Н. Н. СОБОЛЕВА, директор Центра СОТИС МФТИ

Сегодня Физтех ищет новые пути, которые позволили бы нашей Alma Mater не только выжить, но и сохранить свое достойное место в образовательной системе России, укрепить международное признание. Одним из очень перспективных направлений на пути к этим целям является развитие новых учебных компьютерных технологий, дистанционных учебных проектов или, коротко, электронных учебников. Современное образование становится сплавом содержания и технологий обучения и его невозможно представить без культуры использования компьютерных технологий в обучении.

Может показаться, что тут-то у нас все хорошо — большая заслуга ректората в том, что компьютерного «железа» у нас в институте достаточно, да и в общежитиях у ребят много компьютеров, интенсивно используется Internet. Однако, очевидно, что за пределами компьютерных курсов и специальностей, электронные средства поддержки учебного процесса используются крайне ограничено. Часто ли вам приходилось видеть лекцию на Физтехе, когда преподаватель кроме мела и доски использует компьютерные слайды и динамические модели, а на лекции каждый студент получает отпечатанный конспект лекций? А ведь все это становится стандартом во многих западных университетах.

Конечно, личное общение учителя и ученика не заменишь ничем, думаю, что многим выпускникам Физтех запомнился именно общением с неординарными людьми. Индивидуальный подход, «штучная» работа — это, конечно, достижения Физтеха, однако, если посмотреть на это с экономической точки зрения, очевидно, что такое обучение чрезвычайно дорого и «роскошь общения» двоечника с профессором, по-моему, действительно становится роскошью. Такое общение студенту еще надо заслужить, подготовиться к нему. Мне кажется, что в процессе обучения всегда можно выделить несколько уровней или блоков. Азы знаний, какие-то формальные моменты вполне может проверить учебная компьютерная программа, избавив преподавателя от рутинной работы. Широко принятое, например, в США тестирование студента в процессе учебы, можно критиковать. Однако, нельзя не заметить, что этот процесс экономит ресурсы и повышает надежность «нижней планки» знаний студента.

О преимуществах электронных учебников я уже писала в «За науку». Электронные учебники и другие учебные материалы, представленные в электронном виде и поддержанные через Internet: электронные расписания, электронные «задавальники», программы курсов, конспекты лекций, описания лабораторных работ, примеры решения контрольных предыдущих лет, компьютерные модели физических процессов и многое другое — все это создает «виртуальное учебное пространство», учебные технологии XXI века. Очень важно также, что именно эти технологии позволят сохранить бесценный многолетний опыт ведущих профессоров Физтеха, взять в будущее все самое ценное из славного прошлого Физтеха. Все это хорошо, скажет читатель, но как разработать электронные материалы для поддержки моего курса? Где время, средства, где технические исполнители, где, наконец, аудитория, в которой я мог бы этот новый курс прочитать? На многие вопросы уже сейчас можно дать ответы. Конечно, это требует большой методической работы, нового осмысления и структуризации курса — но ведь это и есть самое важное и творческое, что есть в профессии преподавателя! Нужны исполнители — привлекайте студентов. Огромный творческий потенциал наших студентов недостаточно используется в этом направлении. Почему бы не рекомендовать в качестве бакалаврской работы, например, создание электронного пособия по недавно изученному студентом курсу? Польза была бы огромной как для студента, так и для преподавателя. Что касается оборудования для таких лекций, оно есть в институте, однако используется в основном для презентаций и выставок. Ректорат должен разработать систему, которая поощряла бы преподавателей работать в этом направлении.

Итак, электронные средства поддержки учебного процесса можно использовать:

— на лекциях для демонстраций, показа слайдов с формулами, рисунками и т.д.;

— при проверке знаний студентов;

— для создания электронных учебников (для студентов и школьников);

— для создания и on-line поддержки учебного процесса через Internet;

— в международной деятельности МФТИ (представление в Internet учебных проектов института и т. д.);

— для творческих проектов студентов МФТИ (олимпиады, конкурсы и т. д.). В МФТИ в 1998 г. создан Центр сетевых образовательных технологий и систем (Центр СОТИС МФТИ), который будет заниматься дистанционными учебными проектами и электронными учебниками.

В задачи Центра СОТИС входит подбор и публикация на сервере Центра самой разнообразной, полезной для студентов и преподавателей информации об учебном процессе в МФТИ, разработка и создание электронных учебников МФТИ, включающей различные проекты от обучения школьников до научной работы, а также организация и поддержка олимпиад, конкурсов, творческих проектов в Internet. Планируется также разрабатывать методические указания для преподавателей по разработке электронных учебных материалов.

Создание электронных учебников и других средств поддержки учебного процесса поможет решить множество проблем: сделать процесс обучения более эффективным, экономичным, вовлечь студентов в создание новых средств обучения, повысить престиж профессии преподавателя, привлечь к преподаванию молодежь.

Тел. 408-7772; E-mail: sob@scph.mipt.ru; http://www.sotis.mipt.ru

Выпуск №1463-1464