Новые экономические отношения в России привели и к новым формам социальной организации, в том числе и в области науки и технологии. МФТИ не остался в стороне от происходящих перемен. В девяностых годах в институте было создано более десятка различных центров, являющихся структурными подразделениями нового типа. Деятельность подавляющего большинства из них лежит в области современных компьютерных технологий.

Появление центров МФТИ стало ответом на требования времени. В начале девяностых практически всем стало очевидно, что уровень развития, а главное, распространения целого ряда компьютерных и информационных технологий в России значительно ниже, чем на Западе. Введение на Физтехе обязательного вычислительного практикума на компьютерах и создание новых структур стали естественным откликом вуза, привыкшего всегда быть на переднем крае науки и технологии.

Позволим себе ввести читателя в курс дела. Первым, как известно, стал созданный еще в 1991 году Учебно-научный центр программных средств обучения (УНЦ ПСО МФТИ), ставящий своей целью профессиональное обучение студентов, аспирантов и сотрудников МФТИ современным компьютерным технологиям. Через несколько лет появился Центр открытых систем и высоких технологий (ЦОС и ВТ МФТИ), ориентированный на исследования и разработки в сфере информационных систем, баз данных и математического моделирования. А за последние два года (1998–1999) на Физтехе появилось целых девять центров, охватывающих своей деятельностью различные области компьютерных технологий. Это Центр сетевых образовательных технологий и систем (Центр СОТиС МФТИ), в задачи которого входит разработка и поддержка дистанционных учебных проектов, Центр компьютерных сетей — Сетевая академия Cisco, ориентированный на фундаментальную подготовку специалистов по проектированию, строительству и техническому сопровождению локальных и глобальных сетей, Центр защиты информации, занимающийся научной и учебно-методической работой в области защиты информации, Объединенный центр телекоммуникационных технологий, координирующий учебно-научную работу центров и подразделений института в области телекоммуникационных технологий, Центр дополнительного профессионального образования (ЦДПО МФТИ), ориентированный на профессиональную переподготовку и, в том числе, повышение квалификации по компьютерным и сетевым технологиям, Центр МФТИ-ТЕЛЕКОМ, ответственный за обслуживание и развитие телекоммуникационной сети МФТИ, Центры технологий корпораций Intel, IBM и Sun Microsystems, созданные на основе совместной инициативы соответствующих фирм и института для подготовки специалистов в передовых областях компьютерных технологий. Следует упомянуть и стоящий несколько особняком Центр «Физтех-Информ» (ЦФИ МФТИ), созданный в целях обеспечения единой информационной политики МФТИ, координации деятельности института в информационном поле и продвижения марки «Физтеха».

Эти структурные образования, органично дополняя традиционные кафедры, в то же время более гибки и лучше приспособлены к современным рыночным условиям. Кафедра, объединяющая ученых и студентов, чьи интересы лежат в определенной области науки, чаще всего существенно зависит от финансирования со стороны государства, а потому имеет перед ним определенные обязательства при выборе направления исследований и программ подготовки специалистов. А государственная «машина» реагирует на изменения рынка и возникновение новых перспективных областей деятельности медленно и не всегда адекватно.

В отличие от кафедр, центры существуют за счет инвестиций, привлекаемых под перспективные идеи и проекты из различных, часто негосударственных источников. В создании и работе этих структур принимают участие ученые, преподаватели, аспиранты и студенты разных кафедр и факультетов института. Внедрение и коммерческая реализация готового продукта занимают важное место в деятельности центров, наряду с обучением, проведением научных и технологических исследований и разработок. С другой стороны, широкое вовлечение студентов в образовательный процесс удается пока не всем центрам. Одним из возможных путей развития была бы более тесная интеграция центров с кафедрами.

По всей видимости, возврат к прошлому, к советским методам управления и финансирования уже невозможен. В то же время значение науки для развития нашего государства будет только возрастать, также как и конкуренция на мировом рынке высоких технологий. Очевидно, что необходимы новые формы организации научных исследований, разработки и внедрения удачных технологических решений. На данном этапе центры выглядят наиболее перспективными структурами с точки зрения организации научной деятельности в условиях рыночной экономики, хотя многое неизбежно делается методом проб и ошибок. Поэтому разговор о центрах, их преимуществах и недостатках, о разных точках зрения на перспективы их развития наверняка будет продолжен.

А. ЛЕОНОВ

Выпуск №1503