Заведующий базовой кафедрой «Газовой динамики, горения и теплообмена» ФАЛТ, директор Центрального института авиационного моторостроения, профессор Скибин Владимир Алексеевич:

…Выпускники нашей школы играли и играют большую роль в отечественном авиационном двигателестроении — это золотой наш фонд. К сожалению, сегодня мы потеряли темп, создать конкурентноспособный двигатель — это очень сложная задача. Недаром только пять-шесть стран имеют возможность создавать авиационные двигатели. Мы отстали практически на поколение, идти вслед — не догонишь; мы ставим задачу — «перескакнуть» поколение. Резервов не так уж много. Один из них — талант наших ученых. Мы призываем объединить усилия в серьезных научных направлениях. Да, нам надо развивать численные методы, считать турбулентность, генерацию шума. С другой стороны, наш институт имеет замечательный испытательный комплекс, около 800 МГВ мощности, около 150 различных установок и стендов — замечательное поле деятельности для талантливых людей, прежде всего аспирантов; мы им будем всячески помогать. Сегодня с помощью «середнячков» поставленные задачи не выполнить. Нам нужны только талантливые люди. Чтобы привлечь их сегодня — недостаточно решить проблему стипендий, руководства научной работой. Нужно молодым специалистам выделять жилье. Я по этому поводу говорил с Ю. М. Лужковым, он согласен с такой постановкой вопроса.

Заведующий базовой кафедрой «Физика живых систем», директор НИИ Трансплантологии искусственных органов, академик РАН и Академии медицинских наук России, профессор Шумаков Валерий Иванович:

…Хочу сказать о начинании, которое уже обретает очертания, — о создании специализации, где будут сосредоточены медицинские и биологические кафедры. Почему необходима новая специальность — биоинженер? Современная медицина уже отошла от порошков и скальпелей, сегодня внедряются высокие технологии. Возникает проблема взаимопонимания заказчиков техники (врачей) и ее создателей (инженеров). Наша кафедра таких специалистов готовит. Но назревает следующий шаг: поскольку медицинские знания выпускников имеют недостаточный объем, есть идея давать людям полноценное врачебное образование, чтобы они могли не просто заниматься сложной медицинской техникой, но и выступать в качестве практикующих врачей. Думаю, что такая идея даст очень хорошие плоды.

Н. Н. Кудрявцев, ректор МФТИ: Кафедра, которую возглавляет Валерий Иванович, — это прорыв Физтеха в новые области знаний. А Валерий Иванович был недавно удостоен высочайшей государственной награды — ордена Андрея Первозванного. Поздравляем!

И. Н. Грознов, декан ФМБФ: Недавно Валерий Иванович сделал 100-ю пересадку сердца в России. С этим рекордом тоже хочется его поздравить!

Заведующий базовой кафедрой «Лазерная физика» ФПФЭ директор института общей физики РАН, член-корреспондент РАН Щербаков Иван Александрович:

...Принимал выпускные экзамены по специальности. Несколько раз задавал один вопрос: в чем состоит отличие лазера на кристаллах рубина от лазера на кристаллах александрита? Никто на вопрос не ответил, так же, как никто не ответил на следующий естественный вопрос: в чем состоит отличие между электронным переходом и электронно-колебательным? Замечу, что перед экзаменом опытные люди намекнули, что свою неудовлетворенность ответами можно выразить, только поставив вместо оценки 5 оценку 4. На мой взгляд, такой либерализм представляется излишним, хотя, конечно, не он является основной причиной падения уровня подготовки. Основной причиной является недальновидность власти в ее отношении к науке, культуре и образованию. Сейчас с понятием «профессор» происходит та же метаморфоза, что произошла в советское время с понятием «инженер». Это слово в умах значительной части молодежи становится чуть ли не синонимом слова «неудачник»; во всяком случае, обладатели этого звания никак не сравнятся по своему социальному статусу с брокерами, менеджерами, а то и просто с бандитами.

Но некоторые эпизоды последнего времени вселяют оптимизм. На собеседовании с абитуриентами один паренек очень толково отвечал на все вопросы, и, в частности, перечислил всех отечественных нобелевских лауреатов по физике. Я задал ему тот же самый вопрос о рубине и александрите. С удивлением услышал ответ: в рубине излучение происходит на электронном переходе, а в александрите — на электронно-колебательном.

До тех пор, пока существуют такие пареньки и существует система Физтеха, способная их отыскать и дать образование, наука в нашей стране не погибнет.

Генеральный директор базового предприятия ФФКЭ Государственный Научный Центр НПО «Орион», профессор Филачев Алексей Михайлович:

…Проблема, которая меня тревожит — как удержать планку уровня выпускника. У нас несколько базовых кафедр, в рамках реформирования предприятий оборонного комплекса в ближайшее время мы должны будем объединить 10 предприятий по профилю нашей работы в рамках государственной корпорации, и естественно, мы хотели бы получить специалистов для этой структуры. Конечно, набирая специалистов, мы думаем, как их разместить. Жилье мы строим, при вхождении в предприятия обеспечиваем льготные условия по заработной плате. Зарплата — это проблема не только специалистов на предприятиях, это проблема и Физтеха. Из преподавателей наиболее уязвимы факультетские кафедры, которые питаются только за счет бюджета и работ по научно-исследовательскому сектору. Видимо, необходимо продумать систему, которая позволила бы преподавателей общефакультетских специальностей поддержать.

Любая система должна быть саморазвивающейся. Ждать, что государство будет выделять необходимые деньги на ту или иную статью расхода, не приходится. Настало время подумать о создании интегрированных структур — высшая школа, Академия наук и отраслевые институты и предприятия, с тем, чтобы аккумулировать средства, которые будут являться базовыми для ведения учебного процесса. Другая форма: сейчас в правительстве внесено предложение о создании центров высокой науки и технологии. Почему бы Физтеху вместе с предприятиями не выйти с инициативой и не преподнести себя там соответствующим образом? В министерстве есть наши выпускники, которые, наверное, с пониманием отнесутся к нашим проблемам.

Выпуск №5(1587)-15.02.02.