Заметки со Всероссийской зональной олимпиады школьников по физике

В этом году году, как и всегда, зональная олимпиада школьников по физике проходила одновременно в нескольких городах, один из которых - город Белорецк республики Башкортостан, куда съехались участники с Урала и Среднего Поволжья. Город Белорецк находится на берегу великой реки Белой, на другом берегу которой красуется надпись «Ленин всегда с нами», выложенная в скале.

Наперекор традиции зональных олимпиад прошлых лет, когда жюри состояло в основном из преподавателей местных вузов, на этот раз оргкомитет пригласил преподавателей со всей России, студентов МФТИ, и только два члена жюри были из Башкортостана. Оргкомитет принял такое решение вовсе не из-за отсутствия квалифицированных местных кадров, а имея целью сформировать наиболее объективное и независимое жюри. Участников и жюри очень удобно разместили в общежитии белорецкой компьютерной школы. В общем, гостеприимный огркомитет предусмотрел и позаботился обо всех сторонах жизни проживающих. Студенты первого курса, которые впервые были не в привычной им роли участников, а в составе жюри, имели превосходную возможность общаться с участниками и руководителями в неформальной обстановке. Культурная программа состояла из посещения местного театра и просмотра видео; жюри, к сожалению, не имело возможности насладиться ни тем, ни другим; зато можно было вдоволь играть в теннис, волейбол, а также ходить в бассейн и сауну. Проводить олимпиаду помогали студенты местного педагогического колледжа (некого антифизтеха по половому составу).

Задачи теоретического тура и школьники, и жюри решали одновременно. Сложив свои силы, члены жюри сумели обойти участников в этом соревновании, хотя вопрос о том, чьи решения красивее, остался открытым. Экспериментальный тур просто поражал своей масштабностью: например, если уж дана вода, то не пробирка, не стакан, не банка, а целое ведро для каждого участника; а в задаче, где требовалось найти отношение масс монет, было положено дать по 10 монет достоинством 1 коп и 5 коп, однако каждому участнику дали монет на целых 2 рубля! Во время длительного процесса расчета и раскладывания монет на столы участников у жюри появилась мысль, не проще ли было каждому участнику давать просто по одной двухрублевой монете?

Однажды на олимпиаде

Во время проверки работ участников было выявлено, что некоторые особо талантливые решали не только предложенные задачи, но и кучу других, не менее интересных. Были теоретически исследованы такие действительно новые объекты и явления, как разрЯженный газ, Инергия и Энерция. Надо отметить глубокое знание алгебраической геометрии и топологии; юные исследователи не боялись применять такие преобразования пространства, как, например, проЭкция. А проИцировать школьники умеют все: и векторы, и лодки. Но особенно легко школьники переходят в другие системы от счёта и прИнебрИгают всеми несущественными явлениями при дИформации.

Впрочем, о действительно высоком уровне физико-математической подготовки скажут сами фрагменты из работ:

...запишем второй закон Ньютона для кругового движения...

...итак, схема, которую мы нарисовали (или ей подобные), единственная...

...видим, что траектория лодки - обратно пропорциональная функция...

...тело движется под действием сил в направлении рисунка...

...под действием этих сил тело начало движение из рисунка...

...нарисуем силы, которые действуют на лодку в воде, и учтем только те, которые нам нужны...

А вот отрывки из «особо оригинальных» экспериментальных работ:

...замечаем невозможность решения задачи через закон Архимеда, т.к. невозможно определить массу шарика и воздуха в нем... (комментарий жюри: также хочется отметить, что задача не решается через законы Ампера, Кулона, Био-Савара-Лапласа и Менделева-Клапейрона)

...шар же принимает форму цилиндра с выпуклыми боковыми стенками...

...для простоты будем считать шарик кругом...

...отклонение магнита определяется на глаз или при помощи глаза и руки...

...изменение формы шарика будем измерять оптическим методом: на глаз...

...удлинение шарика в вытянутом грузом состоянии...

...при такой погрешности бесполезно чертить таблицу или строить график. Кроме того, коэффициент k мы все равно не найдем...

...теоретически это так, неплохо бы еще эксперимент сделать...

...давление внутри нераздавленного шарика...

...очевидно, что часть, соприкасающаяся со стенками, имеет форму либо стекла, либо эллипса...

В общем, создается ощущение, что лет через шесть молодые российские ученые откроют кучу качественно новых явлений, и наша отечественная наука перевернет все мировые представления о физике.

А. Чудновский, Е. Панов, Р. Алферов

Выпуск №1558