Мне посчастливилось принять участие сразу в двух научных конференциях 1999 года. Принципиальное различие между ними — возраст их участников. Шестая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», проводимая на базе МГТУ им. Баумана, и первое физтеховское мероприятие такого рода — конференция «Старт в науку». С этих позиций, пожалуй, и следует их сравнивать.

Я бы выделил три основных критерия: организация конференции, уровень представленных работ и компетентность жюри. Думаю, не совру, если скажу, что компетентность жюри не вызывала сомнений ни на одной из конференций. Этого, к сожалению, нельзя сказать об уровне работ. Но если «бауманцы» за 6 лет получили известность, престижность, а вместе с тем и возможность богатого выбора, то для Физтеха это своеобразный дебют. Кроме того, победителям «Шага в будущее» предоставляется стопроцентная гарантия поступления в институт. Может быть, поэтому на «Старте в науку» было так мало одиннадцатиклассников (по крайне мере на моей секции). Насколько я знаю, предоставление таких гарантий не предвидится, а значит, не предвидится и наплыва участников. Но все же я полностью согласен с принципом Физтеха: «Наука должна делаться чистыми руками».

Обидно, что во время обсуждения не всегда четко соблюдалось правило: «никто не может отвечать на вопросы вместо выступающего, даже его научный руководитель». Конечно, жюри обязано быть доброжелательным, дабы не отпугивать потенциальных участников, но правила должны быть общими для всех. Это самое слабое место «Шага в будущее», поскольку расписание не выдерживалось, мероприятия постоянно переносились и отменялись. В результате этой неразберихи я остался без заслуженного диплома третьей степени. Кроме того, корпуса МГТУ им. Баумана — это настоящий лабиринт, а указателей или добровольных проводников я там не встречал! Физтеху же честь и хвала — в этих вопросах «Старт в науку» полная противоположность «Шагу в будущее». Особенно удачно были организованны лекции космонавтов и ведущих ученых. А наглядные карты студгородка на каждом буклете позволяли не кидаться на встречных студентов с вопросами: «Кто такие КПМ, ГК, НК, ЛК, АК и где они находятся?»

Чем объяснить такую разницу! Ведь Физтех не требовал никаких предварительных регистрационных взносов, а оргвзнос 200 рублей, наверное, не окупил и десятую часть расходов. В общем-то, Оргкомитет «Шага в будущее» в первые годы тоже не требовал значительных финансовых вливаний. На сегодняшний же день картина такова: 15 долларов — регистрационный взнос только за принятие заявки, а по прибытии еще 35 долларов. Такие траты по новому межбанковскому курсу зачастую не под силу школам или институтам, а уж тем более родителям. Собранная сумма не осталась без внимания налоговой полиции, поэтому работа по проверке велась параллельно с нашей, причиняя массу неудобств.

Это в полной мере объясняет чехарду с «техническими неполадками» и бесконечными задержками «на 15 минут». Но кроме этого, в довершение разгорелся еще один скандал по поводу того, что преподаватели, присутствовшие на секциях, не получили обещанного вознаграждения.

Такие события наводят на мысли о справедливости идеи «конференция без победителей». Важно, чтобы побуждающим фактором не была гарантия выгоды от сотрудничества: будь то поступление в престижный институт или круглая сумма от участников конференции или государства. Остается только пожелать Физтеху не потерять лицо в этой гонке за популярностью.

Мнение научного руководителя работ учителя физики лицея № 51 Людмилы Михайловны Томчиной: «Очень огорчены ребята, что рекомендации министерства для поступления в вуз оказались пустой бумажкой. Нигде, ни в Москве, ни в других городах она не вызвала интереса у приемных комиссий. Предложение для оргкомитета на будущее: вместе с дипломом победителя давать сразу же письменное подтверждение, хотя бы для Физтеха для 11-классников, о дополнительных баллах на вступительных экзаменах, например, лауреат — 10 баллов; диплом 1-й степени — 8 баллов диплом 2-й степени   6 баллов, диплом 3-й степени — 4 балла. И надо дать право выбора самому абитуриенту определять на какой предмет и сколько баллов отдать. А на конференции без наград ребята вряд ли пойдут, точнее, в этом не будут заинтересованы научные руководители».

Июнь 1999 г. Н. ШОСТАК, ученик 11 класса лицея №51 г. Тольятти, в н. в. студент 1 курса ФРТК МФТИ

Выпуск №1491