Институтский цикл должен быть един для всех

В сентябре прошлого года на заседании Координационного совета МФТИ был принят ряд рекомендаций, касающихся проблем учебного процесса (см. здесь ). О работе в этом направлении мы беседуем с председателем методической комиссии МФТИ Станиславом Мироновичем Козелом.

- Станислав Миронович, как идет работа методической комиссии? Какие успехи, какие трудности?

- Изменение учебного плана - работа очень непростая. В МФТИ последние лет 10 централизованно учебным планом никто не занимался, были другие проблемы. Факультеты выстраивали свои планы самостоятельно, ориентируясь на свои интересы. Сейчас на младших курсах студенты очень перегружены, в том числе занятиями факультетского и даже базового циклов; в то же время на 5-6 курсах студенты имеют много свободного времени. Отчасти это связано с трудностями в базовых организациях, есть и другие причины. Существует очень серьезный разнобой в учебных планах факультетов при общей тенденции загрузить младшие курсы.

Методическая комиссия в новом составе исходит из того, что вопросы изменения учебных планов нельзя решить в приказном порядке. Нужно изучать учебные планы факультетов, убеждать их руководство, выслушивать мнения и предложения деканов. Сейчас как раз идут переговоры с деканами - понимая, что факультетские программы уже сформированы, устоялись и что для их изменения потребуется очень много усилий, мы пытаемся найти согласованное решение. Первая реакция деканов на предложения методической комиссии бывает, как правило, отрицательной, но когда мы показываем проект учебного плана, то возникает заинтересованный разговор и деканы начинают соглашаться.

В первую очередь методическая комиссия ставит задачу провести четкую границу между институтским циклом, который должен быть един для всех факультетов, и факультетско-базовым циклом, организация которого относится к полномочиям факультетов. Методическая комиссия, исходя из рекомендаций Координационного совета, стремится установить целесообразный лимит часов, отводимых на 1-4 курсах для занятий по дисциплинам факультетско-базового цикла.

Планируется на 1-3 семестрах значительную часть учебного времени (34-36 часов в неделю) отвести дисциплинам институтского цикла с последующим уменьшением этого времени до 10 часов в неделю на 7-8 семестрах. Эта схема практически отражает сложившуюся сейчас ситуацию. Учебное время, отводимое дисциплинам факультетско-базового цикла, наоборот, планируется постепенно увеличивать от 4-6 часов в неделю на 1-ом курсе до 31-33 часов в неделю (с учетом НИР) на 4-ом курсе. Кроме того, предполагается некоторое небольшое количество часов факультетско-базового цикла перевести в категорию факультативов. Это позволит несколько уменьшить количество экзаменов и зачетов в каждом семестре, и, кроме того, приблизиться по числу обязательных занятий к принятому стандарту. Методическая комиссия планирует в недалеком будущем вынести свои предложения на Ученый совет МФТИ.

Если новый учебный план будет принят, то он будет внедряться только с первого курса будущего года. Те студенты, которые учатся сейчас, будут, конечно же, доучиваться по существующему учебному плану.

В целом количество обязательных занятий будет снижено на 1-4 курсах до 38-41 часов в неделю (без учета физкультуры и факультативов), что близко к цифре, рекомендованной Ученым советом.

- Каково будет количество зачетов и экзаменов в семестр?

- Количество экзаменов и зачетов в разных семестрах несколько варьируется по факультетам из-за различия в учебных планах по факультетско-базовому циклу. В проекте нового учебного плана суммарное количество экзаменов и зачетов не превышает 10-12.

- Координационный совет рекомендовал разнести госэкзамены по общей фиике и математике на разные семестры. Что удалось сделать?

- С самого начала было ясно, что перенести с 6-го семестра на 5-й можно только госэкзамен по математике, так как изучение курса общей физики заканчивается как раз в 6-м семестре. Однако, выяснилось, что это сделать очень не просто, необходима большая подготовительная работа кафедры высшей математики. В ходе работы возникло много различных предложений, вплоть до полной отмены одного из госэкзаменов. Пока этого сделать нельзя, поскольку два госэкзамена включены в образовательный стандарт Физтеха. В итоге госэкзамен по математике решением Ученого совета МФТИ перенесли на 5-й семестр. Методическая комиссия обсуждала возможность изменения формы его проведения. Возникло предложение, которое сформулировал зав. кафедрой высшей математики профессор Г. Н. Яковлев- перед основным устным экзаменом провести тестирование студентов, предложив им большое количество относительно простых задач на ограниченное время. Я надеюсь, что в ближайших номерах газеты «За науку» появится статья профессора Г. Н. Яковлева с изложением всех деталей этого эксперимента.

- Какова ситуация с базовыми днями на младших курсах?

- Вопрос о базовых днях на младших курсах - очень больной. На 1-3 курсах базовые дни есть не на всех факультетах. На некоторых (ФОПФ, ФПФЭ) имеются базовые дни в 5-6 семестрах и активно стремятся внедрить их в 4-м и даже 3-м семестрах. На мой взгляд, это происходит за счет перераспределения учебной нагрузки со старших курсов на младшие и приводит к существенной перегрузке студентов. Причины в том, что деканатам и базовым кафедрам удобнее работать с младшими курсами, хотя, как обычно, этому находят и идеологическое обоснование - студенты должны как можно раньше приобщаться к работе по специалности. С этим тезисом трудно спорить, но нужно исходить из реальных возможностей студентов. Методическая комиссия будет предлагать всем факультетам в соответствии с рекомендациями Координационного совета вводить базовые дни в учебные планы не ранее 6-го семестра.

- Спасибо за беседу, успехов вам в работе.

Вопросы задавал А. АЛЯБЬЕВ.

Выпуск №1576