Выступление Н. Н. Кудрявцева, профессора, ректора МФТИ

Уважаемые коллеги, рад видеть вас в этом зале. Действительно, годичное собрание профессорско-преподавательского состава – это событие. К нему мы готовились, учитывая опыт предыдущих лет, полагая, что нужно вести политику открытой информированности наших сотрудников о делах в институте. Я больше хотел бы сосредоточиться на неких концептуальных моментах и на комментариях событий, которые произошли за год.

Дело в том, что для того, чтобы действовать, мы должны выработать и сформулировать цель, которую должны достичь. Это обсуждалось на прошлом собрании, на Ученом совете. Наша стратегическая цель звучит следующим образом: Физтех на основе отбора талантливой молодежи и индивидуального обучения целевым образом готовит элитных специалистов научно-технического профиля и управленцев, глубоко владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, способных самообучаться и эффективно работать на динамично изменяющихся наукоинтеллектуальноемких отраслях народного хозяйства. Таким образом, здесь сформулировано то, что Физтех готовит элиту научно-технического профиля для работы в нашем народном хозяйстве.

Давайте теперь посмотрим, что Физтех для этого имеет как базу. На сленге коммерческой деятельности, он имеет раскрученную торговую марку. Он имеет определенные преференции, которые выражаются в нашем бюджетном финансировании – утвержденный постановлением Правительства к 50-летию Физтеха коэффициент 1 : 3 (отношение преподаватель – студент). Это самый маленький коэффициент (реально у нас он несколько больше – ж 1 : 3,5), благодаря которому мы сейчас имеем удвоенную стипендию. И наконец, третье, что мы имеем – это сформировавшееся физтеховское сообщество, что даже больше, чем Большой Физтех, в рамках которого мы работаем. Вообще говоря, эти три компоненты уже являются основанием того, чтобы мы чувствовали себя спокойно, поскольку такая ситуация позволяет достаточно эффективно жить и работать. Другое дело – отношение власти к научно-технической элите в данный момент времени таково, что именно отсюда идут серьезные проблемы.

Но вернемся к нашим преимуществам. Мы, затрачивая на это много усилий, имеем хорошую систему отбора. Удалось сохранить то, что мы привлекаем на Физтех одаренных, талантливых ребят со всей России. Фактически такую систему вузовской подготовки, как на Физтехе, в России ни один вуз не имеет. Это наше очень важное и самое сильное конкурентное преимущество. Следующее – это высокий уровень базовой подготовки, фундаментальной подготовки: физика, математика, новые Computer Science, английский язык. Учитывая объемы часов, уровень преподавателей – только ограниченное число университетов могут здесь составлять нам конкуренцию. И наконец, то, что у нас было очень сильно развито и раньше – это целевая подготовка на наших базовых кафедрах. Вот наши три конкурентных преимущества.

Тем не менее все мы испытываем чувства определенной тревоги и дискомфорта. На наш взгляд, это происходит именно потому, что в последние годы наблюдается очень быстрое изменение внешних ситуаций. Мы себя чувствуем неуверенно именно потому, что не можем адекватно реагировать на быстрые изменения, а совсем не потому, что Физтеху нечего делать.

В связи со сменой Правительства, на Координационном совете мы думали и стали формулировать новую сверхзадачу для Физтеха. Но эта работа продолжения не получила именно потому, что просто изменились условия. В соответствии с этим мы должны выполнять ту задачу, которая определена нашей стратегической целью. Требование момента также состоит в том, что сейчас с разной скоростью, разной степенью внедрения, во всех областях необходимы профессионалы высокого уровня, поэтому задача Физтеха – готовить, в рамках нашей стратегической цели, элиту, которая может работать в наукоемких областях народного хозяйства.

(О том, насколько быстро изменяются внешние условия, я бы только один привел пример. В должности ректора я чуть больше полутора лет, но уже работаю с третьим министром образования).

Надо нашу стратегическую цель, может быть, еще раз обсудить, подкорректировать. Но она должна быть нашей вехой, и по выполнению этой цели вы должны оценивать работу управляющей команды, ректората, деканов.

Теперь я бы хотел остановиться на том, что было сделано за прошлый год, и рассказать, что необходимо будет сделать в следующем.

В соответствии с декларациями и планами, которые были обозначены в том числе и в предвыборной моей программе, создан Координационный совет института. Председатель -- академик А. Ф. Андреев. Совет начал работать. Проведено два заседания. Первое носило организационный характер. Второе заседание – это уже углубленный обмен мнениями по путям развития Физтеха. Это очень важно, потому что таким образом к стратегическому управлению Физтехом мы привлекаем лиц очень высокого ранга.

В рамках Координационного совета в феврале этого года с большим привлечением научной общественности были заслушаны выступления наших заведующих кафедрами: А. Д. Гладуна (каф. общей физики) и кандидата на пост заведующего кафедрой теоретической физики Ю. М. Белоусова. Фактически Координационный совет высказывает мнения и дает рекомендации по назначению заведующих ключевыми кафедрами Московского физико-технического института.

В дальнейшем представляется, что на Координационный совет необходимо возложить именно функции стратегического плана, и по-видимому, предстоит работа по определению границ, в которых он должен работать. Сейчас пока это не совсем ясно.

Если говорить об управляющей команде, о ректорате, то за прошедший год эта команда фактически сформирована. Как она будет работать – это уже вам судить. По крайней мере, члены этой команды в достаточной степени адекватны ситуации, и моя цель состоит в том, чтобы ректорат работал действительно единой командой. Изменений за это время достаточно много. К сожалению, нас покинул С. А. Гуз (но не институт, а управляющую команду). Теперь тот объем работы, за которую он отвечал, частично выполняется В. И. Кондауровым, проректором по учебной работе (курирует младшие курсы) и проректором Ю. А. Самарским (подготовка приема в институт). Раньше проректора по приему не было, но в последнее время, именно для укрепления нашей базовой составляющей – обеспечения высококачественного приема в институт – это представилось необходимым.

За прошедший год мы начали, но, надо сказать, не очень далеко продвинулись в работе, совершенствование административной структуры института. Стали проводить ревизию: что же все-таки из себя представляет Московский физико-технический институт. С сожалением должен сказать, что примерно два месяца у нас ушло только на то, чтобы понять как он устроен. В такой ситуации, когда во многих случаях не ясно устройство, функции отдельных подразделений, мы не можем быть адекватны к быстро изменяющейся внешней среде. Какие-то действия были произведены, т. е., например кафедра ??????? была объединена с кафедрой вычислительной математики, несколько подразделений были закрыты. Работа по передаче полномочий идет, ее нельзя делать очень быстро, мы не все к ней готовы, но эта линия проводится. Это значит, что полномочия передаются непосредственным руководителям, а руководство осуществляется все в большей и большей степени в рамочных условиях, постановкой задач и проверкой выполнения их. А уже в своей деятельности руководители используют собственные ресурсы и действуют в соответствии со своими возможностями.

Мы находились весь этот год в очень жесткой бюджетно-финансовой ситуации. Дело в том, что бюджетное финансирование было сокращено на 67%, если говорить по зарплате и стипендии. Это решение было принято в конце марта, т. е. первый квартал мы получали как бы по прошлому году. Поэтому, чтобы выйти на эти 67%, совсем тяжелыми оказались последние месяцы, где приходилось по 50%. Практически все вузы находились в таком положении. Мы были в несколько лучших условиях из-за нашего коэффициента. Даже безотносительно к этой ситуации, мы думали о том, что для делегирования полномочий нашим подразделениям мы должны вводить фондовую систему оплаты труда (т. е. руководитель распоряжается фондом надбавок). Эта система позволила нам с минимальными потерями пережить трудное время. Уже в этот момент институт зарабатывал деньги на платных услугах, хозрасчетной деятельности. Так же несколько смягчить кризис позволило нам привлечение внебюджетных источников. У нас есть намерения эту систему развивать. Она хорошо работает не только в печальных случаях, когда финансирование сокращается, но и когда оно увеличивается, это дает возможность проводить стимулирование, поддержку именно тех подразделений, которые привлекают внебюджетные источники.

В качестве основных достижений, я считаю то, что разобраны завалы нашей бухгалтерии. Большая заслуга в этом нашего главного бухгалтера Е. Г. Соловьевой.

Мы проводили большую работу по привлечению дополнительных ресурсов: спонсорская помощь, дополнительное финансирование от министерства образования. В результате получилась достаточно внушительная сумма в районе 21-22 неденоминированных млрд. рублей.

Должен вас проинформировать, что 25 декабря 98 года юридический адрес МФТИ переведен в Москву, пока он находится по месту нахождения нашего общежития. Это делается для того, чтобы привлечь в институт дополнительные ресурсы, т. к. по московским законам есть льготы для высших учебных заведений. Это открывает для нас возможность получения дополнительного внебюджетного финансирования, что уже и сделано.

Сейчас нами проводится работа по получению здания в Москве, для проведения учебной и научной работы. Оно находится в районе ВДНХ, это примерно 4 – 4.5 тыс. кв. м. Проведены встречи с префектом северо-восточного административного округа и другими официальными лицами. С их стороны принято положительное решение, готовится решение Правительства Москвы.

Возможны всякие повороты, но вероятность, что здание будет получено, я оцениваю как очень высокую.

Следующий блок вопросов, который я хотел бы осветить, связан с образовательным процессом. Последний прием в институт проведен на достаточно высоком уровне. Здесь надо отметить роль С. А. Гуза, готовившего его, и В. А. Школьникова, его реально проводившего. Мы имели конкурс 2 человека на место. Но надо понимать, что сейчас конкурс – вещь довольно условная. Если вы посмотрите таблицы, то увидите, что на ФОПФе конкурс был низкий, а бал принятых очень высокий. Дело в том, что на ФОПФ в основном идут победители олимпиад самого высокого уровня. Поэтому конкурс «2» ни о чем не говорит. После пробных экзаменов в марте, мы опасались, что будет наплыв абитуриентов, и придется отказывать хорошо подготовленным ребятам. Поэтому была поставлена задача сделать более трудное задание по физике и математике. Уровнем приема мы довольны, прошедшая сессия показала, что первый курс учится у нас неплохо. С учетом того, что миграционные возможности нашего населения из-за финансовой ситуации стали хуже, мы выезжали в 10 городов, чтобы проводить пробные и вступительные экзамены.

Осуществлен переход на двухуровневую систему образования. Это потребовало существенных подвижек в учебном плане. В 2000 году выпустим первых магистров. Сейчас мы уже более–менее определились с местом физики и государственным экзаменом по физике в 6 семестре, и близки к определению, где должен быть экзамен по математике. Идет невидная, но очень большая работа по модернизации учебного плана. Я уже сегодня получил от некоторых представителей базовых кафедр совершенно оправданные замечания на этот счет. У нас четвертый курс перегружен, например. Работает методическая комиссия, причем, очень активно, через очень непродолжительное время, мы будем пользоваться ее рекомендациями.

В качестве важного элемента должен отметить, что произошло лицензирование ряда специальностей по экономике и менеджмента, в процессе находятся специальности по телекоммуникациям. Сначала с инициативой выступал ФУПМ, сейчас ФПМЭ, к ним присоединились радиотехники и последнее время факультет аэрофизики. Это особый момент, он состоит в том, что сегодня, в рыночной ситуации, ряд потребителей, не устраивает наша специальность «прикладная математика и физика». Требуются конкретные специальности. Я отношусь, в общем, к этому положительно. Но здесь существуют вопросы, с которыми мы должны быть максимально аккуратны, чтобы наш стержень – подготовка по специальности «прикладная физика и математика» -- был сохранен. Тем более, что сейчас мы даем эту специальность как элитную, под нашим контролем мы ее «десантируем» в ряд вузов (в основном для одной элитной группы этого вуза) и следим за высоким качеством подготовки по ней.

Важной вехой жизни в институте явилось создание гуманитарного факультета (руководитель А. И. Кобзев). С гуманитарным образованием у нас были объективные проблемы. Сейчас удалось привлечь из Московского университета, из других ведущих вузов гуманитарного профиля преподавателей очень высокого уровня, достаточно молодых. И мотивация их – не зарплата; такие специалисты, если они действительно специалисты, стоят достаточно дорого. Их мотивация состоит в том, что они видят профессиональный интерес в общении со студентами Физтеха. Создающаяся система должна быть самоподдерживающейся, т. е. факультет будет иметь свой защитный совет, свое издание и т. д. Приятно, что новые сотрудники нашли язык с теми, кто у нас уже работал, конфликта не произошло. Сейчас факультет имеет все основания для неплохого развития в будущем.

Мы создали центры: Центр довузовского дополнительного образования, возглавляемого доцентом И. Г. Шомполовым, в котором сосредоточена работа по организации олимпиад различного уровня. В Центре работа кипит. На очень хорошем уровне проведена конференция соросовских учителей. Сейчас готовимся провести Международную научно-техническую конференцию школьников «Старт в науку». Этот Центр, совместно с ЗФТШ при МФТИ, дает нам возможность опираться на более широкую среду школьников и обеспечивать более высокий конкурс в институт. Создан Центр образовательных технологий и систем (СОТИС), руководитель доцент Н. Н. Соболева. Ведется деятельность по созданию электронных средств образования. Создан Центр переподготовки, здесь успехи менее значительные, но, я надеюсь, в ближайшее время они будут. Физтех должен активно выходить на этот рынок.

Открыто платное отделение ФПМЭ совместно с Российским Новым Университетом, возглавляемым хорошо известным выпускником Физтеха В. А. Зерновым. Здесь проводится подготовка по экономическим специальностям.

За это время создано много кафедр. Это кафедра в Высшей школе экономики, в Институте системного анализа РАН, в корпорации Анкей – это первый опыт организации базовой кафедры в коммерческой организации, несмотря на то, что институт выделил некоторые средства, практически финансирование проводится корпорацией, преподаватели получают хорошие деньги, и студенты готовятся по очень важным специальностям.

Сейчас прорабатывается проект -- 11 дипломников ФРТК делают свои дипломы в корпорации Global-One. Корпорация телекоммуникационная, с 50 % американского капитала, 50% принадлежит нашему телеграфу. Здесь много тонких моментов, декан ФРТК В. Г. Шинкаренко успешно справляется. Коммерческая телекоммуникационная организация обеспечивает услуги в России, такие специалисты нужны, но здесь мы должны бать аккуратными, ведь могут изменяться интересы учредителей корпорации, и мы сейчас думаем о создании инвариантной кафедры, которая была бы от этого застрахована. Студенты там работают, получают хорошие зарплаты, и это хороший рынок для наших физтехов.

Серьезным шагом стало открытие на Физтехе центров важнейших компьютерных фирм – Intel, IBM, в стадии открытия центр фирмы SUN. Разрешение мы получили в прошлом году, но оборудования еще нет. Фирма Intel поставила класс современных компьютеров Физтеху, в рамках нашего финансирования мы не могли бы себе этого позволить. Тем не менее фирма поставила нам такой класс, ее требование состояло в том, что компьютеры должны стоять в отремонтированном помещении, студенты должны на них проходить учебный процесс, на них может выполняться также и научная деятельность. Фирма IBM нам уже поставила достаточно мощный сервер. Сейчас принято решение о поставке еще более мощного сервера стоимостью порядка 150 – 180 тыс. $. Эта фирма в отличие от фирмы Intel не возражала бы, а, может быть, даже и приветствовала, если бы не только научная, но и коммерческая деятельность здесь тоже проводилась. Что касается фирмы SUN, подвел кризис, а то примерно на 100 тыс. $, оборудование уже было бы здесь. По-видимому, это будет сделано где-нибудь к лету.

Многие из вас прошли сюда через наш Экспоцентр. Здесь мы хотим иметь представление наших базовых кафедр, их достижений, деятельности, которая проводится внутри института, библиотеку публичных выступлений наших сотрудников. По крайней мере, теперь, когда к нам приезжают с визитами различные руководители, это дает возможность показать Физтех. Мы должны иметь здесь нормальную инфрастуктуру.

Начата работа по созданию нормального уровня административной сети института. Делаем это на собственной базе, есть у нас подразделение, ?это же и коммерческая фирма ???Центр открытых систем и технологий (руководитель Александр Хельвас), которая работает на самом высоком уровне. Определенная часть работы уже сделана, сейчас больше речь идет о железе, о проводах и т.д., в этом году мы уже будем иметь некоторое функционирование по ряду подразделений этой сети. Будет формироваться в автоматизированном виде база данных на каждого студента, сотрудника, преподавателя, учет учебной работы и т.д., и что важно, мы хотим иметь хорошее коммуникационное взаимодействие с базовыми кафедрами, уже используя современные технологии.

Существенный этап наступает сейчас в плане оснащения института компьютерной техникой. Около 70 единиц персональных компьютеров хорошего уровня и оргтехники. Основные усилия направлены на оснащения классов (не только классов Computer Science, но и других).

Хочу тепло сказать о Клубе выпускников. В этом году удалось найти тот стиль работы, который устраивал бы и Физтех и Клуб. В тесном контакте мы реализуем много проектов, полезных для Физтеха. Клуб выпускников принял значительное финансовое участие в «интернэтизации» наших общежитий. В качестве пилотного проекта была сделана на замечательном уровне сеть в 3-м корпусе. Совместно с Клубом выпускников решаются проблемы, связанные с составом преподавателей: сейчас молодые преподаватели общих кафедр имеют стипендии Клуба. Это долговременная программа, преподаватель будет получать стипендию Клуба плюс оснащенное рабочее место 3 года, если будет выполнять взятые на себя обязательства (это определяет кафедра).

Что касается хозяйственных служб, прогресс очевиден. Просто в институте стало тепло, просто потому, что промыли батареи, при грязных батареях можно топить сколько угодно, но КПД был бы значительно ниже. У нас была, если не вековая, то проблема десятилетия – это отсутствие воды на верхних этажах высотного общежития. Здесь дело не в Физтехе, а в городских коммуникациях. Подходов и идей было много, тем не менее разобрались, и задачу решили. Летом проводился ремонт. Причем, службы не были готовы к такому объему ресурсов, поступающих к тому же нерегулярно, непредсказуемо, но в итоге справились. Сейчас проводится работа по обеспечению сохранности имущества общежитий, это очень важно.

Работа над всеми проблемами, которые я назвал, безусловно будет продолжена. Хочу остановиться на том, что представляется наиболее важным среди задач нового года.

Одна из них – поиск наших стратегических партнеров. Я имею в виду и базовые кафедры, и базовые организации. Сейчас мы стремимся строить отношения так, чтобы было выгодно и нам, и нашему партнеру. Мы должны искать рынки сбыта наших выпускников, а они действительно имеются, несмотря на кризис.

Важная работа – совершенствование структуры института. Мы никогда не сможем быть адекватными быстро меняющейся внешней среде, если мы не знаем работы механизмов внутри института. Во-первых, позиция руководства должна быть понятной, мы к этому стремимся, во-вторых, должен быть сформулирован ряд ограничений, которые должны соблюдаться. Я считаю, что мы должны действовать в правовом поле внутриинститутских инструкций, решений Ученого совета, нашего Устава – в первую очередь. Во вторых, мы должны опираться на собственные кадры, то есть мы должны работать с теми «солдатами и офицерами», которые у нас имеются, предусматривать вопросы переобучения, повышения квалификации и так далее. Важным я считал бы введение элементов планирования. В полной степени мы ввести их не сможем, но это очень важно, когда мы формулируем себе цели. Мне очень приятно было прочитать тот материал, что у вас имеется. Этот материал представлен факультетами и дан в оригинальной редакции. На самом деле деканы факультетов над целесообразностью планирования уже задумались.

Важным моментом является, безусловно, вопрос мотивации, особенно в условиях низких зарплат. Во многих случаях она неверна, иногда же просто отсутствует. В качестве примера могу привести, в чем состоит мотивация обобщенного проректора. Финансовой подоплеки здесь нет как таковой. Мотивация состоит в том, что заняв это положение, уважаемый проректор получает больше возможностей, больше доходов от какой-то деятельности, где он может использовать свой вес и новые качества, которые получил. При этом работа на институт, а важна здесь именно работа на институт, здесь никак не мотивируется. И это неправильно. Идей, как это исправить, пока нет, но этот вопрос касается не только проректората, а и многих других сотрудников, и задумываться над этим, искать пути подхода нужно.

Мне представляется, что мы должны постепенно вводить элементы конкуренции. Это касается и среды студенческой. Сейчас уже ряд факультетов ощущает нехватку студентов. Несмотря на трудности, рынок тем не менее больше числа студентов. Поэтому нам представляется правильным снижать барьеры для перехода студентов между кафедрами и между факультетами, чтобы иметь определенный отклик на реальные потребности. Но система должна быть очень мягкой. Я спокойно смотрю на временное падение спроса и так далее. Могут быть кафедры, которые в таком состоянии пребывают, и они будут оставаться кафедрами Физтеха, пока не переориентируются и не найдут свое место.

Важным мне представляется укрепление правового поля внутри института, здесь много проблем, и сотрудники института должны понимать, что руководство должно действовать в строгом соответствии с теми требованиями и правилами, которые приняты. У нас в институте сейчас работает неплохой юрист, и эту работу мы должны на следующий год запланировать.

Важное значение мы придаем улучшению внутренней инфраструктуры, в том числе это оснащение, в том числе это административная сеть института и в том числе это телекоммуникационная среда.

В вопросах, касающихся учебного плана, мы должны продвинуться по преподаванию Computer Science и экономики. Это те две задачи, решение которых в том или ином виде должно быть проведено в этом году.

И последнее, что я должен сказать. Мы должны, и уже проводим, но должны проводить с совсем другой степенью охвата обучение персонала. Это очень важно. Сейчас только руководители имеют возможность посещать семинары по управлению. Но, например, разве не полезны определенные знания по психологии секретарям факультетов. Многие из них работают уже очень давно и хорошо, но это позволило бы им работать существенно более эффективно.

Тем для обсуждения и задач, стоящих перед нами, очень много. Мне хотелось бы, чтобы выступающие объективно останавливались и на критических моментах, высказывали идеи. Мы обычно после этого собрания не принимаем конкретных решений, но это значит лишь то, что все выступления и мысли сначала фиксируются, затем они начинают обсуждаться, и через какое-то время они воплощаются в решения Ученого совета, в решения ректората и т.д. Поэтому для нас свободный обмен мнениями представляется очень важным, и я бы вас просил активно в этом участвовать.

В заключение хотел бы вас поблагодарить за работу в это действительно трудное время. Мне представляется, что Московский физико-технический институт в нынешней ситуации имеет всю необходимую основу для того, чтобы эффективно работать в России для подготовки очень тонкого слоя интеллектуальной элиты, без которой невозможен нормальный ход развития государства и эффективный научно-технический процесс.

Выпуск №1465-1466