Подготовка специалистов по радиоэлектронике была открыта в МФТИ в 1952 году, а радиотехнический факультет организационно оформлен в 1956 году в числе первых факультетов МФТИ, призванных готовить кадры по радиоэлектронике, ядерной энергетике, авиационно-ракетной технике и химии.

С тех пор какая бы сторона научно-технического прогресса не выдвигалась на передний план — будь то ядерная энергетика, радиолокация, ракетно-космическая или вычислительная техника и даже экономика — специалисты-радиотехники необходимы были всегда. Ведь радиотехнические методы и системы всё шире и глубже входили и входят в жизнь человеческого сообщества и среды обитания.

В наше время, когда информатика «правит бал», когда будущее определяется освоением информационных ресурсов, факультет вновь на острие потребностей научно-технического прогресса. Специалисты радиотехнического профиля, умеющие разрабатывать и внедрять новые информационные технологии, нужны практически везде.

Что касается выпускников ФРТК, то их востребованность определялась также и субъективными обстоятельствами: факультет всегда отличала должная прикладная направленность, по нашему мнению, в полной мере соответствующая идее Физтеха как технического университета.

Особенность факультета — в обязательном сочетании глубокого теоретического обучения, присущего Физтеху в целом, со значительной экспериментаторской подготовкой, культивируемой на факультете. Это необходимое условие формирования специалиста, способного как выдвигать новые идеи, так и своими руками доводить их до практической реализации. В идеале выпускник ФРТК, например, по вычислительной технике должен в одном лице сочетать подготовленность инженера в области hardware и возможности выпускника ФУПМ в software. Ясно, что такие специалисты привлекут симпатии работодателя. В этом суть элитарности подготовки и менталитета ФРТК, его ниша среди других факультетов на рынке труда. Отсюда и объективно существующие трудности учебы на факультете, а также настоятельная необходимость тщательной оптимизации учебного плана. Деканат и Ученый совет ФРТК видели свою задачу прежде всего в том, чтобы создать на факультете условия, способствующие возможно более полному удовлетворению потребностей студентов как в получении фундаментального элитарного образования радиотехнического профиля, так и в профессиональной подготовке, отвечающей потребностям сегодняшнего времени: новые специализации, дополнительная квалификация, дополнительное образование, возможность дополнительного заработка по основной специализации. Решалась задача организации подготовки студентов по таким востребованным специализациям как телекоммуникационные сети, информационные технологии в управлении и бизнесе, защита информации, а также задача упорядочения подготовки в области компьютерных технологий (по Computer Science).

В текущем учебном году открыта подготовка специалистов по интегрированным сетям связи на договорной основе с группой компаний Global One в России. Направленные на фирму для выполнения дипломных работ 11 студентов VI курса успешно выполнили свои задания. Фирма ощутила их полезность и необходимость. В ближайшее время будет открыта кафедра «Интегрированные сети связи» во главе с выпускником ФРТК д. т. н. профессором, генеральным директором, В. И. Аджаловым. Функционирование кафедры будет соответствовать новому факультетско-базовому принципу, вытекающему из возможностей организации учебного процесса на коммерческом предприятии. По новому базовому циклу, в определенной степени общему с кафедрой ФФКЭ «Телекоммуникационные сети и системы», предполагается проводить занятия со студентами в ИППИ РАН, где директор — выпускник ФРТК академик Н. А. Кузнецов, он же заведующий кафедрой. НИР студенты факультета смогут проходить на фирме Global One. Открыта подготовка по специализации «информационные технологии в управлении и бизнесе» в ИПУ РАН, где имеются базовые кафедры ФРТК и ФПМЭ, возглавляемые одним заведующим — д. т. н. профессором В. Н. Бурковым, выпускником ФРТК. Для сохранения нормального учебного процесса на базовых предприятиях радиофизического и локационного профиля, находящихся сейчас в трудном положении (в силу чего к ним снизился интерес студентов), формируется проект организации базового обучения по единому для куста этих предприятий учебному плану

Прикладная направленность факультета в принципе позволяет совместить подготовку бакалавра по прикладным физике и математике и инженера (специалиста) по одной из стандартных специальностей и завершить четырехлетнее образование двумя дипломами.

Платформой для развертывания подготовки по достаточно широкому спектру информационно-радиотехнических специализаций призван служить факультетский цикл. С середины 60-х годов он обеспечивается кафедрами прикладной радиофизики, возглавляемой до самого последнего времени профессором Б. Н. Митяшевым, и радиотехники, руководимой выпускником ФРТК профессором Э. М. Габидулиным. Реализация идеи О. М. Белоцерковского, в то время ректора института, создать общефакультетские циклы оказалась на ФРТК благотворной.

В наше время научно-технический прогресс разворачивается новой гранью и материальная основа этого создана в сфере радиоэлектроники и связи. Кафедры факультета работают над тем, чтобы ввести в факультетский цикл информационно-телекомуникационно-сетевой блок, который бы синтезировал наиболее важные идеи и принципы Computer Science и связных технологий, в основном за счет перенесения на Физтех в фундамент факультетского образования общей части базовой подготовки по компьютерным технологиям, а также радиофизики и радиолокации. По-видимому, факультетский цикл будет формироваться усилиями многих существующих и новых кафедр.

Менее очевидной является другая назревшая сторона изменения факультетского, да и институтского циклов. По крайней мере для радиотехников пора подумать о том, чтобы отнести в фундамент математического образования многое из того, что является каждодневным инструментом инженера-исследователя и что вынужденно составляет необходимую часть преподаваемых профессиональных курсов.

В свое время молодой тогда еще заведующий кафедрой Л. Д. Кудрявцев, приглашенный ректором И. Ф. Петровым, вместе с кафедрой высшей математики сделали поистине этапный шаг для высшей школы —внедрили университетскую математику в инженерный вуз. Физтех вложил в руки своему выпускнику современное по тем временам «оружие» и научил им мастерски пользоваться. В иные времена, когда инженеры владели линейными дифференциальными уравнениями, физтех свободно оперировал с уравнениями математической физики. Ряды Фурье, Тейлора, интегральные преобразования Фурье и т. д. для физтеха были обычным делом, а для инженеров — экзотикой.

Однако в 70-е годы вузы осуществили фундаментализацию математического и физического инженерного образования. Это в определенной мере нивелировало преимущества Физтеха в уровне фундамента математического образования. В то же время в профессиональные курсы входили обобщенные и специальные функции, преобразования Уолша, Гильберта, z-преобразование, двумерные преобразования Фурье, Ганкеля, интегральные преобразования свертки, корреляции на дискретном и непрерывном полях, дискретные ряды, и т. д. Все это излагалось на потребительском уровне и далеко не системным образом. Ведали бы математики, какими математическими операциями описывается преобразование сигналов в оптико-электронном тракте производства газеты, которую они, возможно, читают! Это же сплошное надругательство над математическим анализом бесконечно малых. Вычислительные методы вошли в программы Физтеха. Дискретная математика войдет по крайней мере как часть Computer Science. В фундаменте нужен математический анализ обобщенных и части специальных функций, более широкого класса интегральных преобразований, серьезный курс случайных процессов.

Конечно, кафедра математики на Физтехе дает прекрасное математическое воспитание и прежде всего она определяет менталитет студента. Нужны личности, которые бы сделали очередной шаг в постановке математического образования на Физтехе не только за счет дополнительных часов и курсов. Надо вооружать выпускника современным «оружием» системным образом.

Выпуск №1463-1464