К содержанию
  • Размер шрифта:
    • A
    • A
    • A
  • Цвета сайта:
    • Ц
    • Ц
    • Ц
  • Изображения:
    • Включить
    • Выключить
  • Ганитура:
    • Без засечек
    • С засечками
  • Кернинг:
    • a б
    • a  б
  • Интервал:
    • Одинарный
    • Полуторный
    • Двойной
Для озвучки текста - выделите необходимый текст и нажмите кнопку "Озвучить"
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)»

Образование

Информация о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием в отношении каждой образовательной программы: форм обучения; нормативного срока обучения; срока действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации); языка(х), на котором(ых) осуществляется образование (обучение); учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой; практики, предусмотренной соответствующей образовательной программой; об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; о наименовании общеобразовательной программы (для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы).
Информация об описании образовательной программы с приложением образовательной программы в форме электронного документа или в виде активных ссылок, непосредственный переход по которым позволяет получить доступ к страницам официального сайта, содержащим информацию об описании образовательной программы, в том числе: об учебном плане с приложением его в виде электронного документа; об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы) с приложением рабочих программ в виде электронного документа; о календарном учебном графике с приложением его в виде электронного документа; о методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, а также рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, включаемых в основные образовательные программы в соответствии с частью 1 статьи 12.1 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в виде электронного документа.
Информация о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам, в том числе: об общей численности обучающихся; о численности обучающихся за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами); о численности обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами); о численности обучающихся за счёт бюджетных ассигнований местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами); о численности обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приёме на обучение за счёт средств физического и (или) юридического лица (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами);
О наличии или об отсутствии государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения (выписка из государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам").

С информацией  о дополнительном профессиональном образовании, реализуемом в МФТИ, можно ознакомиться по ссылке

Дополнительная информация о  научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления

В основе образования лежит уникальная «Система Физтеха», один из принципов которой предполагает вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу под руководством выдающихся ученых в базовых организациях. Таких организаций-партнеров на Физтехе больше ста. Среди них, помимо целого ряда институтов Российской академии наук, крупнейшие российские технологические предприятия. МФТИ продолжает развитие образовательных программ бакалавриата и магистратуры для предоставления студентам уникальных среди университетов России и сопредельных стран возможностей для получения образования в области физических наук с ранним вовлечением в научную работу в самом широком спектре ведущих научно-исследовательских центров, а также одновременного обеспечения организаций-партнеров талантливыми высококвалифицированными кадрами. 

Научно-исследовательская деятельность студентов

Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов в основном проходит на базовых кафедрах, многие из них принимают участие в крупных проектах, выполняемых базовыми организациями. Вместе с тем многие обучающиеся выполняли НИР в научных лабораториях, базирующихся в МФТИ.

Продолжает развиваться ставший популярным и востребованным научно-образовательной проект «Плавучий университет». МФТИ в 2022 году стал координатором всероссийской программы по этому направлению. Программа получила международное признание и была добавлена в мероприятия Десятилетия ООН, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития. Проект объединяет научные институты и университеты, просветительские организации и компании коммерческого сектора, связанные с изучением Мирового океана, для совместной подготовки научно-экспедиционных кадров. Программа проекта «Плавучий университет» включает научную школу, морские исследования, защиту научных результатов, таким образом, вовлекая студентов в научно-исследовательскую среду. На первый подготовительный этап для участия в научной школе поступило более 1 000 заявок из 140 организаций от студентов-океанологов, геологов, биологов, географов, химиков и физиков.

С целью вовлечения студентов младших курсов в научно-производственную деятельность на базе лаборатории моделирования механических систем и процессов, лаборатории высокоточных систем ориентации и кафедры прикладной механики начало работу студенческое конструкторское бюро (КБ) по малым космическим аппаратам. Проект был поддержан в ключе образовательной инициативы в рамках программы «Приоритет-2030». Начиная с марта 2022 года, студенты вели разработку космического аппарата типа CubeSat, и уже в конце года проект был переквалифицирован в научно-инженерный.

В ходе работы студенческого КБ было привлечено 14 студентов младших курсов, которые под руководством инженеров и преподавателей МФТИ перенимали передовой опыт по созданию отдельных элементов спутников и системные подходы по формированию космических аппаратов. В ходе работы было создано программное обеспечение для создания цифровой модели функционирования космического аппарата (с учетом алгоритмов управления и сбора телеметрии на борту КА), сформулирована миссия для запуска космического аппарата, созданы макеты и лабораторные образцы солнечного датчика, радиолинии, двигателя маховика, силовых катушек, наземной станции наведения радиолинии, монтировка для наведения лазерного луча, корпус КА и другие элементы.

В мае 2022 года МФТИ был включен в число опорных университетов ГК «Роскосмос», став одним из 18 вузов, которые оказывают наибольшее влияние на развитие образовательного и научного потенциала ракетно-космической промышленности России. 

Международное сотрудничество

В направлении международного сотрудничества можно отметить два наиболее значимых пункта: был проведен полный аудит соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами, в результате которого актуализирован статус всех действующих соглашений о сотрудничестве и по всем сохраняющимся партнерствам была успешно пройдена экспертиза Министерства науки и высшего образования РФ.

Намечены новые географические приоритеты (ведущие вузы стран БРИКС и АСЕАН) и стратегия развития международного сотрудничества МФТИ, в первую очередь сфокусированная на научном взаимодействии, научных стажировках студентов магистратуры и аспирантуры в зарубежных университетах, а также совместном руководстве аспирантами. Заключены соглашения с такими ведущими университетами, как, например, Zhejiang University, входящий в топ-100 рейтинга Times Higher Education по ряду предметных рейтингов, Beijing Institute of Technology, входящий в топ-100 рейтинга ARWU по направлениям Aerospace Engineering, Telecommunication Engineering, Computer Science & Engineering, Nanoscience & Nanotechnology, и другие.

Публикационная активность

За 2022 год было опубликовано более 2,2 тыс. научных работ, индексируемых международными базами данных. При этом, доля публикаций, относящихся к первому и второму квартилю, составила более 75%. Распределение публикаций по квартилям по SJR:  49% - Q1, 26%-Q2, 16%-Q3, 9%-Q4.

В целях стимулирования публикационной активности сотрудников и обучающихся МФТИ продолжается реализация целевых программ, предусматривающих единоразовые выплаты авторам публикаций в высокорейтинговых научных журналах. Кроме того, программа включала в себя раздел, предусматривающий выплаты 2 раза в год за высокую цитируемость публикаций. В 2022 году по программе было подано более 1000 заявлений, выплату получило более 250 сотрудников и более 170 обучающихся МФТИ. Так же продолжили действовать программа по привлечению ведущих ученых к научному руководству на обучающимися МФТИ. Программа предусматривает ежемесячный выплаты научным руководителям – участникам программы и выплату стипендий обучающимся, опубликовавшим работы в высокорейтинговых журналах. В программе приняло участие более 100 научных руководителей и более 270 обучающихся.

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ПО ГРУППАМ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В 2022 ГОДУ

Группа научных специальностей

Шифр ГНС

РИНЦ

Результативность исследований и разработок, ед.

Работники, выполнявшие научные исследования и разработки, чел.

кол-во публикаций

кол-во цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет

кол-во патентов

кол-во созданных РИД

кол-во использованных РИД

доктора наук

кандидаты наук

Всего

--

2331

104747

12

117

124

--

--

Всего по группам научных специальностей

--

2331

104747

12

117

124

32

204

Математика и механика

1.1.

326

7235

0

0

1

5

9

Компьютерные науки и информатика

1.2.

148

5691

0

19

17

1

3

Физические науки

1.3.

637

44140

0

9

0

21

115

Химические науки

1.4.

132

4409

0

0

5

2

18

Биологические науки

1.5.

142

8031

0

4

7

1

23

Науки о Земле и окружающей среде

1.6.

62

3148

1

6

7

0

0

Строительство и архитектура

2.1.

1

76

0

0

0

0

0

Электроника, фотоника, приборостроение и связь

2.2.

51

2264

0

0

18

1

6

Информационные технологии и телекоммуникации

2.3.

27

1048

0

0

10

0

13

Энергетика и электротехника

2.4.

42

1803

1

39

7

0

3

Машиностроение

2.5.

142

1681

1

0

0

0

1

Химические технологии, науки о материалах, металлургия

2.6.

274

4561

3

15

0

0

0

Биотехнологии

2.7.

4

307

0

23

0

0

4

Недропользование и горные науки

2.8.

15

714

0

0

48

0

0

Транспортные системы

2.9.

2

25

0

0

0

0

0

Клиническая медицина

3.1.

124

9165

0

0

0

0

0

Профилактическая медицина

3.2.

4

358

0

0

1

1

0

Медико-биологические науки

3.3.

118

5841

6

2

3

0

4

Фармацевтические науки

3.4.

23

1834

0

0

0

0

0

Агрономия, лесное и водное хозяйство

4.1.

0

628

0

0

0

0

0

Агроинженерия и пищевые технологии

4.3.

1

186

0

0

0

0

0

Право

5.1.

0

47

0

0

0

0

0

Экономика

5.2.

12

209

0

0

0

0

3

Психология

5.3.

2

381

0

0

0

0

1

Социология

5.4.

12

229

0

0

0

0

0

Политические науки

5.5.

1

27

0

0

0

0

0

Исторические науки

5.6.

1

4

0

0

0

0

1

Философия

5.7.

3

8

0

0

0

0

0

Педагогика

5.8.

7

47

0

0

0

0

0

Филология

5.9.

6

0

0

0

0

0

0

Теология

5.11.

0

2

0

0

0

0

0

Когнитивные науки

5.12.

12

648

0

0

0

0

0