Выступление академика РАН Н. А. Кузнецова

Поскольку наша кафедра - телекоммуникационных сетей и систем - молодая, я немного расскажу о том, как мы видим пути развития этого направления на Физтехе в ближайшие годы. Но первое, что хочу отметить: я поддерживаю предыдущего лектора*. По нашему опыту Физтех слишком перегружен общими курсами. При этом, к сожалению, в принципе хорошие курсы математики и физики недостаточны для нашей специальности. Я приведу такой пример: из пяти лауреатов Филдской премии, которые были получены советскими и российскими учеными, два -Моргулес и Канцевич - из ИППИ, они получили высшую премию по математике. Так вот, то, что они развивали, и то, что годится для того, чтобы делать модели телекоммуникационных систем, на Физтехе никак не преподается. Если бы сделать основное ядро, а потом цепочки, то, люди, предполагающие выбирать, например, «телекоммуникационные системы», начинали бы учить уже другую математику и другую физику. Это первое обстоятельство.

Второе. Из опыта работы нашей кафедры. У нас три академических института и три акционерных общества. Это естественно в наше время. С одной стороны, некоторые бывшие институты (государственные организации) превратились в акционерные общества, и там традиционно остались физтехи. С другой стороны, появляются новые организации, которые активно работают, и которым активно нужны научные разработки. Я приведу пример «Фирмы АВД», ставшей базовой организацией кафедры. Она занимается проектированием, созданием автоматизированных систем для удовлетворения потребностей пользователей Интернета. Есть сервис-провайдер, которому говорят: мне нужна такая-то пропускная способность, видеоконференции, доступы в такие-то базы данных. И сервис-провайдер должен автоматически запустить некоторую программу, которая бы все сделала и предоставила услуги пользователю. Это довольно наукоемкое дело, надо рассчитать пропускные способности, временные доставки и т. д. и т. п. Естественно, что фирма кровно заинтересована в физтехах, студентах и выпускниках. Это положительный момент. Отрицательный: организация не может обеспечить научное руководство студентами. И вот почему. К сожалению, в области телекоммуникационных компьютерных сетей программистов-специалистов достаточно мало, и не только в России, но и в мире. Потребность в них так быстро растет, что подготовка просто не успевает. И многие специалисты, в том числе физики, переквалифицируются и занимаются Интернетом. И им кажется, что они занимаются наукой; на самом деле никакой наукой они не занимаются. Я приведу такой пример: если люди выучили протоколы, одни TCP IP или Х 25, теперь есть протокол новый Интернет-2, то это никакая не наука. Никому в голову не придет считать, что человек постиг какую-то науку, если он выучил устройство автомобиля. Он, может, гораздо лучше, чем инженер или научный работник, понимать устройство двигателя или карбюратора, но создать автомобиль он не может. Для этого ему нужно иметь совсем другие знания. На самом деле, в телекоммуникационных системах и компьютерных

сетях такая же ситуация. Для того, чтобы заниматься разработкой, надо знать достаточно много математики.

Коммерческие фирмы в качестве базовых организаций на Физтехе нужны. Даже потому, что студенты начинают работать в этих организациях и зарабатывать некоторые деньги. И хорошо, что они подработают, не торгуя на рынке, а используя свои профессиональные знания. Это положительный момент. Но когда речь идет о подготовке дипломов в подобного рода организациях, мы видим отрицательный момент. Физтеховские дипломы, подготовленные на такой базе - тривиальные, для научной разработки никуда не годятся. Этот опыт привел к следующему. Я начал обсуждать проблемы с руководством таких организаций. И мы договорились, что студенты проходят в этих организациях практику (у них лучшее оборудование, они помогают оборудовать компьютерные классы и специальные учебные сети для студентов). Это хорошо, потому что академические институты не в силах этого сделать в силу финансовых трудностей. А дипломами руководят люди из академических институтов, которым фирма доплачивает за руководство выпускными работами и дипломами физтехов. Такой компромисс был найден, и, с моей точки зрения, положителен.

Выпуск №1547-1548