Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Международная олимпиада по математике: как готовят чемпионов?

  Вторник, 29.06.2010. Полный текст на сайте Радиостанции

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: 16 часов 6 минут в столице, и у нас в гостях Назар Агаханов, доцент Московского физико-технического института. И как я понял, руководитель олимпийской сборной России по математике.

Н.АГАХАНОВ: Да. Ну, это называется Руководитель национальной сборной России по математике на международной математической Олимпиаде школьников.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: И мы говорим о международных Олимпиадах по математике, о том, как готовят чемпионов. Давайте начнем с двоечников. А, может быть, они и не двоечники? Сегодня Рособрнадзор ряд данных опубликовал по результатам ЕГЭ, и один из них – это 16 тысяч школьников не осилили ЕГЭ. Олимпийцы, они ребята, которые участвуют в Олимпиадах и даже выигрывают Олимпиады, они сдают ЕГЭ вообще, в принципе? Вот, победителям-то это, наверное, и не нужно?

Н.АГАХАНОВ: Ну, в общем, формально объявляется, что вроде и не нужно. По крайней мере, победители и призеры Всероссийской Олимпиады школьников – они зачисляются в профильные вузы без экзаменов. Но, на всякий случай, все сдают ЕГЭ, потому что мало ли – сейчас правила такие, потом они будут изменены. И чтобы не оказаться в таком неловком положении, когда у них все достижения есть, а в то же время они не могут быть зачислены в вуз, ребята все сдавали ЕГЭ. Ну, они, конечно же, сдают этот экзамен хорошо, практически все написали ЕГЭ на 100 баллов. Вот, те, кто победители, призеры Всероссийской Олимпиады.

А.САМСОНОВА: Но Олимпиада – это же тоже тест, только посложнее, наверное, в несколько раз.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Знаете, это совсем другой. Олимпиада – это же нестандартное, это ребята с нестандартным мышлением, и Олимпиада – там же нестандартные вопросы по математике, которые выявляют способности так мыслить. А ЕГЭ – это же, в общем, такая, стандартизированная вещь. Все равно справляются.

Н.АГАХАНОВ: Ну, в общем, понимаете, для того, чтобы добиться успеха в Олимпиаде, нужно, во-первых, обладать двумя качествами. С одной стороны, нужна, конечно, креативность, талантливость, способности. А с другой стороны так же, как человек, если он блестящий музыкант, он не может играть, если он не играет ежедневно гаммы, и у него нет соответствующей техники. То же самое и с олимпийцами. Если они медленно или некачественно, с ошибками выполняют простые задания, то, естественно, они не добьются успеха. Поэтому все олимпийцы обладают хорошей техникой – без этого никуда.

Другое дело, опыт показывает, что наши ребята, все-таки, уступают, скажем, своим соперникам из стран Юго-Восточной Азии, ну, в первую очередь Китаю. Китай, Южная Корея блестяще справляются мгновенно с любыми, ну, достаточно сложными, но техническими заданиями. А наши ребята, вообще, впереди планеты все, конечно, в области креативности, именно способностей логических, творческих.

А.САМСОНОВА: Назар Хангельдыевич, вот, когда, например, мы сдаем тесты на поступление на магистерские программы в Америку и там есть математическая часть, рассчитанная на выпускников вузов, то, как правило, это все входит в школьную программу российскую. И можно предполагать, что и выпускники российских школ просто по тому, что они прошли, успели пройти, должны быть лучше подготовлены, чем представители других стран просто из-за разницы в программах.

Н.АГАХАНОВ: Ну, несомненно. Вот, мои коллеги, которые работали, преподавали в ведущих вузах, в том числе и в Америке, говорят о том, что в начале приходится рассказывать студентам те вещи, которые, вроде бы, у нас знают, в общем, школе, даже не обязательно в выпускных классах. То есть иногда приходится начинать даже чуть ли не со сложения дробей. Другое дело, что потом происходит движение вперед.

Вообще, программы, даже не столько программы различаются, сколько подходы. В нашей школе, все-таки, во главу угла ставилось прежде, вот, до введения ЕГЭ, например, умение строить логические конструкции. Вот, скажем, такой предмет как геометрия – это в первую очередь «Докажите, что». Значит, вы должны сами придумать некоторую логическую конструкцию. А западные учебники по математике – они больше устроены были по принципу, так скажем, ну вот, справочник для инженера. Вот, есть большое количество понятий и формулы «в такой ситуации делай так, в такой ситуации делай так». Ну и поэтому другие принципы. Тем ребятам, которые учились в западной школе – ну школе, не высшей школе – и приезжали по тем или иным причинам продолжать учебу в России, им всегда очень сложно в математике именно не из-за разницы в программах – они, может, даже прошли больше по объему – а именно в том, как устроена программа. Они не умеют решать, ну, вот, наши задачи, скажем, задачи на движение «Из пункта «А» в пункт «Б» выехал» - вот такой пример.

А.САМСОНОВА: А где проходит международный этап?

Н.АГАХАНОВ: Международная Олимпиада ежегодно проходит в разных странах. Ну, за это время удалось нам посмотреть весь мир. Но сейчас как-то она все приближалась к нашим границам, в 2007 году была во Вьетнаме, потом в Испании, потом в Германии, а в этом году совсем рядышком – в Казахстане будет проходить международная Олимпиада.

А.САМСОНОВА: А кто оплачивает школьникам поездку туда?

Н.АГАХАНОВ: Ну, слава богу, уже последние годы стабильно это федеральные структуры образования. Ну, вот, прежние годы Федеральное агентство по образованию оплачивало поездку, сейчас оно, вот, снова слилось с министерством, и поэтому в этом году Министерство образования и науки РФ.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Сколько лет уже проходят эти международные Олимпиады?

Н.АГАХАНОВ: Ну, международные Олимпиады как раз берут свое начало именно с математических Олимпиад. Но поскольку во всем мире математика самый популярный предмет, ну и мы знаем, что он занимает центральное место вообще в системе образования, равно как и в системе научного знания, поэтому... Ну, в скорости после Второй мировой войны возникла идея о создании некоторого такого мероприятия, которое бы объединяло, ну, в первую очередь тогда страны соцлагеря. И международные Олимпиады в начале 50-х годов зародились именно как Олимпиада стран соцлагеря. Ну а потом постепенно к ним стали подключаться и западные страны, и сейчас, вот, международная математическая Олимпиада – это самая популярная, в ней участвует около 100 стран мира. Ну, практически все страны всех континентов кроме Африки, которая представлена 5-7-ю странами.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, в общем, понятно. По истории и по литературе значительно сложнее международную Олимпиаду проводить, потому что как-то оценивать это тяжело все будет.

Н.АГАХАНОВ: Особенно по истории.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Да.

А.САМСОНОВА: Назар Хангельдыевич, когда побеждают на всероссийском этапе, то понятно, выбирают и имеют возможность ваши победители учиться в каком-нибудь самом замечательном вузе без экзаменов. А победители международной Олимпиады что имеют, какие преференции? Статус и почет.

Н.АГАХАНОВ: Ну, могу сказать, что для многих стран, вот, ребятам из многих стран – ну, там, вроде, скажем, Болгарии – как раз участие и победа на международной Олимпиаде очень важны, потому что они получают право бесплатно обучаться в ведущих западных университетах. Потому что победителей международных Олимпиад с радостью, с распростертыми объятиями готовы видеть в любых...

А.САМСОНОВА: Это только Болгарии или всех?

Н.АГАХАНОВ: Нет-нет, это все страны мира. Я просто пример Болгарии привел по той причине, что мы на протяжении многих лет с ними активно сотрудничаем в области Олимпиад. Для наших школьников, в общем, это не столь важная преференция, поскольку большинство из них предпочитает продолжить обучение в университетах нашей страны.

А.САМСОНОВА: Неужели, вот, имея выбор между самым лучшим факультетом МГУ и Массачусетским технологическим университетом, они выбирают МГУ?

Н.АГАХАНОВ: Вы знаете, вот, с точки зрения образования у нас, на самом деле, образование неплохое, ну а математическое, можно сказать, и хорошее. Проблема в другом. Проблема в первую очередь касается физиков. Ребята получают очень хорошее образование, но у нас очень плохо оснащенные лаборатории. Поэтому многие ребята...

А.САМСОНОВА: Теорфизикой можно заниматься в наших, да. А все остальное?

Н.АГАХАНОВ: Да-да. А, вот, экспериментальной уже очень тяжело. Поэтому многие там талантливые ребята уезжают, получив образование, из нашей страны не по той причине, что там на Западе больше платят. Сейчас у нас в стране, в принципе, могут платить хорошо. Но для того чтобы реализовать себя в полной мере, нужно, чтобы была возможность чисто технологическая, техническая, экспериментальная база.

У математиков такой проблемы, в общем, нет и поэтому не очень большой процент математиков уезжает. На постоянно вообще редко. Чаще так, получают приглашение на какой-то грант поехать поработать, наукой позаниматься. Выезжают на некоторое время, потом возвращаются, потом в другую страну уезжают. Так что, в основном, математики, все-таки, скажем так, базируются в России.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: В МГУ и к вам в Физтех.

Н.АГАХАНОВ: Ну, в общем, понимаете, сейчас выбор стал достаточно богат для математиков, потому что помимо традиционных Мехмата, Физтеха, ну а для ребят из северного региона России – это СпбГУ Матмеха. Сейчас конкуренцию составляет кафедра математики Высшей Школы Экономики, которая там решила набирать олимпийцев тоже и много для этого сделала. Ну, вот, на Физтехе там Факультет инноваций и высоких технологий тоже приглашает хороших математиков помимо традиционного Факультета прикладной математики. Ну, ВМК, понятно, тоже. Поэтому сейчас выбор сложный стоит перед математиками-олимпийцами.

А.САМСОНОВА: Что выбирают из этих всех?

Н.АГАХАНОВ: Вы знаете, сейчас очень сложно. Ну, конечно, те, кто хочет заниматься чистой математикой, они предпочитают Мехмат МГУ, ну или там Махмет, соответственно, в Питере. А те, кто хочет в большей степени как-то там, ну, чисто прикладывать свои знания к чему-нибудь, они уж там больше Физтех чаще выбирают. Ну, это индивидуально, конечно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: История выступления сборной России, вот так можно говорить, «сборная России»?

Н.АГАХАНОВ: Да-да-да.

А.САМСОНОВА: Сборной России на Олимпиадах по математике какова?

Н.АГАХАНОВ: Ну, в общем, в 1992 году нам повезло, потому что уже там план проведения международных Олимпиад составляется на несколько лет вперед, и как раз Советский Союз пригласил Олимпиаду в Москву. Но как раз Союз распался, и поэтому сразу же страны, республики бывшего союза получили возможность отдельными командами выступать на международной Олимпиаде, и вот с тех пор, с 1992 года команда России выступает. Ну, успехи поначалу были где-то в районе 4-го места, команда России выступала. Но потом постепенно стала продвигаться вперед и в последние годы так, традиционно мы вторые. Ну, вторые понятно после кого, после Китая.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А я думал Индии, нет?

Н.АГАХАНОВ: Нет-нет, именно Китай. Вообще, скажем так, условно говоря, итоговые таблицы международной Олимпиады – хотя, это условно, потому что командный зачет неофициальный. Официально ребята индивидуально участвуют в Олимпиаде, поэтому речь может вестись только о том, кто там абсолютный победитель, кто взял золото, серебро. Но, вот, получается, как правило, из 6 школьников, которые входят в нашу команду, ну, 5 получают золотые медали, 1 серебряную – где-то такой стабильно у нас результат.

А.САМСОНОВА: А сколько вообще комплектов медалей?

Н.АГАХАНОВ: Да. Ну, дело в том, что вообще где-то около 40 золотых медалей вручается суммарно на международной Олимпиаде, и, вот, наша команда обычно где-то так, 5-6.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А у китайских математиков – там по 2 или по несколько получается?

Н.АГАХАНОВ: Нет-нет-нет. Школьник получает одну медаль. Здесь общие зачеты.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Нет, это как-то засуживать: 5 золотых, 1 серебряная, а результат – второе место командное.

Н.АГАХАНОВ: А у китайцев бывает, что и все 6 золотых. Но, впрочем, и у нас тоже бывает, что мы все 6 золотых медалей берем. Ну, вот, в 2007 году мы сумели таки обыграть китайцев. Ну, просто в тот год задачи были, скажем, они были творческие, креативные. И тут уж наши могут дать фору любой стране, потому что пусть мы пишем очень коряво, очень непонятно, решения наших школьников с трудом воспринимаются международным жюри, потому что всегда они какие-то необычные. Но с другой стороны, задачи были достаточно сложные, вот, в творческом отношении и здесь мы сумели победить.

А так, традиционные лидеры – это Китай, мы, Южная Корея, США. Ну а дальше в лидеры входят страны в большой степени Юго-Восточной Азии, ну, какой-нибудь там Тайвань, Таиланд, а также Иран, и страны Восточной Европы – это, скорее, Венгрия, Румыния и так далее.

А.САМСОНОВА: А давайте попробуем включить телефон, потому что нам часто, когда мы говорим об Олимпиадах, звонят родители детей-гениев и у них есть свои вопросы, если вы не возражаете.

Н.АГАХАНОВ: Да, пожалуйста.

А.САМСОНОВА: Если есть вопросы по международному этапу именно математической Олимпиады, то, пожалуйста, 363-36-59 телефон работает. Увидим ваши звонки и с удовольствием возьмем и подключим вас к нашему разговору. Я напомню, что мы говорим о международной Олимпиаде по математике как готовят чемпионов с Назаром Агахановым, доцентом Московского физико-технического института.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А как, откуда берется такое количество номинаций? Ну, там есть алгебра, есть геометрия. А откуда 40 взяли?

Н.АГАХАНОВ: Да, я объясню. На самом деле, все школьники решают единый комплект заданий, все участники, более чем полтысячи участников. И задания включают и задачи по алгебре, и по геометрии, и по теории чисел. Другое дело, что было бы совсем уж несправедливо давать одно первое место, ну, там, среди всех участников. Поэтому правила международной Олимпиады устроены так. Определяется 12-я часть от общего числа участников и устанавливается граница. Школьники, которые попадают в 1/12-ю часть всех участников лучшие, они и получают золотые медали. Поэтому золотые медали, ну, может получиться так, что золотую медаль получил и школьник, который набрал максимально 42 балла (это возможный результат), а также и тот, кто набрал, скажем, 37 баллов. Вот, все, у кого от 37 до 42 баллов, вот они все и победители.

А.САМСОНОВА: Просто отсекается 1/12-я часть.

Н.АГАХАНОВ: Отсекается 1/12-я часть от верхушки. То есть вначале все выстраиваются в общем рейтинге, а потом проводятся границы. И тогда становится понятно, какая страна там сколько медалей получила.

А.САМСОНОВА: Понятно. Нам по SMS Лора задает вопрос, «Кто составляет олимпийские задачи?» Вот, действительно, интересно. Методическая комиссия, кто эти люди?

Н.АГАХАНОВ: В течение весны в страны-участницы высылает страна-организатор международной Олимпиады свои предложения, список задач. И потом специальный задачный комитет, который формируется страной, проводящей Олимпиаду. Но они приглашают туда и международных специалистов. Вот, в этом году, что очень приятно, уже не в первый раз в число 3-х приглашенных иностранных специалистов для подготовки заданий Олимпиады входит наш Илья Игоревич Богданов, доцент Физтеха, ну, это один из крупнейших в мире специалистов по Олимпиадам.

И, вот, они отбирают лучшие задачи, список примерно из 30 лучших задач. И затем эти задачи предлагаются на суд международного жюри. Вот, руководители команд, то есть мы, по одному представителю от каждой страны приезжают заранее на Олимпиаду и мы в течение двух-трех дней обсуждаем задачи и выбираем из них уже окончательный комплект.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А есть какие-нибудь логические, чисто логические задачи, которые можно по радио сформулировать? Просто чтобы понять уровень?

Н.АГАХАНОВ: Вы знаете, на самом деле, на международной Олимпиаде задания достаточно сложные и так вот, на слух воспринимать, конечно, тяжело. Этот раздел, о котором вы говорите, называется комбинаторика. Ну, комбинаторные задачи бывают на международной Олимпиаде...

А.САМСОНОВА: Можете задать, пожалуйста, какую-нибудь свою самую любимую задачу математическую, которую, действительно, можно вслух произнести? Ну, такие есть. Просто интересно.

Н.АГАХАНОВ: Ну, такая классическая задача – это о колпаках. Там, значит, на мудрецов надели колпаки, а они заранее имели возможность договориться между собой сообщать информацию. То есть они не видели, какой колпак у них на голове, и каждый, кто назовет неверно... Ну, скажем, один из вариантов задачи – они встали в строй, каждый видит, что происходит перед ним, а сзади не видит и на своей голове тоже. Вот, король объявил, что отсечет голову каждому, кто назовет неправильно, какой же колпак у него на голове. И, вот, какое наименьшее количество мудрецов погибнет после этого?

А.САМСОНОВА: А колпаки могут быть чего? Разного цвета?

Н.АГАХАНОВ: Да, они двух цветов.

А.САМСОНОВА: То есть они выстроились друг за другом и каждый видит только то, что впереди него?

Н.АГАХАНОВ: Да, и он произносит, скажем, говорит «знаю или не знаю», какого цвета у него колпак. И, вот, по этой информации, оказывается, можно, ну, практически всем спастись, если они мудрецы. Ну, это сложное задание.

А.САМСОНОВА: У нас есть звонок, может быть, с вопросом. Алло, здравствуйте, вы в эфире «Эха Москвы», как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Борис Сергеевич.

А.САМСОНОВА: Борис Сергеевич.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня вопрос к товарищу, который сейчас по математике выступает.

А.САМСОНОВА: Да, Назар Агаханов.

СЛУШАТЕЛЬ: Очень приятно. У меня вопрос такой. Я закончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина, и как-то очень сейчас Университет, и очень мало о нем говорят. А, в общем-то, математический факультет тоже должен на высоком уровне быть.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Я прошу прощения, а вы, пожалуйста, вопрос сформулируйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой. Почему мало о нем говорят, и в том числе о математиках? Математики готовятся, в основном...

Н.АГАХАНОВ: Да, Борис Сергеевич, я могу ответить на вопрос. Ситуация такая. Действительно, кафедра математики в Ленинском педуниверситете, институте была очень сильной и, в частности, и олимпийцы работали там. Вот, Кукушкин Борис Николаевич, например, который был руководителем сборной России на международной Олимпиаде 1992 года. Но, к сожалению, получается так, университет педагогический – он не столь популярен стал среди ребят, которые предпочитали выбирать другие университеты, вузы. Ну, в силу причин не того, что качество подготовки не очень высокое, а по той причине, что, ну, это учительская профессия, к сожалению, у нас в стране в течение ряда лет теряла престижность, популярность. И поэтому те, кто оканчивали, скажем, Московский Университет, Физтех или другие вузы, в современных условиях находили с большей легкостью себе место для работы и, соответственно, конкурентность падала Ленинского педа.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Какие-нибудь сборы проходят у ребят? Вы их как-то натаскиваете, уж простите за это слово?

Н.АГАХАНОВ: Да, несомненно. Вот, как раз сейчас проходят сборы подготовки команды России к международной математической Олимпиаде. И они продлятся до 2 июля. Ну, в течение 3-х недель мы готовим команду к международной Олимпиаде. Ну, это практика, установившаяся во многих странах, тех, кто борется за ведущие места. Ну, в Китае там значительно больший промежуток времени, в Китае и Южной Корее. А так, в большинстве стран, действительно, трехнедельные сборы. Это необходимо делать по той причине, что... Ну, как в любом виде соревнований. Все-таки, математические Олимпиады, несмотря на позицию творческую, они еще включают в себя некий элемент состязательности. Это просто обязательная психологическая готовность к новым задачам неожиданным.

А.САМСОНОВА: На время, да?

Н.АГАХАНОВ: К тому же да, время. Поэтому подготовка ведется обязательно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Проблемы допинга не существует? (смеется)

Н.АГАХАНОВ: Ну, в математике, понятно, проблемы допинга уж точно не существует. И поэтому скорее другое нельзя – чтобы ребята слишком увлекались, нужно чтобы они отдыхали.

А.САМСОНОВА: Вот, те ребята, которые, все-таки, проходят и получают золотые медали – это гении, да? Или это просто... Ну, или это талантливые дети? Или среди них есть люди, которые, можно сказать, вот, они лучше в математике разбираются даже если профессора, это гении. Вот, какой уровень вообще у победителей, у золотых призеров?

Н.АГАХАНОВ: Да. Ну, в общем, я могу сказать следующее. Что все математики России, которые стали лауреатами престижных математических премий, которые вручаются в международных, они все в прошлом олимпийцы. Поэтому, конечно, система Олимпиад отбирает лучших, но это не означает, что обязательно все олимпийцы станут выдающимися математиками. Потому что выдающихся математиков единицы буквально.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Это 11-й класс или и не только?

Н.АГАХАНОВ: В этом году у нас 11-классники в команде.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: А, по-разному?

Н.АГАХАНОВ: Да. В прошлом году было четверо 10-классников.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну что ж, спасибо вам. Я напомню, что у нас в гостях был Назар Агаханов, доцент Московского физико-технического института и говорили мы о международных Олимпиадах по математике. Назар Хангельдыевич, спасибо вам.

А.САМСОНОВА: Спасибо.

Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика