Взгляд на прошлое и будущее Физтеха

Не так часто студентам удаётся заводить долгие беседы с преподавателями, перенимать их жизненный опыт, интересоваться их мнением. Поэтому мы собрали самые интересные вопросы о Физтехе и российском образовании, волнующие студентов, и задали их одному из самых известных преподавателей МФТИ, лидеру российской команды на Международной математической олимпиаде, доценту кафедры высшей математики Назару Хангельдыевичу Агаханову.

- Добрый день! Совсем недавно прошли празднования 68-го Дня Рождения МФТИ. А какие мероприятия прошлых лет на Физтехе Вы запомнили больше всего?

- Добрый день! Конечно, самые разные. Есть, например, празднование 1 апреля (смеется). Самые разные шутки появлялись - иногда добрые, иногда злые. Из забавного - 1 апреля выпал достаточно глубокий снег, и студенты слепили фигуру любимого преподавателя. Догадайтесь, кого?

- Беклемишева?

- Беклемишева, да. Причем, настолько натурально был слеплен, что все сразу узнавали этот образ.

- А как давно это было?

- Где-то лет 13 назад. Кстати, милая шутка была – мел находился в коридоре в специальном ящике с надписью «Мел». Кто-то из студентов взял и написал «Мел Гибсон». Еще одна, тонкая штука - в те времена были проблемы с продуктами, и люди в целях экономии скупали их в оптовых количествах. В частности, завезли на Физтех «сахар-песок». А студенты добавили: «соотношение 50/50» (смеется).

- Спасибо за истории, не слышали о них. А как давно вы на Физтехе и насколько он изменился за время вашего преподавания?


- Я пришел работать в МФТИ в 1979 году, сразу же после окончания аспирантуры мехмата МГУ. Первое, чем меня сразу поразил Физтех, - «дух свободомыслия». В те времена МГУ находился под очень жестким государственным контролем, поэтому студенты не имели права писать тексты, которые могли быть истолкованы неправильно. На Физтехе, в общем, можно было писать почти всё, что угодно, поэтому стенгазеты здесь были достаточно интересные, яркие, необычные. Сложно сравнивать давние времена с нынешними. Конечно, меняются абитуриенты. Соответственно, меняются и физтехи. Абитуриенты МФТИ - это те ребята, которые с удовольствием занимаются в школьные годы физикой, математикой. Их процент в целом стабилен. Физтех развивается, и это приятно.

- Вы преподаёте достаточно давно, наверное, многое видели. Какие самые запоминающиеся курьезы были на вашей практике?

- Разное бывало. Один из курьезов - было время, когда преподаватели участвовали в работе ДНД. Мы с Игорем Анатольевичем Чубаровым, прячась от дождя, заскочили в первую попавшуюся общагу. Видим большую стенгазету, где фотопортреты всех преподавателей нашей кафедры и под ними стоят звездочки. Оказывается, они сделали памятку для первокурсников, к кому нужно ходить на экзаменах, а к кому не нужно. На самом деле, это всё ерунда – если человек знает, он получит хорошую оценку. А если не знает, вряд ли его спасет то, что он будет выбирать преподавателя.

- Расскажите еще о Вашей студенческой жизни.

- Учился я в МГУ. Первые 2 года жил в достаточно стеснённых условиях в филиале Дома студентов. На первом курсе даже приходилось спать на раскладушке. С первого курса я старался познакомиться с Москвой и ее достопримечательностями, сходить в театры, в кино, консерватории, стоял ночами в очередях за билетами. Начиная со 2 курса, стал вести кружки для школьников по субботам, а с третьего курса начал преподавать в 57 школе. С удовольствием ходил в походы, а потом и водил ребят. Жил, в общем-то, классической студенческой жизнью.

- Как Вы относитесь к ЕГЭ и новой системе поступления?

- Я не буду комментировать ЕГЭ по русскому языку и другим предметам, буду говорить про математику. Одно время я был активным противником государственного экзамена. Качество математического образования выстроилось в натаскивание школьников на решение стандартных задач, это подавило логику. С другой стороны, ЕГЭ оказалось очень вовремя введенным экзаменом, потому что в стране бешеными темпами падает уровень образования. Главных причин несколько. В школы приходят преподаватели, которые обучались в вузах с 90-х годов, а в то время в пед.вузы шли молодые люди больше по остаточному принципу. Также изменилось отношение к образованию, когда для каждого выпускника школы есть возможность поступить на бюджетное место. Яркий пример с поступлением на Физтех в прошлом году - я в начале июня читал онлайн лекцию на портале и позволял школьникам задавать вопросы. Меня попросили решить несколько задач, в итоге это оказались задания реального ЕГЭ из интернета. Конечно, никакой нормальный человек, купивший или списавший ЕГЭ, не пойдет учиться на Физтех – все равно вылетят, тем не менее, такое было. В этом году ситуация кардинально поменялась, результаты экзаменов стали более правдоподобные. Можно считать, что это один из способов выявления более подготовленных школьников, к тому же меняются и сами задачи на ЕГЭ. Сейчас можно считать, что, по крайней мере, ЕГЭ - позитивный экзамен.

- Кроме уровня школьного образования, отличаются ли первокурсники сейчас от тех, что были несколько лет назад?

- Конечно, отличаются. Молодое поколение – оно другое, пришло время прагматиков. Раньше нередко было, что уже на 3 курсе студенты начинали «халявить», сейчас за редким исключением почти вся группа присутствует на занятии. Люди воспринимали этот мир как ту конструкцию, которая должна была как-то минимально обеспечивать их жизни. В наше время многие понимают - для того, чтобы чего-то добиться, нужно и самим прилагать усилия. Однако есть и глобальная проблема - всеобщая компьютеризация. Она привела к тому, что знания получаются через интернет. Возможность скачать информацию автоматически приводит к тому, что она не остается в голове. На Физтехе в большинстве случаев такого всё же не происходит, но преподаватели других вузов кричат: «Караул! Студенты не понимают, что им рассказывается, они не могут зафиксировать это в голове!».

- Как Вы думаете, в чем главное отличие МФТИ от других вузов?

- На Физтехе, с одной стороны, проще учиться - если ты прикладываешь усилия и при этом у тебя есть средние способности, то ты добьешься успеха. Скажем, в отличие от того же мехмата, где, если у твои способности ниже среднего, то как не бейся головой об стенку все равно будешь троечником или двоечником. С другой стороны, в МФТИ очень большая нагрузка, выживают сильнейшие. Даже в этом есть недостаток - если студент заболел на достаточно долгий период, то ему тяжело снова вернуться в привычное русло. Те, кто успешно проходит через это испытание, становятся успешными в будущем. Физтех - это мощное испытание. После такой школы ты готов ко всему.

- Каким Вы видите идеального студента?

- Конечно, формально я должен был ответить на него так: студент, который ходит на все занятия, все время работает, хорошо сдает задание, экзамен и так далее. Идеальный студент – это тот, которому интересно, при этом он не скатывается на то, чтобы убивать свое свободное время чем-то бесполезным. Чем все взрослые завидуют молодежи? Не тем, что они молодые, а тем, что у них много свободного времени. Изначально ты еще не завязан огромным количеством веревочек, цепей, дел, которые ты обязан делать. Тебе помогают, тебе рассказывают, и ты делаешь свой осознанный выбор. И вот нужно, чтобы этот осознанный выбор – он был разумный. Идеальный студент не только ставит цель, но и добивается её.

- Каким будет Физтех и российская наука, по Вашему мнению, через 50 лет?

- Здесь точно невозможно ничего предсказывать. В современном мире 50 лет – огромный промежуток времени. Когда я в 70-х годах учился, мы еще в машинных кодах программировали, вычислительные машины занимали огромные залы. Не было такого понятия, как интернет, не было и средств коммуникации, которые есть сейчас, и медицина была на совершенно другом уровне. Мир другой, и абсолютно другие жизненные условия. Что будет с наукой через 50 лет? Не знаю, очень сложный вопрос, так что не берусь ответить.

- Спасибо большое за внимание и за интересные ответы на вопросы! До свидания!

- До встречи!

ID
NAME
PREVIEW_TEXT
PREVIEW_PICTURE
DETAIL_TEXT
DETAIL_PICTURE
DATE_ACTIVE_FROM
ACTIVE_FROM
IBLOCK_ID
AUTHOR