Человек, у которого ещё нет Оскара

Этого преподавателя знает любой студент МФТИ. И если не все физтехи могут посещать его лекции, то их видеозаписи при подготовке к экзаменам становятся популярнее оскароносных фильмов. Мы взяли интервью у одного из самых любимых студентами преподавателей, кандидата физ.-мат. наук, доцента кафедры общей физики, заместителя директора Объединенного института высоких температур РАН Андрея Владимировича Гаврикова.

- Мы хотим начать наше интервью с популярного вопроса. Как Вы оцениваете нынешнее поколение физтехов?

- Я глубоко убеждён в том, что школьная подготовка стала слабее, теперь на Физтехе мы должны проходить всё подробнее. Но студента также характеризует жажда знаний и умение работать. У каждого есть уже наработанный к моменту поступления хороший ум, целеустремлённость и способность трудиться. Эти качества у ребят на очень достойном уровне, они хотят и могут учиться. Я веду группу с первого до третьего курса и воочию вижу прогресс. Я понимаю, как студентам было тяжело в начале, в первом семестре, и какие они молодцы сейчас.

-Раз уж речь зашла о студентах, то расскажите нам, каким студентом были Вы?

- Очень тяжело сравнивать себя с сегодняшними студентами. Конечно, были сложности, но я не могу сказать, что было совсем тяжело учиться. Тогда немного другая жизнь была, вторая половина девяностых годов. Но точно так же в общежитии радовались, переживали, занимались спортом - всё как положено.

-А как готовились к экзаменам?

- Например, к экзамену по математике готовились так: мы с друзьями садились, составляли чёткий график, и если три дня на подготовку, то каждый день надо было написать треть билетов. Мы готовили большие, подробные билеты, потому что это позволяет лучше понять материал и выучить его. А на самом экзамене уже оказывалось, что бомбы и не нужны. В физтеховском курсе физики отрыв между задачами и теорией был (и есть сейчас) не такой большой, как в курсе математики. По физике мы решали задачи в течение семестра - так наступало понимание физических явлений. В последний день этому просто нельзя научиться.

-Как вы относитесь к тому, что с появлением видеолекций необходимость посещения обычных лекций пропадает?

- Видеолекции обязательно должны быть, потому что всегда можно обратиться к тому материалу, который нужен именно здесь и сейчас. Но это не исключает общение с преподавателем, так как он ориентируется на ту аудиторию, которая перед ним находится. И если через 10 лет можно будет перейти только на видеолекции, то переходить на видеосеминары нельзя - это понизит качество образования. Задачи нужно решать очно с преподавателем, обсуждать на семинарах какие-то вопросы, а лекции можно просто начитать, и пускай их смотрят.

-Вы закончили Физтех сравнительно недавно. Есть ли какая-нибудь интересная история из Вашей студенческой жизни?

- Наверное, всем известен профессор Беклемишев. Так сложилось, что наша семинаристка заболела, и примерно месяц он её заменял. Занятия длились две пары подряд, так что к концу внимание немного рассеивалось, и люди начинали болтать. Тогда он поворачивался к нам и говорил, что занятия математикой подобны наливанию мёда в бутылку с тонким горлышком - если вы захотите налить много и сразу, то горлышко забьётся и ничего не получится, а надо наливать туда тонкой струйкой. Такой афоризм невозможно было забыть (улыбается). В следующий раз он сказал, что математика – это почти как подтягивания: когда мы подтянулись и думаем, что больше уже не можем, то надо собраться и подтянуться ещё раз.

- Сохранились ли у вас увлечения со студенческих времен?

- Для меня достаточно важны занятия спортом - люди, которые уделяют время физкультуре, более активны и в обычной жизни. Сейчас я занимаюсь лёгкой атлетикой: бегаю по 8 км и занимаюсь в зале. Советую попробовать фитнес-программу Insanity, которая состоит из интервальных тренировок.

- А чем занимаетесь в свободное время помимо спорта?


- Мне интересна аналитика происходящего в мире, интересна история, как текущая, так и дела минувших дней. Сейчас, например, я читаю книгу про Суворова, автор Петрушевский («Генералиссимус князь Суворов» - прим.ред.). Интересно читать про то, как Суворов воевал в Польше. И как ни странно, мне это очень напоминает события, которые сейчас происходят на Украине. Просто люди не видят своей истории. Возможно, всего этого и не было, если бы человечество чаще оглядывалось назад.

- На сегодняшний день в нашем институте происходит очень много изменений. Как Вы относитесь к переменам на Физтехе?

- Этот вопрос, на самом деле, очень многогранный и непростой. Согласен ли я со всем тем, что вокруг происходит? Я бы сказал, что нет. Согласен ли я с тем, что обязательно должно быть движение вперед? Да, конечно, потому что иначе начнётся полная деградация и распад. Сейчас складывается не очень простая ситуация с образованием. Есть какие-то правила игры, диктуемые современной жизнью. Физтех порой вынужден подстраиваться, чтобы по-прежнему говорить, что мы можем обеспечить достойный уровень преподавания и держать марку Физтеха – это ведь, на самом деле, трудно. Есть ещё то, как это всё преподнесено во внешний мир - придут ли сюда абитуриенты, которых надо научить. И всё это диктует порой какие-то парадоксальные и не очень правильные действия. Тем не менее, шаги должны предприниматься, и без прогресса невозможно. С прогрессом не могут быть согласны все. Нельзя занимать пассивную позицию – это самое важное.

- Не секрет, что Вы популярны среди студентов. Как Вам это удаётся?

- Если честно, я не знаю как ответить (смеется). Попробую высказать свое отношение к этому. Каждый человек чувствует, что какие-то вещи он знает и понимает, как их надо делать. Мне кажется, что я понимаю, как студенту надо объяснить тот вопрос, который ему неясен. Говорят, что я популярен (улыбается). Это значит, что мне это удаётся. Пока это так, я буду преподавать. Если в какой-то момент я увижу, что уже не могу донести до студента знание, видимо, придёт время уходить куда-то в другое место. Если кратко - нужно помнить, зачем ты это делаешь.

- И вопрос напоследок. Что Вы бы хотели пожелать студентам?


- Я бы разбил пожелание на две части. Желаю всем найти свою нишу и стать профессионалами в этой области, чтобы было не стыдно сказать: «Вот я этим занимаюсь. Я здесь профессионал, ко мне приходят люди, и я им помогаю». А второе пожелание более узкоспециализированное. Я пожелаю оставаться в науке, потому что это очень нужно. Нельзя, чтобы наука умерла. Результаты этого будут плачевными, просто вы их не увидите сразу. Так сложилось, что я как ни посмотрю - у нас всё время сложные времена. Нельзя сдаваться, нужно работать. В науке это порой тяжело, как и во многих других местах, но все равно это нужно делать. Идите в науку, вы можете привнести много нового, в том числе для своей страны. Не забывайте про Россию, будьте патриотами. Даже если жизнь заставит вас куда-то уехать, помните, где вы родились и учились, и благодаря тому, что у вас были такие возможности на начальном этапе вашей жизни, вы чего-то достигли.

- Большое спасибо, что нашли время на беседу с нами и ответили на все интересующие студентов вопросы! 
ID
NAME
PREVIEW_TEXT
PREVIEW_PICTURE
DETAIL_TEXT
DETAIL_PICTURE
DATE_ACTIVE_FROM
ACTIVE_FROM
IBLOCK_ID
AUTHOR