Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи. Абитуриентами Физтеха становятся самые талантливые и высокообразованные выпускники школ всей России и десятков стран мира.

Студенческая жизнь в МФТИ насыщенна и разнообразна. Студенты активно совмещают учебную деятельность с занятиями спортом, участием в культурно-массовых мероприятиях, а также их организации. Администрация института всячески поддерживает инициативу и заботится о благополучии студентов. Так, ведется непрерывная работа по расширению студенческого городка и улучшению быта студентов.

Адрес e-mail:

Интервью Н.Н.Кудрявцева радиостанции "Эхо Москвы" - Итоги Всероссийской олимпиады школьников

Эхо Москвы

http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/678583-echo.phtml

Дата : 11.05.2010 16:06
Тема : Итоги Всероссийской Олимпиады школьников
Передача : Разворот
Ведущие : Антонина Самсонова, Андрей Белькевич
Гости : Николай Кудрявцев
А. БЕЛЬКЕВИЧ – Продолжаем наш радиосериал о школьных Олимпиадах. И сегодня у нас в гостях Николай Кудрявцев - ректор Московского физико-технического института и председатель Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников. Добрый день.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Здравствуйте.

А. САМСОНОВА - Масса вопросов поступила к нам на сайт. Итоги Олимпиады видимо подведены. Кто победитель, сколько призовых мест? И что будет с этими ребятами?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Олимпиада проводится по схеме, которая год от года несколько меняется, но в принципе ядро остается прежним. Также и в этом году. Заключительный тур проводился в эти апрельские, майские дни. Это по разным предметам немножко разнесено во времени. Поэтому сейчас окончательных итогов, кто именно персонально, я конечно не знаю. Но Олимпиада проведена и победители по большинству предметов названы. Их сейчас 21 предмет.

А. САМСОНОВА - И победители соответственно Олимпиады вашей физико-технической могут поступать в физико-технический институт?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Нет. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской Олимпиады любого предмета могут поступать, должны быть приняты без экзаменов в любой вуз профильный…

А. САМСОНОВА - К вам кто приходит?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Физики, математики.

А. САМСОНОВА - И у нас на сайте спрашивают: вы как ректор довольны этими студентами? Они хуже, лучше, чем те, кто поступает через ЕГЭ или через традиционные экзамены?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я могу не только свое мнение сказать, но и многих ректоров, поскольку мы обмениваемся этой информацией, это очень сильные ребята. И конечно, их интеллектуальный потенциал выше. Другое дело то, что школьники развиваются очень неравномерно и сама победа или призерство в этой Олимпиады это еще не есть гарантия всех будущих успехов.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Ведется ли какая-то может быть статистика по этим победителям после того как они уже оказываются в вузе, сколько их осталось, сколько может быть отчислено, на какие оценки они учатся, грубо говоря. Прослеживают их дальнейший путь?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Прослеживают, особенно последнее время. Чтобы отчислены, это редчайшее исключение. Я таких случаев не помню. Обычно эти ребята хорошо учатся, хорошо оканчивают вузы, и если говорить о технических специальностях, наших специальностях, обычно они потом поступают в аспирантуру и в более короткие сроки, то есть с опережением графика защищают свои диссертации.

А. САМСОНОВА - Но мы не первый раз говорим об Олимпиадах, которые проводятся не только в Москве, но и во всех регионах. Нас спрашивает школьник из Санкт-Петербурга Алекс: меня иногда очень удивляет разброс в уровне заданий олимпиад, подготовленных разными региональными оргкомитетами. Как можно уравнять задания? Проходят ли задания, выдаваемые на 1-4 туры олимпиад, какую-либо проверку?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Здесь Олимпиада сейчас включает в себя 4 тура. Первый тур это школьные Олимпиады, второй тур – грубо говоря, это районные Олимпиады. Третий тур – областные Олимпиады, для таких больших городов как Санкт-Петербург и Москва это районные Олимпиады и наконец заключительный тур. Конечно, задания заключительного тура формируются методическим комитетом соответствующего предмета. И здесь самый строгий контроль и выверка заданий. Дальше уже ситуация несколько сложнее и действительно задания могут где-то несколько отличаться по сложности. Это всегда предмет центрального оргкомитета, постоянного внимания центрального оргкомитета, но здесь мы находимся в постоянном балансе, стремимся это сделать, но сделать это поверьте, действительно очень сложно.

А. САМСОНОВА - Еще одна проблема, которая возможно возникает. То, что по объективным причинам в Москве и в Санкт-Петербурге у школьников больше возможностей развивать себя по тем или иным предметам. И в связи с этим некоторые школьники говорят о том, что в Москве сложнее выйти на всероссийский тур, чем в регионах. Потому что и задания сложнее и иногда проходной балл выше.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Нет, проходной балл он унифицирован.

А. САМСОНОВА - Точнее пересчитывают оценки…

Н. КУДРЯВЦЕВ - Нет, такого нет. Но что бы я действительно отметил – что таланты это образно говоря как золото, они рассыпаны равномерно по всей территории в данном случае России. И мира в том числе.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Вопрос только равномерно ли занимаются их поисками. В Москве может быть ищут, а где-нибудь на Камчатке не особо.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Так вот Олимпиада она как раз дает эту возможность. Вот первый тур, в первом туре в среднем участвует примерно 7,5 миллионов школьников. Всего у нас учится около 15. В выпускных я имею в виду классах. Последние четыре. И это примерно половина. То есть половина школьников на первом туре участвует. Дальше следующий тур и так далее. И Олимпиада она носит открытый характер, это открытое соревнование, здесь всяким закулисным делам, их очень сложно проводить. Именно потому, что она открытая. И поэтому насколько это возможно, каждый регион там, где меньше условий для подготовки, они в принципе имеют равные я не могу сказать возможности, и даже сейчас это новинка и применяется с этого года, мы очень долго дискутировали, сейчас новое положение вышло об всероссийских Олимпиадах, оно рождалось в творческих дискуссиях и муках. И там например, если в каком-то регион нет по очкам человек не проходит на всероссийский тур, в регионах уже отбирается по очкам, то все равно регион имеет право послать одного человека из двух последних классов выпускного и перед ним на эту Олимпиаду. И сделали мы это специально для того чтобы если какой-то регион где-то отстает по каким-то предметам, и от него никто не поедет, это значит, что он и дальше будет отставать. Чтобы их всех поддерживать в тонусе и на уровне.

А. САМСОНОВА - Каждый ли регион может оплатить поездку, допустим, из бедного региона победило 5 человек, всегда ли регион оплачивает эту поездку?

Н. КУДРЯВЦЕВ - По крайней мере, таких каких-то жалоб нет. И конечно в последние годы регионы очень много вкладывают в финансирование этих Олимпиады, но это же касается и финансирования из федерального бюджета. Сейчас значительно лучше.

А. САМСОНОВА - А как размещение детей, питание? Это же достаточно важный фактор.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Конечно.

А. САМСОНОВА - И все родители всегда довольны гостиницами, вы это видели, как это выглядит? Потому что для многих это важное решение – отправить своего ребенка через всю Россию, непонятно куда. И как он будет там жить.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Во-первых, ребята едут с сопровождающими. То есть, есть взрослые люди. Потом их специальным образом встречают. Там, где проводится Олимпиада это сейчас все открыто, конкурсно, соответствующие организации, которые это делают, участвуют в конкурсе, должны выполнить определенный набор требований. Потом и особенно в этом году на все Олимпиады предметные выезжали руководящие работники министерства. Либо на открытие, либо на закрытие. Это значит присутствуют также руководители регионов. На уровне обычно зам. губернаторов. И поэтому все эти вопросы же безусловно существуют, и просто было на бумаге, но забыли про овраги. Они решаются оперативно, и в последние годы возросло как внимание регионов к этим проблемам, так и внимание нашего министерства.

А. САМСОНОВА - Достаточно финансируется эта программа?

Н. КУДРЯВЦЕВ - На мой взгляд, сейчас она финансируется в нормальных объемах.

А. САМСОНОВА - 363-36-59 – телефон прямого эфира. Я думаю, что у школьников и их родителей тоже есть масса вопросов.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – А пока есть вопросы на нашем сайте. Мама 11-классницы из Самары спрашивает: стать победителем или призером всероссийской Олимпиады очень сложная история, постоянная подготовка к этапам и прохождение их в течении всего года. Моя дочь стала призером олимпиады (франц. яз.) и собирается поступать в МГУ по профилю. Какие препятствия могут устроить вузы по зачислению вне конкурса? Могут быть какие-то препятствия?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Если она победитель и призер, то нет.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – То есть они автоматические должны?

А. САМСОНОВА - А вузы радостно принимают таких студентов?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я за всех ответить не могу. Но общаюсь в большим количеством ректоров, могу сказать, что радостно принимают.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – В том числе и ведущие вузы такие как МГУ.

А. САМСОНОВА - Они часто бывают инициаторами таких Олимпиад.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Вообще у нас 21 Олимпиада предметная и 8 Олимпиад имеют продолжение это международные соревнования, которые будут в июне. И Московский университет тренирует три международные команды. Наш институт тоже три.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Международные Олимпиады по всем предметам?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Восемь. По французскому языку нет международной Олимпиады. Так же как по английскому.

А. САМСОНОВА - То есть по математике…

Н. КУДРЯВЦЕВ - По физике, по химии, информатике, астрономии, биологии, географии.

А. САМСОНОВА - Международную Олимпиаду по истории хотелось бы представить себе.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Россия-Украина, например.

А. САМСОНОВА - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я мама мальчика, который в прошлом году стал призером заключительного этапа…, это дало нам шанс, он был использован учиться в МГУ, поступить туда без экзаменов, сдав только… по русскому и математике. Но, тем не менее, как научный работник, занимающийся, в том числе вопросами образования, я внимательно слежу, и в прошлом году изучала положения всероссийской Олимпиады и сегодня. Вы затронули вопрос регионального представительства, мне кажется это решение не лучшее, которое приняли, потому что это вообще путь к коррупции, когда регион сам по своему усмотрению решает вопрос, кого отправить на заключительный этап. Более того, в прошлом году была ситуация, когда центральный оргкомитет не мог своевременно принять решение, был вынесен протокол заседания о списках финалистов, те, кто был на заключительном этапе, поскольку в некоторых регионах пришли такие подведения результатов, в которых полученные победителем и также призером регионального этапа баллы, превышали сто процентов. То есть у нас иногда в регионах привыкли настолько видимо, с выборами мухлевать, здесь мухлевать…

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Обсчитались, в общем.

СЛУШАТЕЛЬ – И оргкомитет принял решение, это было решено на всероссийской Олимпиаде в прошлом году, в двухдневный срок, чтобы эти регионы привели в порядок свои…, а после этого заводился всероссийский проходной балл, и в итоге от Москвы поехали только 4 человека, победители, например, Олимпиады по праву. А одновременно туда приехали ребята, которые были победителями с гораздо более маленькими результатами. В этом году у меня подозрение, что вновь был видимо, аналогично… чрезвычайно задран проходной балл, потому что, например, я конкретно узнала ситуацию, ребята, которые в прошлом году были 10-классниками, стали победителями и призерами всероссийской Олимпиады заключительного этапа, они в этом году в Москве не смогли преодолеть проходной балл. И только прописанное положение о всероссийской Олимпиаде право, что победители и призеры предыдущего года имеют право приехать прямо на заключительный этап, позволило им приехать и подтвердить, что они победители и призеры. В этом случае раньше было организовано правильно. Не маленькие регионы наравне соревноваться с таким огромным 11-миллионным городом как Москва, и 4-миллионным Петербургом, а были организован перед заключительным этапом конкурс по принципу, где маленькие субъекты федерации объединялись и тогда этот фильтр бы одинаковым для всех. Потому что ваш гость, к сожалению, не совсем верно сказал…

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Хорошо. Понятно.

А. САМСОНОВА - А как вас зовут? Мы забыли попросить вас представиться.

СЛУШАТЕЛЬ – Ольга.

А. САМСОНОВА - Спасибо.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Вот такой длинный вопрос, даже.…

Н. КУДРЯВЦЕВ - Выступление.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Проблема есть?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Проблемы они присутствуют всегда.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Такого рода конкретно эта проблема. И прошлогодняя история, когда не могли утвердить победителей.

Н. КУДРЯВЦЕВ – Всегда есть некий этап, когда собираются сведения, анализируются и так далее. Потому что это достаточно сложное дело. Та проблема, которую я услышал, что в предыдущие годы было 5 этапов Олимпиады, то есть после областного были еще региональные, по новому положению они не проводятся. Тому есть достаточно много причин, и как называется свод анализ в бизнесе, анализ, что делается успешно, где есть риски и так далее, так и здесь.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Слушательница говорит, что сама система проведения зональных Олимпиад выстроена таким образом, чтобы на региональном уровне коррупция существовала.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Тогда будет существовать у вас коррупция на этапе регионов. Объединенных регионов.

А. САМСОНОВА - Если регион сам выбирает кого отправить…

Н. КУДРЯВЦЕВ - Он должен выбрать по максимальному числу баллов.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – И количество этих баллов порой больше, чем возможно…

Н. КУДРЯВЦЕВ - Мне такие случаи неизвестны, я не могу стопроцентно утверждать. Но действительно это положение наличие еще одного этапа помимо того, что это дополнительные расходы бюджетные, это дополнительное время, дополнительная нагрузка на школьников. Есть сторонники, которые говорят, что это действительно лучше, пять итераций лучше, чем четыре. Наверное, это так. Тогда встает вопрос, а почему не 10. Но мое мнение, что 4 этапа вполне достаточно. И если есть вопросы уже к организации конкретной работы, то может быть когда 4 этапа это более отчетливо высветилось и над этим надо трудиться. То, что всякие очепятки как мы говорим, бывают, они действительно бывают. Но они не носят такого системного что ли и намеренного характера. И вопрос если говорить, я принципиально считаю, что коррупция на уровне всероссийской Олимпиады это просто нонсенс, а какой смысл? Ведь на самом деле…

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Чтобы в вуз без экзаменов.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Хорошо, давайте посчитаем. У нас участников заключительного этапа 4,5 миллиона. Победителей и призеров до 45%. Значит, 2 с небольшим тысячи. Это играет какую-то роль в масштабах приема в вузы, в масштабах страны?

А. САМСОНОВА - А в каждом конкретном случае…

Н. КУДРЯВЦЕВ - Это самый дорогой способ попасть в вуз. По затратам.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Победители они ведь не в масштабах страны в вузы поступают. Они выбирают пятерку лучших.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Существуют много более простых менее затратных способов поступить.

А. САМСОНОВА - А регион, школа хочет показать себя как школа, которая постоянно выдает большое количество призеров или людей, которые отправляются на всероссийский тур.

Н. КУДРЯВЦЕВ - А что дальше?

А. САМСОНОВА - Им хочется показатель себе большой сделать. Вот мы каждый раз посылаем 20 школьников на всероссийский тур. Вот какие мы молодцы.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я считаю, что действительно молодцы.

А. САМСОНОВА - Это же можно коррупционным способом решить.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Ну а что потом? Они приезжают на заключительный тур и показывают плохие результаты.

А. САМСОНОВА - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Валентин Николаевич. Я хочу задать один вопрос. Если мы живем в Подмосковье, где можно узнать перечень предметов, по которым проводится Олимпиада.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я думаю, такая информация должна присутствовать во многих местах, в том числе на сайтах образовательных муниципальных, Министерства образования Московской области.

СЛУШАТЕЛЬ – Спасибо большое.

А. САМСОНОВА - Кстати, в каждом ли регионе доступен весь перечень предметов, по которым проводятся Олимпиады?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Да, безусловно.

А. САМСОНОВА - То есть Олимпиада по французскому проходит в самых отдаленных уголках России.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Да. И мы прилагаем наши усилия к тому, что если такие Олимпиады какие-то регионы не проводят, такое бывает, мы работаем с регионами, в составе оргкомитета много руководителей и зам. руководителей образования регионов. То есть оргкомитет в этом смысле работает. Наша задача – чтобы проходила во всех.

А. САМСОНОВА - Давайте еще звонок послушаем. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Ирина, Москва. Мой ребенок стал призером Олимпиады ЦАО по иностранному языку. Когда зашел разговор о следующем этапе, оказалось, что на нее забыла подать заявку школа. Что в таких случаях делать? Потому что когда мы об этом узнали, оказалось, что уже этот…пройден. То есть бегать и искать виноватых или что можно исправить уже было поздно. Что нам нужно делать в следующем году, если такая ситуация вдруг опять случится?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я должен по-человечески посочувствовать уважаемому родителю и ребенку. В этом году нужно действительно вам поработать, сейчас сделать ничего нельзя, потому что, к сожалению, такие правила, по-другому здесь нельзя поступить. Задним числом ничего нельзя сделать. Нужно в следующем году чтобы обязательно была подана заявка. Я сам не из категории жалобщиков, но если школа плохо реагирует, все-таки есть вышестоящие инстанции. Потому что это неправильно, когда просто заявка не подается.

А. САМСОНОВА - Это обязанность школы.

Н. КУДРЯВЦЕВ - Ну конечно.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Давайте в заключении я про международные Олимпиады спрошу. Вы уже говорили, что ведется подготовка. Когда они будут проходить, и по каким-то предметам мы ждем специальных результатов от наших участников?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Я уже сказал, что 8 предметов включено в перечень международных Олимпиад.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Где мы сильнее?

Н. КУДРЯВЦЕВ - Мы по счастью сильны всюду. И это неслучайно. Я хотел бы все-таки отметить, что очень большую роль в подготовке национальных сборных играют предметно-методические комиссии и их руководители. Это фактически тренеры. И по каждому предмету у нас очень заинтересованные люди, которые работают, они влюблены в это дело, и для них просто… громкие слова, но это дело жизни. Теперь ждем результатов и от этого года, здесь год на год не приходится. Но могу сказать результаты прошлого года. У нас всего участвовало 37 школьников во всех 8 Олимпиадах. То есть команды от 3 до 6 человек. И там делается как, решаются задачи и сначала идет ранжирование по количеству очков. А потом определяется уже центральным жюри, сколько очков соответствует золотой медали, какой диапазон серебряной и бронзовой. Так вот, официально это золотые, серебряные, бронзовые медали, которые получают участники. Понятно, что при такой системе подсчетов и золотая не одна, и серебряная не одна и бронзовая не одна может быть по каждому предмету. Так вот из 37 у нас получило 33 человека медали различного достоинства. Есть команды, есть еще неофициальный подсчет, когда считают, сколько завоевала команда. Очень успешно выступают математики, физики, химики, другие предметы.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Николай Николаевич, все к сожалению.

А. САМСОНОВА - Мы не могли прервать такие хорошие новости.

А. БЕЛЬКЕВИЧ – Николай Кудрявцев - ректор Московского физико-технического института, глава Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников был у нас в гостях. Счастливо.
Если вы заметили в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

© 2001-2016 Московский физико-технический институт
(государственный университет)

Техподдержка сайта

МФТИ в социальных сетях

soc-vk soc-fb soc-tw soc-li soc-li
Яндекс.Метрика