теряем, до слез обидно.

Я хотел бы дополнить доклад ректора. Почему так прошли выборы? Потому что всем, от студента до любого чиновника министерства было ясно, что здесь работает четкая команда. Выборы проходили в жестких по времени условиях — если бы у кого-то были сомнения в наличии команды, они бы не прошли. Поэтому хотел бы выразить ректорату благодарность за дружную работу.

Выпуск №7(1630)-28.02.03.