В основе образования лежит уникальная «Система Физтеха», один из принципов которой предполагает вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу под руководством выдающихся ученых в базовых организациях. Таких организаций-партнеров на Физтехе больше ста. Среди них, помимо целого ряда институтов Российской академии наук, крупнейшие российские технологические предприятия. МФТИ продолжает развитие образовательных программ бакалавриата и магистратуры для предоставления студентам уникальных среди университетов России и сопредельных стран возможностей для получения образования в области физических наук с ранним вовлечением в научную работу в самом широком спектре ведущих научно-исследовательских центров, а также одновременного обеспечения организаций-партнеров талантливыми высококвалифицированными кадрами.
Научно-исследовательская деятельность студентов
Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов в основном проходит на базовых кафедрах, многие из них принимают участие в крупных проектах, выполняемых базовыми организациями. Вместе с тем многие обучающиеся выполняли НИР в научных лабораториях, базирующихся в МФТИ.
Продолжает развиваться ставший популярным и востребованным научно-образовательной проект «Плавучий университет». МФТИ в 2022 году стал координатором всероссийской программы по этому направлению. Программа получила международное признание и была добавлена в мероприятия Десятилетия ООН, посвященного науке об океане в интересах устойчивого развития. Проект объединяет научные институты и университеты, просветительские организации и компании коммерческого сектора, связанные с изучением Мирового океана, для совместной подготовки научно-экспедиционных кадров. Программа проекта «Плавучий университет» включает научную школу, морские исследования, защиту научных результатов, таким образом, вовлекая студентов в научно-исследовательскую среду. На первый подготовительный этап для участия в научной школе поступило более 1 000 заявок из 140 организаций от студентов-океанологов, геологов, биологов, географов, химиков и физиков.
С целью вовлечения студентов младших курсов в научно-производственную деятельность на базе лаборатории моделирования механических систем и процессов, лаборатории высокоточных систем ориентации и кафедры прикладной механики начало работу студенческое конструкторское бюро (КБ) по малым космическим аппаратам. Проект был поддержан в ключе образовательной инициативы в рамках программы «Приоритет-2030». Начиная с марта 2022 года, студенты вели разработку космического аппарата типа CubeSat, и уже в конце года проект был переквалифицирован в научно-инженерный.
В ходе работы студенческого КБ было привлечено 14 студентов младших курсов, которые под руководством инженеров и преподавателей МФТИ перенимали передовой опыт по созданию отдельных элементов спутников и системные подходы по формированию космических аппаратов. В ходе работы было создано программное обеспечение для создания цифровой модели функционирования космического аппарата (с учетом алгоритмов управления и сбора телеметрии на борту КА), сформулирована миссия для запуска космического аппарата, созданы макеты и лабораторные образцы солнечного датчика, радиолинии, двигателя маховика, силовых катушек, наземной станции наведения радиолинии, монтировка для наведения лазерного луча, корпус КА и другие элементы.
В мае 2022 года МФТИ был включен в число опорных университетов ГК «Роскосмос», став одним из 18 вузов, которые оказывают наибольшее влияние на развитие образовательного и научного потенциала ракетно-космической промышленности России.
Международное сотрудничество
В направлении международного сотрудничества можно отметить два наиболее значимых пункта: был проведен полный аудит соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами, в результате которого актуализирован статус всех действующих соглашений о сотрудничестве и по всем сохраняющимся партнерствам была успешно пройдена экспертиза Министерства науки и высшего образования РФ.
Намечены новые географические приоритеты (ведущие вузы стран БРИКС и АСЕАН) и стратегия развития международного сотрудничества МФТИ, в первую очередь сфокусированная на научном взаимодействии, научных стажировках студентов магистратуры и аспирантуры в зарубежных университетах, а также совместном руководстве аспирантами. Заключены соглашения с такими ведущими университетами, как, например, Zhejiang University, входящий в топ-100 рейтинга Times Higher Education по ряду предметных рейтингов, Beijing Institute of Technology, входящий в топ-100 рейтинга ARWU по направлениям Aerospace Engineering, Telecommunication Engineering, Computer Science & Engineering, Nanoscience & Nanotechnology, и другие.
Публикационная активность
За 2022 год было опубликовано более 2,2 тыс. научных работ, индексируемых международными базами данных. При этом, доля публикаций, относящихся к первому и второму квартилю, составила более 75%. Распределение публикаций по квартилям по SJR: 49% - Q1, 26%-Q2, 16%-Q3, 9%-Q4.
В целях стимулирования публикационной активности сотрудников и обучающихся МФТИ продолжается реализация целевых программ, предусматривающих единоразовые выплаты авторам публикаций в высокорейтинговых научных журналах. Кроме того, программа включала в себя раздел, предусматривающий выплаты 2 раза в год за высокую цитируемость публикаций. В 2022 году по программе было подано более 1000 заявлений, выплату получило более 250 сотрудников и более 170 обучающихся МФТИ. Так же продолжили действовать программа по привлечению ведущих ученых к научному руководству на обучающимися МФТИ. Программа предусматривает ежемесячный выплаты научным руководителям – участникам программы и выплату стипендий обучающимся, опубликовавшим работы в высокорейтинговых журналах. В программе приняло участие более 100 научных руководителей и более 270 обучающихся.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ПО ГРУППАМ НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В 2022 ГОДУ
Группа научных специальностей | Шифр ГНС | РИНЦ | Результативность исследований и разработок, ед. | Работники, выполнявшие научные исследования и разработки, чел. | ||||
кол-во публикаций | кол-во цитирований публикаций, изданных за последние 5 лет | кол-во патентов | кол-во созданных РИД | кол-во использованных РИД | доктора наук | кандидаты наук | ||
Всего | -- | 2331 | 104747 | 12 | 117 | 124 | -- | -- |
Всего по группам научных специальностей | -- | 2331 | 104747 | 12 | 117 | 124 | 32 | 204 |
Математика и механика | 1.1. | 326 | 7235 | 0 | 0 | 1 | 5 | 9 |
Компьютерные науки и информатика | 1.2. | 148 | 5691 | 0 | 19 | 17 | 1 | 3 |
Физические науки | 1.3. | 637 | 44140 | 0 | 9 | 0 | 21 | 115 |
Химические науки | 1.4. | 132 | 4409 | 0 | 0 | 5 | 2 | 18 |
Биологические науки | 1.5. | 142 | 8031 | 0 | 4 | 7 | 1 | 23 |
Науки о Земле и окружающей среде | 1.6. | 62 | 3148 | 1 | 6 | 7 | 0 | 0 |
Строительство и архитектура | 2.1. | 1 | 76 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Электроника, фотоника, приборостроение и связь | 2.2. | 51 | 2264 | 0 | 0 | 18 | 1 | 6 |
Информационные технологии и телекоммуникации | 2.3. | 27 | 1048 | 0 | 0 | 10 | 0 | 13 |
Энергетика и электротехника | 2.4. | 42 | 1803 | 1 | 39 | 7 | 0 | 3 |
Машиностроение | 2.5. | 142 | 1681 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Химические технологии, науки о материалах, металлургия | 2.6. | 274 | 4561 | 3 | 15 | 0 | 0 | 0 |
Биотехнологии | 2.7. | 4 | 307 | 0 | 23 | 0 | 0 | 4 |
Недропользование и горные науки | 2.8. | 15 | 714 | 0 | 0 | 48 | 0 | 0 |
Транспортные системы | 2.9. | 2 | 25 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Клиническая медицина | 3.1. | 124 | 9165 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Профилактическая медицина | 3.2. | 4 | 358 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Медико-биологические науки | 3.3. | 118 | 5841 | 6 | 2 | 3 | 0 | 4 |
Фармацевтические науки | 3.4. | 23 | 1834 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Агрономия, лесное и водное хозяйство | 4.1. | 0 | 628 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Агроинженерия и пищевые технологии | 4.3. | 1 | 186 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Право | 5.1. | 0 | 47 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Экономика | 5.2. | 12 | 209 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 |
Психология | 5.3. | 2 | 381 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Социология | 5.4. | 12 | 229 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Политические науки | 5.5. | 1 | 27 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Исторические науки | 5.6. | 1 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Философия | 5.7. | 3 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Педагогика | 5.8. | 7 | 47 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Филология | 5.9. | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Теология | 5.11. | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Когнитивные науки | 5.12. | 12 | 648 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |