31-ая ФИЗИЧЕСКАЯ

Уже 10 лет в Московском физико-техническом институте производится подготовка сборной команды РФ для участия в международной физической олимпиаде школьников. Кандидаты в сборную команду трижды приглашаются в МФТИ на учебно-тренировочные и отборочные сборы. Программа международной олимпиады намного превышает программу нашей средней школы. Кроме того, на олимпиаде участникам предлагаются весьма сложные и громоздкие теоретические и экспериментальные задания, выполнить которые за ограниченное время было бы не под силу многим студентам МФТИ. Поэтому члены команды должны пройти серьезную подготовку, в том числе и психологическую.

В этой работе принимает активное участие целый ряд преподавателей кафедры физики: проф. Г. Р. Локшин, доценты В. В. Можаев, В. Е. Белонучкин, В. Н. Дерябкин, В. А. Овчинкин, О. А. Судаков, В. И. Чивилев, Ю. А. Самарский, Ю. В. Чешев, ст. преподаватель В. П. Кириллов и др. Особо следует отметить большую организационную и методическую работу, которую проводит зам. декана ФОПФ, доцент В. П. Слободянин.

31-ая Международная физическая олимпиада школьников проходила в июле 2000 г. в Великобритании. В ней приняли участие 296 школьников из 63 стран мира. В состав каждой команды входит 5 школьников. В нашу команду были включены Михаил Ротаев (Новосибирск), Евгений Панов (Челябинск), Алексей Вахов (Пермь), Виталий Вавилов (Набережные Челны) и Сергей Жук (Вологда). Все эти школьники были отобраны по результатам выступления на двух всероссийских олимпиадах (1999г., 2000г.) и рейтинга, полученного по итогам трех сборов.

Участникам олимпиады были предложены 3 теоретических и 2 экспериментальных задания. За всю историю международных олимпиад это были самые трудные задания. Первое теоретическое задание состояло из 5 отдельных задач по разным разделам курса физики (механика, термодинамика, электростатика, электродинамика и атомная физика). Эти задачи вполне могли бы служить вариантом письменной работы на госэкзамене по физике в МФТИ. Второе задание представляло сложные исследования движения заряженной частицы в электрических и магнитных полях. Третье задание было посвящено определению условий, при которых могут быть обнаружены гравитационные волны - одна из проблем современной физики.

В качестве первого экспериментального задания участникам было предложено выполнить спектрометрические измерения, используя компакт-диск в качестве дифракционной решетки. Во втором экспериментальном задании требовалось исследовать трение скольжения при наличии магнитного торможения.

На выполнение всех 3-х теоретических заданий отводилось 5 часов; на каждый из двух экспериментов отводилось по 2,5 часа.

Российские школьники успешно справились с олимпиадными заданиями, получив 2 золотые (Вахов, Панов), 2 серебряные (Ротаев, Вавилов) и одну бронзовую (Жук) медали. Таких команд на олимпиаде оказалось всего 5 (Китай, Россия, Иран, Венгрия, США). В неофициальном командном зачете по сумме набранных баллов команда России заняла второе место, пропустив вперед только команду Китая. (В прошлом году на 30-й Международной олимпиаде в Италии команда России завоевала 1-е место, а команда Китая - 3-е место).

Как уже отмечалось, задания 31-й олимпиады были исключительно трудными. 31 команда осталась без медалей, а участники 18 команд не смогли получить даже почетных грамот. Всего золотыми медалями были награждены 15 школьников (5% от общего числа), серебряными - 11 (4%), бронзовыми - 42 (14,5 %) и почетными грамотами - 62 школьника (21,5%).

Следует отметить успешное выступление команд азиатских стран. Первая десятка команд выглядит следующим образом: Китай, Россия, Индия, Венгрия, Иран, Тайвань, США, Корея, Вьетнам, Индонезия.

Подводя итоги, отметим, что систему подготовки Сборной команды РФ на базе МФТИ, сложившуюся в последнее время, можно считать достаточно эффективной. Однако, из-за постоянно усиливающейся конкуренции с командами других стран, число которых с каждым годом возрастает, для успешного выступления команд российских школьников на Международных физических олимпиадах необходимо дальнейшее совершенствование системы отбора и подготовки членов команды.

Особенно остро стоит вопрос о создании на базе МФТИ специализированной лаборатории для экспериментальной подготовки членов сборной команды. Этот вопрос многие годы обсуждается на Физтехе, но никаких реальных шагов пока предпринять не удается. В настоящее время экспериментальная подготовка членов сборной команды проводится на базе лабораторий кафедры физики. Это хорошо оснащенные лаборатории для работы студентов. Но при подготовке команды школьников нужны другие экспериментальные установки, другие методические подходы. В такой лаборатории, например, должны быть воссозданы эксперименты, которые в разные годы предлагались на международных олимпиадах. В лаборатории должен быть набор оборудования, позволяющий создавать для участников учебно-тренировочных сборов новые экспериментальные задачи. Такая лаборатория, разумеется, могла бы широко использоваться не только для проведения сборов. Она могла бы стать базой для работы с талантливой молодежью, подготовки внутрироссийских физических олимпиад разного уровня, проведения курсов повышения квалификации учителей, экспериментальной работы школьников Физтех-лицея и т. д.

Московский физико-технический институт крайне заинтересован в привлечении талантливой молодежи. Один из важных каналов - организация и проведение физических олимпиад разного уровня, подготовка сборной команды на международную олимпиаду. Многие годы эту работу успешно выполняют преподаватели кафедры общей физики.

Практически все члены сборных команд поступают учиться на ФОПФ МФТИ. В частности, в 2000 г. в МФТИ поступили все 5 членов команды. Но вместе с ними на Физтех пришли многие победители наших внутренних олимпиад. Если мы выпустим из своих рук подготовку сборной команды, то этот канал постепенно перекроется и скорее всего направится в сторону физфака МГУ.

К сожалению, в МФТИ еще не все понимают значимость этой работы, рассматривая ее часто как хобби некоторых преподавателей. Для создания специализированной лаборатории для работы с талантливой молодежью нужно помещение 80-100 кв.м. Такие помещения, годами используемые крайне неэффективно, есть на кафедре общей физики, на кафедре оптики и других подразделениях.

Хотелось бы, чтобы заведующий кафедрой физики профессор А. Д. Гладун, декан ФОПФ профессор Ф. Ф. Каменец вместе с ректоратом обратили внимание на эту проблему и приняли бы, наконец, соответствующее решение.

Профессор С. М. КОЗЕЛ, руководитель сборной команды РФ на международной олимпиаде школьников по физике

41-ая МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

41-ая Международная математическая олимпиада проходила с 13 по 25 июля 2000 г. в городе Тайжоне (Ю. Корея) с участием 461 школьника из 82 стран мира.

Руководителями команды России на ММО в этом году были преподаватели кафедры высшей математики МФТИ Н. Х. Агаханов (Leader), Д. А. Терешин (Observer), а также представитель Министерства Образования РФ Г. М. Кузнецова (Deputy).

41-ая ММО продемонстрировала высокий уровень Российской математической олимпиадной школы. Каждая страна-участница может предложить задачному комитету до 6 задач, из которых комитет формирует список лучших задач для рассмотрения Международным жюри. В этом году все 6 предложенных Россией задач попали в число 27 лучших, а три из них, впервые в истории олимпиад, вошли в окончательный вариант олимпиады.

На выборах, прошедших во время олимпиады, в Президиум ММО был избран лидер команды России Н. Х. Агаханов, набрав 47 голосов из 82 (на два вакантных места претендовали 7 кандидатов).

Большого успеха на 41-ой ММО добились школьники России:

- среди школьников, показавших на олимпиаде двадцать лучших результатов, оказались сразу 5 наших участников,

- в десятке - 3,

- в числе четырех школьников, показавших на олимпиаде абсолютный результат, и опередивших следующих двух победителей сразу на 3 балла, оказались Александр Гайфуллин и Алексей Поярков (двое других - Александр Уснич из Белоруссии и Живен Юн из Китая).

В целом в нашу команду вошли одиннадцатиклассники Владимир Дремов - школа № 24 г. Волгодонска, завоевавший на ММО третью золотую медаль, Юрий Лифшиц - ФМЛ № 239 г. Санкт-Петербурга и Алексей Поярков - гимназия № 2 г. Рыбинска, во второй раз ставшие золотыми медалистами, дебютанты олимпиады - Александр Гайфуллин - г. Жуковский, обучавшийся в гимназии г. Раменское, Алексей Федотов - ФМЛ № 239,

г. Санкт-Петербурга и девятиклассник Андрей Халявин - ФМЛ № 35, г. Киров. А. Гайфуллин уже известен на Физтехе как лауреат Международной научно-технической конференции школьников «Старт в науку» 1999 года.

Приятно отметить, что родители В. Дремова и А. Гайфуллина - выпускники Физтеха, а в подготовке команды России к ММО помимо Н. Х. Агаханова и Д. А. Терешина приняли участие члены Методического Совета Российской математической олимпиады аспирант МФТИ Р. Н. Карасев и студент МФТИ О. К. Подлипский (всего команду России готовили 10 тренеров из Москвы, С.-Петербурга и Ярославля).

Традиционно на ММО школьникам в каждый из двух дней предлагается по 3 задачи, полное решение каждой оценивается в 7 баллов. Наши школьники на олимпиаде показали такие результаты:

Ю. Лившиц 7 7 7 4 7 6 =38 золотая

А. Федотов 7 7 1 6 7 5 =33 золотая

А. Поярков 7 7 7 7 7 7 =42 золотая

В. Дремов 7 7 1 7 7 4 =33 золотая

А. Гайфуллин 7 7 7 7 7 7 =42 золотая

А. Халявин 7 1 2 7 7 3 =27 серебряная

В неофициальном командном зачете первая десятка практически не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом (Венгрия сменила Румынию), а лучшие 20 команд завоевали все золотые медали олимпиады.

№ Команда Баллы Золото Серебро Бронза

1 Китай 218 6 0 0

2 Россия 215 5 1 0

3 США 184 3 3 0

4 Ю. Корея 172 3 3 0

5 Вьетнам 169 3 2 1

6 Болгария 169 2 3 1

7 Белоруссия 165 2 2 2

8 Тайвань 164 3 2 1

9 Венгрия 156 1 5 0

10 Иран 155 2 3 1

11 Израиль 139 2 1 3

12 Румыния 139 1 3 2

13 Украина 135 2 2 0

14 Индия 132 0 5 1

15 Япония 125 1 2 3

16 Австралия 122 1 3 1

17 Канада 112 1 2 1

18 Турция 111 0 3 1

19 Словакия 111 0 2 3

20 Германия 108 1 1 2

21 Армения 108 0 2 3

24 Казахстан 91 0 1 4

26 Молдова 84 0 2 3

36 Грузия 72 0 1 0

38 Узбекистан 70 0 0 2

46 Латвия 60 0 0 3

58 Эстония 42 0 0 1

62 Литва 34 0 0 1

64 Азербайджан 32 0 0 0

76 Киргизия 16 0 0 1

Команда России уверенно занимает второе место после Китая по количеству завоеванных, начиная с 1992 года, золотых медалей.

Н. АГАХАНОВ, Д. ТЕРЕШИН

Выпуск №1524