А.И. Желанников, В.Е. Лесков
Военный авиационный технический университет
Рост интенсивности воздушного движения в районах крупных аэропортов поставил перед авиационными специалистами новые задачи по изучению законов формирования и распространения спутных следов за самолетами. По статистике ИКАО около 20% всех авиационных инцидентов происходит из-за внешних воздействий, в том числе и из-за попадания в спутные следы впереди летящих самолетов. По данным Национального комитета безопасности перевозок авиации общего назначения США, таких инцидентов бывает 13-17 в год.
В данной работе показывается, что на характеристики спутного следа значительное влияние оказывает аэродинамическая компоновка. Методом дискретных вихрей моделировалось обтекание четырех различных самолетов: Ан-124, Ил-76, В-767 и Як-40. Затем с помощью математической модели дальнего спутного следа за ними рассчитывались характеристики следа. На рис.1 представлены результаты расчета одной из важнейших характеристик спутного следа - скоса потока
за четырьмя этими различными по аэродинамической компоновке самолетами
на расстоянии 80 размахов крыла. В формуле