Доклад ректора МФТИ профессора Н. Н. Кудрявцева на ежегодном собрании профпрепсостава

Уважаемые коллеги, хотел бы напомнить, что чуть более двух лет назад мы сформулировали стратегическую цель Физтеха, которую я хотел бы напомнить, потому что все дальнейшее изложение будет строиться на анализе того, как мы следуем этой цели. Она звучит следующим образом: «Физтех, на основе отбора талантливой молодежи и индивидуального обучения, целевым образом готовит элитных специалистов научно-технического профиля и управленцев, глубоко владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, способных самообучаться и эффективно работать в динамично изменяющихся наукоемких отраслях народного хозяйства».

Это подразумевает, как сейчас говорят, проведение маркетинга, т. е. анализа потребностей рынка труда в наших выпускниках и обратную связь между потребносями этого рынка и подготовкой специалистов в институте. Именно точное соответствие запроса и предложения определило успех Физтеха в прошлом.

В январе прошел съезд работников образования, на нем выступал и. о. Президента России В. В. Путин. Он сказал, стране нужны управленцы, экономисты, специалисты в области высоких технологий. Но на рынке наукоемкой деятельности произошли серьезные изменения, и их необходимо учитывать. Я хотел бы в своем докладе обратить внимание на те проблемы, которые в этой связи существуют в институте. Сегодня нет вопросов с распределением, это значит, что наши выпускники востребованы. Но, к сожалению, часто, то, чему их обучили, в жизни им пригодится в малой степени. Не секрет, что многие выпускники, особенно на старших курсах, работают и занимаются не по физтеховской тематике. Думаю, приведение в соответствие с потребностями рынка направленности подготовки есть наша основная текущая задача. Второе. Раньше наши студенты и аспиранты специальные знания получали в значительной степени от коллег на базах, затем они работали там, где делали диплом, диссертацию. Сейчас, как правило, такого нет. Поэтому на нынешнем этапе существенно большую значимость приобретают базовые знания, которые мы должны дать непосредственно во время учебы в стенах института.

И третий момент. Когда существует неопределенность в выборе последующей деятельности, наше образование должно быть более широким, чтобы выпускники имели необходимый для работы багаж знаний. Это мы должны учитывать в своей повседневной работе. Хотел бы отметить, что в этих вопросах наша пассивная позиция чревата большими рисками для организации. Необходимо иметь в виду, что сейчас мы находимся в достаточно жестком конкурентном поле других вузов. Серьезного отрыва нет. Многие вузы имеют лучшую внутреннюю инфраструктуру, большие возможности, связанные с ней и т. д. Но у нас есть важное достоинство: мы — небольшой вуз, и система Физтеха дает возможность адаптироваться к быстрым изменениям.

Я хотел бы напомнить основные задачи прошедшего года, сформулированные на предыдущем собрании. Это:

1. Увеличение финансирования;

2. Поиск стратегических партнеров;

3. Совершенствование структуры института;

4. Планирование, согласование планов внутри института и ориентация на конечный результат;

5. Мотивация сотрудников;

6. Введение элементов конкуренции (чтобы наши студенты были более свободны в выборе своей деятельности, могли переходить с факультета на факультет);

7. Укрепление внутреннего нормативного поля;

8. Улучшение внутренней инфраструктуры, в том числе создание административной сети и телекоммуникационной среды;

9. Совершенствование учебного плана и введение преподавания экономики;

10. Обучение персонала.

Именно на решении этих задач была сосредоточена работа в текущем году. Я хотел бы немного остановиться на характеристике внешних условий. Они были как положительные для нас, так и отрицательные. Начну с отрицательных. Во-первых, это отсутствие четкой программы действий в области высшего образования со стороны правительственных организаций. Только в январе принята концепция образования. Она рассчитана на большой период — до 2025 года. Но жить нужно сейчас, и многие вопросы решать нужно безотлагательно. Второе — это нерешенность назревших проблем, в первую очередь — задолженность по коммунальным платежам. Третье — это то, что осенний семестр прошел под знаком вовлечения учебного заведения в политику. Это отвлекало от основной работы.

Из позитивных факторов можно отметить общее повышение внимания к высшему образованию, и, как результат — повышение уровня стабильности в области финансирования. Это, безусловно, нам сильно помогло. И еще я бы отметил усиление влияния крупнейших университетов.

В целом — условия были более благоприятны, чем в позапрошлом году, и это дало нам возможность более эффективно развиваться.

Теперь я хотел бы остановиться на том, какие внешние воздействия мы проводили, и каковы здесь результаты. Внешнее позиционирование института прежде всего замкнуто на три ведомства, с которыми мы работали, — это Министерство образования, РАН, Министерство науки.

Мы находимся в хорошем контакте с Министерством образования, постоянно взаимодействуем по многим вопросам, находим поддержку. Если вы обратили внимание, то во многих публичных выступлениях и в прессе, в первую очередь министра В. М. Филиппова, Физтех упоминался как позитивный пример. В частности, отмечался тот факт, что в МФТИ обучается 70 % иногородних студентов, т. е. по сути является региональным вузом. Эта цифра произвела большое впечатление лично на министра.

С РАН мы постоянно взаимодействуем. Многие наши зав. базовыми кафедрами и сотрудники этих кафедр — члены Академии. За это время было много встреч, обсуждение конкретных вопросов с высшим руководством Академии. Вы знаете, что совместным приказом Министерства образования, РАН и Министерства науки Председателем Координационного совета МФТИ утвержден вице-президент РАН академик А. Ф. Андреев. Это факт, на мой взгляд, сильно продвинул наши позитивные отношения с РАН, хотя здесь же хочу выразить слова благодарности очень многим нашим руководителям — членам Академии, постоянно сотрудничающим с Физтехом и оказывающим нам всяческую помощь и поддержку.

Взаимоотношения с Министерством науки также за этот период укрепились. И министр М. П. Кирпичников, член нашего Координационного совета, и Г. В. Козлов, его первый зам., — уделили Физтеху достаточно внимания.

Московское правительство. Физтех теперь имеет юридический адрес в Москве. Этот шаг был логичным, исходя, в частности, из того что более половины учебного процесса у нас проходит в Москве. Когда, как вы знаете, случился пожар в одном из наших общежитий, Ю. М. Лужков откликнулся на нашу просьбу о помощи. Фактически при его участии Физтеху были выделены определенные средства. После того, как мы перевели свой адрес в Москву, МФТИ включен в программу взаимодействия Московского правительства со службой Москвы. На тот период эта сумма была 40 миллионов рублей в год (на все вузы Москвы). В этом году такая программа составляет 100 млн, из которых 60 идут на поддержку образования нашего учебного процесса и 40 целевым образом на поддержку общежитий. Эти деньги мы регулярно получаем.

Московское областное правительство. Уровень наших контактов, на мой взгляд, недостаточен. Хотя последние полгода наблюдаются позитивные изменения, и сейчас мы имеем положительную производную углубления наших отношений с областным правительством. Мы должны приложить усилия, чтобы расширить и углубить эти отношения.

 

Основные изменения в общеинститутском цикле.

1. Введено преподавание информатики на первых двух курсах по единому циклу и изменение в учебных планах. Хочу отметить участие в данной работе академика О. М. Белоцерковского, члена-корреспондента М. П. Иванникова, зав. каф. А. С. Холодова и профессора И. Б. Петрова — они очень много приложили к этому усилий.

2. Начато преподавание базовых общих курсов экономики (микроэкономика и макроэкономика) на 2 курсе силами базовой кафедры во ВШЭ, которой руководит академик Р. М. Энтов.

3. Мы ввели преподавание «Основы права». Два цикла — «Государство и право» — 1-семестровый цикл; «Гражданское и финансовое право». Лекции читает наш выпускник, имеющий юридическое образование, депутат Госдумы Б. Б. Надеждин. Интерес к этому предмету у студентов большой.

4. Введен государственный квалификационный экзамен на 6 курсе. Это наш первый опыт, еще не совсем ясно, как его следует проводить (или, может быть, отменить). Хорошо, если бы на собрании прозвучали мысли на этот счет.

В связи с данными изменениями учебного плана, вопрос нагрузки студентов сейчас, по-видимому, становится ключевым. Где-то, конечно, какие-то часы убирались, но если брать поинтегрально, то нагрузка не снижалась.

За 1998 и 1999 годы мы отлицензировали фактически 9 новых специальностей (в основном в системе платного обучения). Это:

1. Национальная экономика

2. Менеджмент

3. Менеджмент в социальной сфере

4. Математические методы исследования операций в экономике

5. Информационные системы в экономике

6. Вычислительные машины, комплексы и сети

7. Организация и технология защиты информации

8. Информатика и вычислительная техника

9. Системный анализ и управление.

***

Разрешите остановиться на приеме. В текущем году (по нашей просьбе) бюджетный прием был увеличен на 50 человек и составил 680 человек. Конкурс по заявлениям был хороший — 4–4,5 человек на место, если брать пробный экзамен, это +35 % к прошлому году. Проблемы были, пожалуй, только с выездными комиссиями. Дело в том, что в Киевском отделении не было ясно, состоится ли там прием, поэтому мы его делали «с колес», и это, естественно, сказалось на качестве. В этом году ситуация с Киевом нормализована, и теперь на несколько лет мы имеем нормальную перспективу. Также в конце апреля было подписано соглашение с Национальной академией наук Белоруссии об организации приема и создания отделения в Минске. Оно тоже было подписано в самый последний момент, не все нас пока устраивает, но есть надежда, что в этом году прием будет проведен более качественно.

Особенность приема текущего года состояла в том, что около 110 человек были зачислены в институт без экзаменов. Это члены национальных сборных команд России, нескольких республик. Проанализировав, как они учатся сегодня, приходим к выводу, что такую практику, по-видимому, следует продолжить. На Физтехе проходят тренировочные сборы национальных сборных по физике и математике. По физике тренирует команду С. М. Козел, по математике — Н. Х. Агаханов. В текущем году обе команды заняли 1 место. И большинство (по физике почти все, а по математике чуть меньше) ребят оказались на Физтехе. За это время на базе Центра дополнительного довузовского образования, который мы создали два года назад, Министерство образования утвердило Межвузовский центр воспитания и развития талантливой молодежи в области естественных наук (директор И. Г. Шомполов). Этот Центр организует и проводит многие олимпиады. Фактически его деятельность приводит к существенному увеличению конкурса в МФТИ. Я должен отметить, что характер приема у нас геополитический. Идя на некоторые отступления от принятых норм, мы по-прежнему принимаем выдающихся школьников из других республик.

Платный прием. Для нас это новое дедо, в этом году около 50–60 человек учатся на платной основе, как по основной специальности, так и по тем специальностям, которые я уже назвал. Были сомнения, повлияет ли это отрицательно на нашу основную деятельность, но, по-видимому, нет. Хотя представляется, что надо проводить большую методическую работу. И задача здесь следующая: необходимо брать школьников с уровнем образования выше среднего, чтобы на выходе, использовав наш потенциал, уровень их подготовки по специальности был значительно выше, чем у других учебных заведений, готовящих по этим специальностям. Хочу отметить, что в рамках Соросовской программы институтом было проведено три Соросовские конференции для учителей физики и математики Москвы и Московской области, что также позитивно повлияло на конкурс

Так как в этом году мы уже осуществляли первый выпуск баклавров, у нас есть возможность принимать в магистратуру не только из МФТИ. В этом году к нам поступили 11 человек: из Киева и из Института естественных наук и экологии при ИАЭ. По- видимому, это тоже новый момент, который нуждается в анализе и представляется позитивным.

Учеба. (В сборнике есть подробный цифровой материал). Что касается успеваемости, кафедрами проводится определенная работа по усилению требовательности к студентам. В целом успеваемость осталась на прежнем уровне. На результативность сильно влияют качество приема и политика факультетов. Грубо: 20 % учатся на «5», еще 30 % на «4» и «5», 40 % имеют «3», 10 % — задолженники. Проводится политика повышения требовательности и уход от двухбальной системы. За год отчислили 265 студентов.

Выпуск. Мы выпустили специалистов (дальше будут магистры) 496 человек (43 % с отличием); бакалавров — 559 (29 % с отличием).

Аспирантура. Результативность за текущий год была 20 %, в предыдущий год — 24 %. Мы вышли на уровень 1994 года, тем не менее это недостаточно. Нормальная цифра для нашего института 25–27 %. Есть факультеты с высоким процентом защит — ФОПФ, ФМБФ, ФПФЭ (более 30 %). Беспокоит ситуация на ФПМЭ и на ФАКИ, здечь не очень хорошо обстоит дело с защитами. Особенно на ФПМЭ, очень большая аспирантура — 42 человека, а защитились только 4.

Обеспечение учебного процесса . Хотел бы остановиться на институтских кафедрах. Проблема в том, что средний возраст наших преподавателей весьма солидный. Есть кафедры, где он более 56 лет. Правда, есть и «молодые» кафедры — Экономики и управления — 37, Инновационного менеджмента — 43, культорологии — 39. На ключевых кафедрах ситуация такая: высшая математика — средний возраст 52 года, физика — более 55 лет. Но должен отметить, что кафедры проводили достаточно активную работу по привлечению молодых преподавателей, и за год было принято 12 человек (до 40 лет) на кафедру математики и 8 человек на кафедру физики. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность нашему Клубу выпускников, который финансирует программу поддержки молодых преподавателей (стипендию и средства на оснащение рабочих мест).

За последний год возросла активность наших преподавателей в повышении квалификации, т. е. в защитах диссертаций.

Научная деятельность . Сейчас мы имеем консолидированные данные по научной деятельности, которая проводится в МФТИ и в тех двух организациях, с которыми Физтех является учредителем — это УНПК и Центр перспективных промышленных технологий, созданных для работы с оборонным комплексом. Здесь ситуация такая. Суммарное финансирование на Физтех 17 млн. в 1998 году и 43 млн. в 1999. В рамках программы интеграции мы имеем один проект по созданию учебно-научных центров, и в рамках этого проекта работают 17 центров. Министерство науки нам очень помогло. Физтех имеет суперкомпьютерный проект, в рамках которого, как первый шаг, улучшается сетевая инфраструктура в институте. Физтех являлся головным по программе «Критические технологии». В этом году произошло укрупнение этой программы, сейчас это подпрограмма в разделе «Производственные технологии», называется она «Радиационные технологии создания и исследования объектов в машиностроении и приборостроении». Здесь изменились и условия: внутренние проекты составляют теперь только 25 % (раньше 50 %).

Международная деятельность . Установлено сотрудничество с НАН Украины, с НАН Белоруссии. К сожалению, всего 10 иностранных студентов учатся в магистратуре и аспирантуре — это не масштаб Физтеха. В планах на следующий год — изменить ситуацию. Я думаю, эта работа может эффективно вестись только с помощью базовых кафедр. Ресурсы, которые могут быть получены (и немалые), должны идти в основном к тем, кто «привел» этих студентов и аспирантов, и к тем, кто их обучает.

За это время мы взаимодействовали с рядом зарубежных фирм, которые приняли участие в оснащении наших Центров, масштабы их вливаний — существенные. Фирма Intel за два года поставила техники примерно на $ 60 000, Sun (90 000), IBM (90 000), Cisco (30 000), Schumburger (5 000). Есть фирмы, например, Global One, которая регулярно платит за наших выпускников и аспирантов.

Финансовая деятельность . Оплата труда возросла в институте (сравниваю с 1998 годом) с 15,5 до 23,8 млн. (на 52 %). Первого апреля на 40 % зарплата была повышена, у нас несколько больше, это связано с увеличением приема. Возросли стипендии с 8,5 до 18,4 млн. (в 2,2 раза). Внебюджетная деятельность, реинвестированная в учебный процесс — 4,6 млн. в 1998 и 10,8 в 1999 (рост в 2,4 раза). При этом надо учитывать, что мы потеряли доходы от киевского и казахстанского наборов. Целевые внебюджетные средства: 10 млн. в 1998 году и 22 в 1999.

Задолженность выросла с 26,2 млн. по коммунальным платежам до 31,7 млн. Рост меньше, чем раньше, потому что были поставлены счетчики, а это означает оплату по более низким тарифам. Взаимозачеты, к сожалению, не состоялись. Сейчас у нас в Министерстве приняты документы (они полностью готовы) на взаимозачеты на 13 млн., но их дальнейшая судьба пока не совсем ясна. Наиболее тяжелая ситуация по воде: институт находился в арбитражном состоянии с Долгопрудненским водоканалом. Сумма иска составляет 18,2 млн. рублей. Это беспрецедентный случай. Почему образовалась такая высокая задолженность? Мы платим 7-10% коммунальных платежей за счет внебюджетных источников, делаем взаимозачеты. Но водоканал всегда жестко ставил условия. Требовал оплату живыми деньгами, и никаких послаблений не делал.

Внебюджетные средства факультетов . Здесь лидеры: ФПМЭ, ФАЛТ, ФРТК, ФАКИ. Средства, которые они зарабатывают, делятся так: 30 % идут в распоряжение факультетов (до лета 1998 г. 50), 20 — общеинститутским кафедрам, 50 — в распоряжение ректорату. Т. е. 30 %, которые идут непосредственно факультетам, это весьма значимые суммы для реализации серьезных проектов. Я хочу сразу сказать, поскольку такие вопросы возникали, в основном внебюджетные средства тратились на приобретение предметов длительного пользования и на капитальный ремонт. Расходы на зарплату были очень небольшие. У вас в таблицах приведены данные. В будущем, мне представляется, необходимо увеличить долю этих средств на оплату труда.

Хозяйственная деятельность . Продолжены действия по получению здания в Москве. Идет «позиционная война», она будет продолжаться еще достаточно долго. Надеемся (сейчас готовятся документы) получить еще одну базу в Геленджике.

Проводилось большое количество ремонтных работ — это аудитории, кровля, котельная, кабельные сети, общежития, профилакторий. Профилакторий сейчас полностью переделывается. За этот год в общежитиях поставлены 500 комплектов мебели, также мы наладили изготовление, так сказать, «студентоустойчивой» мебели для аудиторий. Изготовили нашими силами примерно 700 единиц.

За это время налажена издательская деятельность с привлечением наших выпускников. У них собственный бизнес, но они существенно помогли и помогают Физтеху. Вы видите сборник, выпущенный издательством специально для этого собрания. В 1999 году было издано 500 наименований учебной литературы, объемом 500 печатных листов, тиражом почти полмиллиона экземпляров. Однако, как только мы это сделали, у нас сразу образовалась финансовая дыра, т. к. резко возросло число заявок и, следовательно, потребление расходных материалов.

Мы создаем и развиваем центры , которые в перспективе должны превратиться в учебно-научные центры. Здесь должны быть созданы благоприятные условия для молодежи — рабочие места с неплохим уровнем оплаты; чтобы сотрудников можно было привлекать и к педагогическому процессу, особенно это касается компьютерных наук.

Центр сетевых образовательных технологий и систем (СОТИС, руководитель доцент Н. Н. Соболева) переводит то, что у нас имеется на бумаге, в компьютерные формы, реализует возможность дистанционного обучения студентов через Интернет. Этот Центр получил грант фирмы Intel в размере $30 000 в этом году.

ЦОСиВТ — это центр факультета квантовой электроники, разрабатывает административную сеть института. Цель такая: во-первых, у себя улучшить эту инфраструктуру, обеспечить более четкую административную работу, опирающуюся на современные технологии, иметь базы данных студентов и сотрудников. В 2001 году планируем использовать эту инфраструктуру, чтобы на другом уровне построить информационный обмен с базовыми кафедрами.

Центр дополнительного и профессионального образования занимиается переподготовкой специалистов для крупных компаний Центрального банка РФ. Этот год — год роста. Сейчас в Центре проводится обучение по инновационному менеджменту. В интересах Центрального банка по телекоммуникационным системам мы осуществляем с октября подготовку и переподготовку региональных специалистов. В этом году то, что поступило в казну института, было использовано на оплату преподавателям и на создание инфрастуктуры, а это около $ 70 000. Хотя это только начало. И здесь мы проводим политику создания рабочих мест, чтобы наши преподаватели могли нормальным образом заработать своей профессией.

Сейчас в процессе становления Центр информационных и телекоммуникационных технологий, (научный руководитель Центра академик Н. А. Кузнецов). Мы получили от фирмы Cisco сетевое оборудование . Сейчас Физтех имеет неплохие телекоммуникационные возможности, т. к. АО «Вымпелком» предоставило нам оптоволоконный канал. По этому поводу хочу выразить благодарность нашему выпускнику Д. Б. Зимину. Также мы включены в программу высокоскоростной сети Мирнет, что обещает заманчивые перспективы. Мы находимся в процессе формирования центра компаний Intel, Sun Microsystems, IBM. По-видимому, эти центры объединятся в рамках одного компьютерного центра и руководить их работой будет чл.-корр. В. П. Иванников.

В заключение разрешите мне остановиться на задачах 2000 года.

1. Финансовые результаты . Привлечь целевые внебюджетные поступления на уровне прошлого года. Это для нас практически предел. Доходы от образовательной деятельности увеличить на 50 %. Доходы от переподготовки — в 2 раза. Доходы от научной деятельности повысить на 15–20 %. Решить, в основном, вопрос о реструктуризации коммунальной задолженности.

2. Учебно-методическая работа . Завершить формирование и реализацию общего компьютерного цикла. Провести формирование и реализацию общего экономического и правового образования. Проработать вопросы вариативности общеинститутского образования. Провести методическую проработку образования по новым специальностям. Повысить результативность работы аспирантуры.

3. Внешние воздействия . Поддерживать внешнее позиционирование института на уровне 1999 года.

4. Международная деятельность . Разработать и реализовать концепцию международной деятельности института.

5. Административно-управленческая структура . Завершить, в основном, формирование внутреннего хозрасчета, распределения полномочий.

6. Инфраструктура института . Завершить, в основном, формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры. Привлечь для этого целевые ресурсы на уровне 1999 года. Ввести в действие административную сеть института, охватывающую ректорат, деканаты, учебный отдел, канцелярию, отдел кадров, ПФО, бухгалтерию. Проработать вопрос подключения кафедр, включая базовые. Завершить формирование Межвузовского «Физтех-центра» (руководитель И. Г. Шомполов). Завершить формирование УНЦ Информационных и телекоммуникационных технологий (руководитель академик Н. А. Кузнецов).

7. Хозяйственная и обеспечивающая деятельность . Продолжить ремонтные работы в институте на уровне 1999 года. Завершить формирование хозслужб и упорядочение их инфраструктуры. Увеличить изготовление мебели собственными силами на 25 %. Отремонтировать 50 % маленьких аудиторий в ГК. Отремонтировать одну поточную аудиторию. Разработать план ремонтных работ на территории института и студгородка. Приложить все усилия, чтобы реализовать проект «Геленджик-2».

8. План развития . К концу 2000 года осуществить разработку согласованногоплана развития института на 2001 год.

Это очень напряженные планы. Ограничения, при которых администрация может их реализовать: внешняя ситуация должна быть не хуже уровня прошлого года, и должны отсутствовать серьезные фискальные действия в отношении института.

В заключение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, пожелать всем нам успешной работы в будущем году, и поскольку сейчас свирепствует эпидемия гриппа, то прежде всего желаю всем — здоровья. Спасибо.

Выпуск №1504