Во имя отца, сына и мирового прогресса

Во имя отца, сына и мирового прогресса

НОВОСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В Америке начался новый крестовый поход. Только без креста. Передовые американские штаты решили удушить литературу политкорректностью. Докладная записка Джоанны Т. Райт, советника по культуре губернатора штата Аризона, озаглавленная "О программе образования в школах, финансируемых за счет бюджета штата Аризона", заставляет вспомнить некоторые мрачные эпизоды мировой истории.

Госпожа Райт предлагает исключить из школьной программы все произведения Дж. Р. Р. Толкиена. Важнейшим недостатком толкиеновских книг является «декларация безусловного разделения положительных и отрицательных персонажей. Толкиен не вводит в повествование ни одного положительного образа "темных" сил, а любая попытка мирного сосуществования с ними резко осуждается". Кроме того, продолжает свой бессмертный текст госпожа Райт, мальчиши-плохиши "подчеркнуто отвратительны - как внешне, так и внутренне". А подобное художественное решение "не может рассматриваться иначе, как пропаганда фанатизма в его наиболее грубых и отвратительных формах".

С тем, что в Америке можно нажить серьезные неприятности за дружественный поцелуй в щечку, мы вроде бы уже смирились. Hо к выводу, что для произведений Дж. Р. Р. Толкиена характерна "неприкрытая пропаганда национальной, расовой, половой, религиозной и сексуальной неполноценности", Россия еще не готова. "Все положительные герои Толкиена имеют ярко выраженную европеоидную внешность, тогда как все носители иных типов - герои отрицательные: орки (монголоидная), харадримцы (негроидная). Это позволяет классифицировать произведения Толкиена как подпадающие под п. 12 Декларации об информационной безопасности. Столь же очевидна и половая дискриминация в книгах Толкиена - среди активных персонажей его книг нет ни одной женщины, в целом женщины составляют менее 10% от общего числа его персонажей. Hекоторой уступкой общественному мнению является образ Йовин - принцессы-воительницы, но к концу книги автор придает ей пассивный характер в браке, утверждая подчиненный характер женщины в мире". Религиозная и сексуальная дискриминация в книгах Толкиена, по мнению мадам Райт, не столь очевидна, но несомненна: "Декларация существования единственно верной религии, ее морального и физического преимущества над остальными и целенаправленное замалчивание проблемы нетрадиционных сексуальных отношений носят дискриминационный характер и способствуют развитию у читателей нетерпимости и фанатизма". Подобные недостатки приемлемы «в произведениях XIX века и более ранних», однако заглядывать в такие книжки можно только вместе с преподавателем, который их объяснит «низкой степенью развития общественного сознания». Толкиен же провинился в том, что, зная о базовых принципах политической корректности, не уделил им никакого внимания. Впрочем, в той же компании Б. Шоу, К. С. Льюис, Т. Х. Уайт, Р. Вильямс и еще одиннадцать писателей. А вы говорите, свобода слова.

Известия, 13.09.2000

Для сравнения аннотация из отечественного издания 1991 г.: "Известный британский писатель в своей философской сказочной повести, ... , отстаивает идеи человечности, готовности к подвигу и самопожертвованию во имя Родины, преодоления национальной розни и культурного единения народов."

Да уж... Конечно, что ни говори, есть, наверное, у Толкиена, некоторая тенденциозность. Вот в народных сказках, например, русских, и злодей иногда чего доброе сделает, и женщина является активным действующим персонажем. Хороший пример - Баба-Яга: и дорогу молодцу подскажет, и совет какой даст, и в ступе активно летает, несмотря на преклонный возраст.

Но вот датская народная сказка. Три брата нанялись в услужение к королю, и стали старшие против младшего интриговать. Гнусно, конечно, поступили, но братан-то, чтобы козней избежать, обворовал горного тролля, который жил бог знает где, к сказке отношения, можно сказать, и не имел бы, если бы не младшенький братец. Так вот, обворовал юноша его не одни раз, а целых три, чем бессердечно довел пожилого тролля (по сюжету тролль был пенсионного возраста - даже видел плохо, потому и обокрасть его было нетрудно) не то до инфаркта, не то до инсульта. Ну, короче, тролль от расстройства и досады просто лопнул.

Между тем старшие братья не понесли никакого наказания, и возможно даже приняли участие в пире по случаю удачного завершения аферы, то бишь сказки.

Но эту сказку запретить нельзя, поскольку она народная, то есть самая, что ни на есть демократичная.

А напоследок хочется объявить конкурс среди наших читателей на самую демократичную сказку: чтобы в ней и дружба народов, и равноправие полов, и права сексуальных меньшинств сосуществовали дружно, как зверушки в сказке про теремок.

Лучшая сказка будет опубликована, а ее автор получит скромный приз от редакции.

Выпуск №1528