Выступление заведующего кафедрой общей физики профессора А. Д. Гладуна

Уважаемые коллеги! На одном из заседаний Ученого совета института одним из деканов была произнесена такая фраза: «Основа Физтеха - базовые кафедры». Поскольку эта фраза не случайная и определяет стратегию развития факультета, я глубоко задумался и понял, что в нашем королевстве что то не так. Если система Физтеха - это система, то из нее нельзя вырывать ни один элемент, тем более противопоставлять его другому. Это выглядит примерно так, как если бы один из деканов Московской консерватории выступил и сказал, что основа подготовки музыкантов в Московской консерватории - работа в Московской филармонии. Если бы это было так, Московская консерватория могла порождать лишь музыкантов-дилетантов, а в качестве музыкальных произведений всякого рода попсу, приносящую, правда, большие заработки. К счастью, это не так.

Система Физтеха нуждается сегодня в новом осмыслении и серьезной корректировке. Когда мы обсуждаем проблемы Физтеха, мы рассуждаем обычно в двух плоскостях: виртуальной - какой должен бы быть Физтех, каким задумывали его отцы; и реальной - каков Физтех есть на самом деле. В процессе полемики мы незаметно перескакиваем из одной плоскости в другую, подменяя предмет дискуссии, поэтому никогда не можем ни о чем договориться. Многие годы мы боролись за учебную разгрузку студентов, за разоружение кафедр, как говорили раньше. Но единственное, чего мы добились, это - сорокаминутный академический час. Нам удалось лишь подтвердить старую догму о том, что всякая борьба за мир заканчивается новой гонкой вооружения.

Мы видим сейчас, как невероятно загрузили студента Физтеха. Но это так, если рассуждать в виртуальной плоскости. В реальной плоскости перегрузка студентов чисто виртуальная. Студент эту проблему решает просто - большинство занятий он не посещает. Это, по-видимому, единственный разумный выход, поскольку студенту противостоит огромная хаотическая мозаика трудно усваиваемых дисциплин, переплетенных так, что предыдущее, как правило, следует после последующего. Никто никогда не заботился о том, сколько дисциплин может освоить студент и как это все выглядит с его точки зрения.

Студент выбирает самостоятельно некую разумную с его точки зрения це-почку дисциплин. Однако, он исходит при этом не из целевой задачи института, не из задачи подготовки магистра по какой-то магистерской программе, а из прагматических соображений - как выжить в данной ситуации.

У нас сейчас 4 государственных экзамена: по физике, математике, иностранному языку, специальности. Конечно, экзамен - это продолжение учебного процесса. Он выполняет определенную воспитательную функцию, К сожалению, однако, все наши госэкзамены приобрели ритуальную форму. Спросить на экзамене, действительно проверить знания, нельзя: боишься задать вопрос - а вдруг не ответит. Самое обидное состоит в том, что студенты не знают самых элементарных вещей. Мы стимулируем тем самым рождение специалиста-дилетанта.

Мне представляется, что систему Физтеха в дальнейшем необходимо модернизировать следующим образом. Нужно создать некое ядро, инвариантное для всего Физтеха. Оно не должно быть значительным, оно должно помещаться, скажем, в 27-часовую неделю. Посещение занятий по дисциплинам этого ядра на первых двух курсах должно быть обязательным. Все остальные дисциплины объявляются курсами по выбору. Базовые кафедры вместе с факультетами, общеинститутскими кафедрами и методической комиссией института должны определить некие цепочки дисциплин, в которых одна следует за другой, и нельзя никакую вырвать из этой цепи. Студенту подсказывают, если ты идешь на нашу базу, ты должен пройти вот этот маршрут, если на другую - то другой. Физтех сегодня нуждается в некой жесткости, в большей определенности. Демократия без краев, которую мы всегда прославляли, нам сильно вредит. Лучшие лекторы не востребованы, не востребованы лучшие лаборатории. Студент следует своему принципу - принципу наименьшего действия, принципу наименьшего сопротивления. Он идет по пути наименьших энергетических затрат, и ты его не можешь в этом упрекнуть. Потому что страшно даже не число дисциплин, которое увеличилось, а страшна концентрация материала.

Если вы посмотрите на любую дисциплину, то увидите, что число часов, отводимых на ее изучение, не увеличилось, а количество изучаемого материала возросло во много раз. Концентрация материала по всем дисциплинам стала огромной. Освоить столь спрессованную информацию не может ни один нормальный человек.

Мои мысли о модернизации системы Физтеха могут кому-то показаться радикальными, революционными, потому нереальными. Студенты давно сами провели такую модернизацию, показав тем самым ее осуществимость. Вот только цепочки дисциплин у них совсем не те, которые нужны на самом деле. Я предлагаю здесь следовать простому правилу - протоптали дорожку, заасфальтируй ее. Конечно, это работа не на один год. В зародыше легко дискредитировать любую идею. Определить инвариантное ядро, выверить цепочки дисциплин - это огромная работа всех: базовых и общеинститутских кафедр, методических комиссий и т. д. Мне кажется, что в этом плане мы приближаемся к западным университетам. Однако, у них нет нашего мощного ядра и наших базовых кафедр. Поэтому на самом деле это не чисто западный, а собственно физтеховский подход. Я считаю, что система Физтеха сохранит навсегда свою неповторимость.

Несколько слов о других вещах. Вот, в частности, об информатизации. Ко-нечно, надо быть последним ретроградом, чтобы выступать сегодня против Интернета, телекоммуникаций и т д. Это, безусловно, актуально. Но мне кажется, что для нашей страны сейчас более актуальной задачей является не виртуальная реальность, а материализация виртуальной реальности. Если спроектировать это на Физтех, то нам надо больше уделять внимания экспериментальной подготовке студентов. К сожалению, мы уделяем этому все меньше и меньше внимания. Наш институт постепенно превращается в институт математического моделирования. Хорошо это или плохо, я не берусь судить. Но если это даже так, то все равно нужно уделять большее внимание экспериментальной подготовке студентов, потому, что физика - это величайшая культура моделирования.

Вопрос: Куда вы отнесете философию? К ядру?

Ответ: Это должны решать методическая комиссия, Ученый совет и т. д. Помещается философия в 27-часовую неделю - значит, ядро, не помещается - курс по выбору. Но курс по выбору - это обязательный курс для данной цепочки дисциплин.

Выпуск №1545-1546