Мы предлагаем на всеобщее обсуждение проект Устава студенческой организации МФТИ и призываем всех, кому не безразлично студенческое самоуправление, принять участие в обсуждении этого проекта. Позаниматься законотворческой работой  можно на форуме сайта Совета студентов или в 119 ГК в пятницу, 14 июня, в 19.00.

А. Иванов, председатель Совета студентов МФТИ, Е. Грабчак, председатель студсовета ФМБФ, С. Тухвебер, председатель студсовета ФПМЭ, В. Буцыченко, представитель ФФКЭ в Совете  студентов, и другие (полный список можно посмотреть на сайте Совета студентов ).

Проект можно прочитать здесь.

Активисты, работавшие над проектом устава (А. Иванов, Е. Грабчак, С. Тухвебер, В. Буцыченко), ответили на ряд вопросов, возникших при его прочтении в редакции «ЗН».

Зачем вводится понятие «студенческая организация» (формально идентичное Совету студентов, так как представляет организацию председатель СС)? Почему бы не ограничится Советом студентов, который представляет интересы студентов?

А. И.: По сути Совет студентов является органом без организма, что даже биологически довольно странно. А студсоветы сейчас разрознены и поэтому какие-то более серьезные мнения, чем, например, требование починить душ в конкретной общаге, выражать не могут. К тому же сумма их мнений никогда не будет равна мнению всех студентов. Нужно все это объединить. Совет студентов — это не какая-то отдельная самодостаточная структура, это всего лишь часть общей организации. Именно это мы хотели подчеркнуть.

В случае непринятия данного устава хотя бы одним факультетским студсоветом студенческая организация сразу теряет свой общеинститутский статус и превращается в «клуб по интересам». Реально ли добиться общего согласия?

С. Т.: Целью обновленной студенческая организации должно стать представление интересов наибольшего числа студентов. В нее органически войдут уже существующие студсоветы. Естественно, полного согласия всех заинтересованных сторон добиться непросто, и все же мы полагаем, что наше начинание найдет поддержку большинства здравомыслящих студентов, интересующихся общественной жизнью на Физтехе.

А. И.: Впрочем, если 1-2 студсовета не захотят взаимодействовать со студенческой организацией сейчас, они смогут это сделать в процессе ее работы, когда осознают ее значимость для себя. Самое главное, чтобы было представлено большинство факультетов.

В уставе ничего не сказано про минимально необходимое количество студентов, которые участвовали в выборах студсовета, чтобы последний был признан полномочным. Получается, что собрались несколько человека с факультета, выбрали сами себя и пришли в СС. Разве это представительно?

В. Б.: Этот вопрос нельзя рассматривать без учета специфики факультетов. Поэтому он будет регулироваться (а на некоторых факультетах уже успешно регулируется) уставами отдельных студсоветов.

Бывает так, что люди на местах (поселяющие, админы, профорги, etc) не очень справляются со своими делами, но полномочиями делиться не желают, даже от помощи отказываются по этой причине, несмотря на то, что есть люди более активные или более толковые. Студентам, как известно, до определенного момента все равно, кто занимается клубом или поселением, ну, нет клуба, и бог с ним, хотя при «смене власти» ситуация могла бы улучшиться, или вспоминают об этом, когда надо провести мероприятие, но делать что-то уже поздно. Какова здесь ваша позиция?

В. Б.: По моему глубокому убеждению, в такой ситуации нужно устраивать собрание факультета и переизбирать не справляющегося со своими обязанностями ответственного. Одна из наиболее полезных вещей, которые дает студенческая организация, по сравнению с существующим положением дел, — это то, что можно организовать разумный контроль «со стороны» (Совета студентов, других факультетов) за каждым из людей, от чьей деятельности зависят другие студенты.

Было много попыток создания студенческой организации. Почему студенты в основной массе их не воспринимают?

Е. Г.: Создать студенческую организацию — это просто, а вот сделать из нее реально работающий орган — гораздо сложнее. По-видимому, у студентов нет ощущения того, что есть действительно работающий орган студенческого самоуправления, и поэтому отношение к самоуправлению как к чему-то бесполезному и не приносящему пользу.

Считаете ли вы необходимым участие студентов в формировании учебного плана?

С. Т.: Это было бы вполне разумно. Сейчас, к сожалению, практически отсутствует обратная связь между студентами и составителями учебных планов. Студенческая организация могла бы заниматься выявлением курсов, которые следовало бы включить в учебный процесс — с одной стороны, и утративших свою значимость или неадекватно читаемых — с другой. При этом хочется подчеркнуть, что мы не ставим своей целью подменить функции учебной части: права быть услышанным администрацией и права на получение аргументированного ответа вполне достаточно.

Выпуск №20(1602)-07.06.02.